Чехов в моей жизни

                Я не скажу, что А.П. Чехов вошёл в мою жизнь с самого детства. Не помню, что мы учили его рассказы по школьной программе, возможно в те годы читали единственный рассказ «Хамелеон.» В сознательном возрасте я прочла «Даму с собачкой» и особенно меня поразили «Цветы запоздалые.» После получения педагогического образования я много лет работала с детьми из деструктивных семей. В этих ребятах не были заложены нравственные начала. Дети росли в неполных семьях, примером для многих были родители алкоголики. Становление личности начинается в семье, а у этих детей не было положительного образа матери и отца. В нравственном воспитании большую роль играет изучение художественной литературы, накапливаются опыт, знания и появляется идеал, образец для подражания. У каждого из нас был идеал, он помогал нам учиться хорошему и доброму, воспитывал положительные нравственные качества.
                В данное время, в век компьютерных технологий обострилась необходимость в развитии творческих способностей с целью воспитания людей с высокими нравственными ценностями. Произведения А.П. Чехова считаются школой нравственного воспитания. Его короткие рассказы ироничны и поучительны без явного назидания. Они направляют нас задуматься о многих людских пороках и добродетелях, о взаимоотношениях между людьми равными и разными по статусу. Сейчас дети в школе изучают произведения А.П. Чехова, поэтому мы часто анализировали, чему учат рассказы, что полезного можем извлечь из прочитанного. Какие-то из рассказов вызывали смех, но проза Чехова – это «Смех сквозь слёзы.» Именно на таких произведениях у детей развивалась эмпатия, т.е. чувство сопереживания. Мы смеялись и сочувствовали литературным героям, рассуждали, как можно было избежать негативных последствий. Что привело человека к трагическим событиям?
             Отличительной чертой произведений А.П. Чехова являются ирония и юмор. Юмор – показатель высокого уровня интеллекта и низкой степени развития агрессии. Юмор строится на аналитических способностях отслеживания противоречий и двусмысленностей. Умелое использование остроумия может стать опасным оружием. Поэтому мы с удовольствием читаем и сейчас рассказы А.П. Чехова и подмечаем юмористические и иронические нотки. Сам А.П. Чехов говорил: «Не понимает человек шутки – пиши пропало! И, знаете – это уже не настоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу!» Так его замечательный короткий рассказ «Жалобная книга» помогает развивать чувство юмора, а некоторые фразы являются образцом безграмотности. Это фразы, которые показывают, как не нужно строить предложения: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.» Вызывает смех и своеобразный рассказ «Письмо учёному соседу.» Короткие шедевры заставляют посмеяться, а рассказ «Смерть чиновника» вызывает сопереживание маленькому человечку, который страдал болезненной мнительностью.
             Я работала с девочками выпускницами, необходимо было готовить их ко взрослой жизни, социализации, воспитывать нравственные ценности. Мы говорили о любви, верности. В этом помогали рассказы А.П. Чехова «О любви», «Попрыгунья», и «Цветы запоздалые.» Девочки рассуждали о духовных и материальных ценностях. Большое впечатление на выпускниц произвёл рассказ «Попрыгунья», который у многих вызвал слёзы, сопереживание и осуждение. Рассказы А.П. Чехова – это сатира на людей, растерявших лучшие человеческие качества и не сумевших проявить своё истинное лицо. Его произведения заставляют нас задуматься и переосмыслить чужие поступки, направляют на верный путь, помогают избавиться от недостатков. Глядя глазами А.П. Чехова со стороны, девочки учились рефлексировать, переносили переживания литературных героев на себя, рассуждали о том, как можно было предотвратить те или иные поступки.
           В произведениях А.П. Чехова проявлен яркий гуманизм и стремление направить нас на проблему самовоспитания, чтобы мы, смеясь над другими, сумели разглядеть негативные черты в себе.
           Проводя воспитательные занятия с детьми, я часто применяла цитаты А.П. Чехова. Цитаты, ставшие афоризмами, крылатыми фразами идут с нами всю жизнь. Многое мы говорим неосознанно, даже не понимая, что это сказал великий русский писатель.
           Очень часто мы вспоминали и дискутировали по высказываниям: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»
«Среди людей нужно сознавать своё достоинство.»
«Природа – очень хорошее успокоительное средство.»
«Автор должен быть гуманен до кончиков ногтей.»
«Краткость – сестра таланта.»
«Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.»
«Там хорошо, где нас нет! В прошлом нас нет, поэтому оно кажется прекрасным.»
Для работы по профилактике негативных привычек рассматривали афоризм: «Водка бела, но красит нос и чернит репутацию.» Можно привести много цитат из произведений великого русского классика, которые вошли в нашу жизнь и стали крылатыми.
           Все произведения великого русского писателя А.П. Чехова обладают большой литературной ценностью, оказывают на подрастающее поколение воспитательное значение, развивают эмпатию, чувство юмора и высокие нравственные качества. Произведения А.П. Чехова актуальны в настоящее время, мы с большим удовольствием читаем и перечитываем, смотрим фильмы и пересматриваем. Классика – означает образцовая, то, у чего необходимо учиться!


Рецензии