Лучшая надежда
Встреча с Богом может произойти непосредственно, как это произошло, например с Апостолами, с Савлом на пути в Дамаск, и опосредованно, не напрямую, косвенно, через посланных Богом евангелистов (Рим.10;15). И в том и в другом случае происходит встреча с Божиим словом. В Это время Бог открывает нам сердца внимать Божию слову (Деян.16;14), отверзает нам ум к уразумению Писаний (Лк.24;45), даёт нам слышание от Божия слова и веру от слышания (Рим.10;17). Есть вера и вера, вера от слышания и вера, которую Бог уделяет каждому верующему (Рим.12;3). Есть верующие и верующие: верующие убеждённые и верующие умилённые. Когда мы услышали слово о том, что (1Ин.4;9) «Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него», что Божия любовь в том, «что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (10), нам открылась Божия любовь к нам (9). От слышания этого слова мы уверовали в него. Вот вера от слышания. По этой вере Бог дал нам умиление (Деян.2;37) и с ним глубокое сердечное переживание нами наших согрешений и самой нашей греховности, страх и трепет пред праведным нашим судиёй, Богом (Деян.9;6), умиление пред бесконечным величием Божией любви, сверхъестественное состояние бесконечной благодарности Богу, сокрушения и смирения сердца, дал сверхъестественную веру по мере сокрушённости наших сердец (Рим.12;3), сверхъестественную решимость отвратиться от греха, обратиться к Богу, принять Иисуса Христа своим личным Спасителем и Господом, Господином своей жизни. По этой вере Бог отдал нам Самого Себя – Отца и Сына во Святом Духе (Ин.14;20), излился в сердца наши любовью, данной нам Святым Духом (Рим.5;5), родил нас свыше от слова благовествования и Святого духа (Ин.3;3,5), сделал нас новым творением (2Кор.5;17).
БОГОПОЗНАНИЕ
«Но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр.7;19). В Иисусе Христе мы имеем всё потребное для жизни и праведности через познание Иисуса Христа (2Пет.1;3). По нашем уверовании Иисус Христос достиг, познал нас, любит нас. Нам надлежит достигнуть, познать и возлюбить Его так, как Он нас; сделать всё необходимое для того, чтобы водиться Иисусом Христом. Бог хочет, чтобы мы познавали Его: достигали Иисуса Христа (Флп.3;12); исполнялись Им (Еф.5;18) и пребывали в Нём (Ин.15;4,5). Наше желание – соединение с Богом. Наша цель – приближение к Нему.
ПРИБЛИЖЕНИЕ К БОГУ
Приближаться к Богу надлежит постоянно пребывая 1) в учении Апостолов; 2) в общении; 3) в преломлении хлеба; 4) в молитвах; 5) в страхе Господнем (Деян.2;42.43); 6) в поклонении, преклонении (Пс.94;6,7); 7) назидая себя палмами; 8) славословиями; 9) духовными песнопениями; 10) благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа Иисуса Христа; 11) повинуясь друг другу в страхе Божием (Еф.5;18-21); 12) принося Богу жертву хвалы; 13) не забывая благотворения и 14) общительности (Евр.13;15,16); 15) постоянно вникая в себя и в учение Апостолов (1Тим.4;16).
ПРИБЛИЖАТЬСЯ К БОГУ В МОЛИТВАХ
УМИЛЕНИЕ, СОКРУШЕНИЕ, СМИРЕНИЕ, ВЕРА, САМООТВЕРЖЕНИЕ,
Мы приходим к Богу в умилении (Деян.2;37), в сокрушении, в великом страхе и трепете, в смирении сердца (Деян.9;6), в вере. Услышавшие Петра, а также Павел на пути в Дамаск приняли Иисуса Христа своим Господом, Господином. Как ничего не значащие рабы в самоотвержении сказали: «Что нам делать?». Веровать значит доверять. Верующий суть доверяющий. Доверчивый значит всегда доверяющий. Мтф.18;2-4: «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Нам надлежит стать смиренными, умалёнными, доверчивыми, как дети. Пр.3;5: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих». Иисус говорит: «Отвергнись себя» (Мтф.16;24), говорит: (Лк.14;26) «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». В Иисусе Христе через познание Его мы имеем всё для жизни и благочестия (2Пет.1;3). Мы можем и должны полностью уповать на Бога, не надеясь на свои плотские рассуждения, ибо они суетны.
ПЛЕНЯТЬ ПОМЫШЛЕНИЯ В ПОСЛУШАНИЕ ХРИСТУ
Бог наставляет нас пленять всякие, не некоторые помышления, но именно всякие помышления в послушание Христу (2Кор.10;5). Если мы пленяем всякое помышление в послушание Христу, то ум остаётся без плода. 1Кор.14;4: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя». Многие комментаторы полагают, что говорящие на незнакомом языке понимают то, что говорят. Во первых, не понимают, ибо Апостол пишет (9): «если... вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер». Если бы понимали, узнали. Во вторых, не всегда не понимают, и Апостол пишет (13): «Говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования». Почему же тогда говорящий на незнакомом языке назидает себя? Потому что ум остаётся без плода (14). Дар говорения на незнакомом языке помимо прочего научает нас пленять всякое помышление в послушание Христу. Однако люди имеют греховное пристрастие кичится своими духовными дарами, в частности, даром говорения на незнакомом языке. Поэтому впереди даров должно идти смирение. Зная губительные последствия соединения гордыни с дарами ортодоксальные церкви и некоторые конфессии отрицают дар говорения на незнакомом языке, но видя необходимость в дисциплинированиии мышления, находят иные средства для этого, например, Иисусову молитву. В православии Иисусова молитва впервые была записана святым Григорием Синаитом, жившем между 1268 и 1346 гг. Молитва получила название умной, потому что она – умное делание, цель которого хранение ума от помыслов, образов, от рассеянных мыслей. Кроме кратости и достоинства алитерации Иисусова молитва – это несомненно смиренная молитва веры. Апостол Павел прямо указывает свойство говорения на незнакомом языке (14): «ум мой остаётся без плода». Поэтому молитву на языках можно было назвать безумной, но существует библейское её название. 1Кор.14;14,15: «Когда я молюсь на языке, то дух мой молится, но ум мой остаётся без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом». Такая молитва в Библии называется молитвой духом. Совершаемые в кротости, в смирении и в сокрушении сердца, молитвы духом служат концентрации внимания, дисциплинируют мышление служат цели избегать рассеянного мышления.
ОТВЕРГАТЬСЯ СЕБЯ
Научаясь молитвами духом отсекать всякое помышление в послушание Христу, мы научаемся отсекать нашу, противящуюся Божией, человеческую волю, возрастаем в самоотвержении.
ОТСЕКАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ
Молитвой духом мы научаемся отсекать всякий образ. Иеромонах Симеон Афонский наставляет: «Прежде всего, научитесь молиться так, чтобы в уме не было никаких образов. Не представляйте себе Христа... Молиться нужно безОбразно. Составляя образ, легко впасть в заблуждение, потому что в этот образ может вмешаться другой образ... Образ важно отсечь. Ведь благодать может покинуть нас! Как раз в этот момент лукавый подмешивает свой образ... и так управляет нашим сознанием».
ПРОТИВОСТОЯТЬ ПЛОТСКИМ ПОМЫШЛЕНИЯМ
Научаясь молитвой духом отсекать всякое помышление в послушание Иисусу Христу, мы научаемся отсекать наши плотские греховные помышления, что чрезвычайно важно, потому что согрешения даже в мысли отделяют нас от Бога; молитвой духом мы научаемся отсекать наше земное, плотское мудрствование, наши плотские мотивы, нашу, противящуюся духу, плоть;
ПРОТИВОСТОЯТЬ МИРСКИМ ИСКУШЕНИЯМ
Молитвой духом мы научаемся отсекать идеи и образы, навязываемые нам греховным миром;
ПРОТИВОСТОЯТЬ САТАНИНСКИМ ОБОЛЬЩЕНИЯМ
Молитвой духом мы научаемся отсекать помыслы исходящие от врага рода человеческого;
ВНИМАТЕЛЬНО, НЕ РАССЕЯННО ЧИТАТЬ СЛОВО
Получив при посредстве молитв духом навыки концентрированного внимания и дисциплинированного мышления, мы научаемся с бОльшим успехом упражняться во внимательном, не рассеянном чтении слова Божия,
ВНИМАТЕЛЬНО, НЕ РАССЕЯННО МОЛИТЬСЯ
во внимательной, не рассеянной молитве.
МОЛИТЬСЯ БЕЗМОЛВНОЙ МОЛИТВОЙ
в безмолвной молитве.
ПОЗНАВАТЬ БОГА В МОЛИТВАХ
ИСПОЛНЯТЬСЯ ДУХОМ
Это помогает нам исполняться Духом, ибо (Лк.11;13) если мы, будучи злы, умеем давать благие даяния нашим детям, то тем более наш Небесный Отец даст Святого Духа просящим у Него. Так (Деян.4;31), по молитве учеников «поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением». Иисус наставлял Петра, Иоанна и Иакова (Мтф.26;41) бодрствовать и молиться, потому что дух бодр, плоть же немощна.
ОБРЕТАТЬ БЛАГОДАТЬ
По меньшей мере в молитвах мы приходим к престолу благодати, чтобы (Евр.4;16) «получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
ДУМАТЬ О НЕБЕСНОМ
Это помогает нам думать не о наших земных заботах, о наших недостатках и тем более о наших достоинствах, а о небесном. Кол.3;1,2: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном». Искать небесного, помышлять о небесном, а не о земном. Флп.4;6-8: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Нам надлежит возложить все заботы на Бога, помышлять исключительно о том, что только истинно, честно, справедливо, чисто, любезно, достославно, что только добродетель и похвала, «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
СМИРЯТЬСЯ
Это помогает нам смиряться. Есть смирение и смирение. Смирение (мир, долготерпение, кротость, сдержанность) – плод духа. Есть плоть и плоть: плоть греховная, которая должна быть умерщвлена духом (Рим.8;13) и плоть, якобы благая, добрая, самовольная, самонадеянная, самоуверенная, но на самом деле немощная, которая должна быть духом усмирена. Мтф.6;9,10: Да приидет Царствие Твое – Твои праведность, мир и радость от Твоего Святого Духа, Который в наших сердцах, да будет воля Твоя и на земле (в наших душах), как на небе (в нашем духе). Лк.22;42-44: «Не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Как минимум, в молитвах Духом Святым усмиряются наши сердца и души.
«Смиряй себя молитвой и постом,
И сны твои видений легких будут
Исполнены. Доныне - если я,
Невольною дремотой обессилен,
Не сотворю молитвы долгой к ночи –
Мой старый сон не тих, и не безгрешен».
(А.С.Пушкин).
Нам надлежит облечься во смиренномудрие (1Пет.5;5-7), «потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать... смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас». Смиренномудрие – это не от нас. Это (Иак.3;17) «мудрость, сходящая свыше», которая «мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов».
БЫТЬ ХРАНЯЩИМИ МИР
Мир Божий – это не наше, это драгоценный дар от Бога, Царствие Божие внутри нас. Лк.17;21: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Это Царствие Божие внутри нас есть праведность, мир и радость от Святого Духа (Рим.14;17). Этот наш внутренний мир проявляется в нас вовне в нашем стремлении к миру. Мтф.5;9: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Земная то есть душевная, бесовская мудрость проявляется в завистливости, сварливости, враждах, распрях (Иак.3;14 / 4;1), но (Иак.3;17,18) «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». Наш внутренний мир – это плод духа (Гал5;22). Нам надлежит хранить наш внутренний мир Божий, надлежит быть хранящими этот наш мир.
ПРЕБЫТЬ В СТРАХЕ ГОСПОДНЕМ
Мы теряем Божий мир, попадая в греховные обольщения. Нам надлежит трезвиться и бодрствовать (1Пет.5;8-10), «потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми».
ПРЕБЫТЬ В РАДОСТИ
Иак.1;2-5,12: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,- и дастся ему... Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его». 1Пет.4;12-14,19: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется... Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро». Радость – это не от нас. Это плод духа (Гал.5;22), одна из характерных черт Царства Божия внутри нас. Это нам надлежит хранить и возрастать в этом.
ДЛЯ ЧЕГО ПОЗНАВАТЬ БОГА?
ДУХОМ УМЕРЩВЛЯТЬ ПЛОТСКИЕ ДЕЛА
Познавать Бога надлежит для того, чтобы духом умерщвлять плотские дела, хранить себя от зла, не грешить, каяться в прегрешениях;
ИЗБЕГАТЬ НЕВНИМАТЕЛЬНОЙ, РАССЕЯННОЙ ЖИЗНИ
избегать рассеянной жизни;
ДЕЛАТЬ УГОДНОЕ ХРИСТУ
делать угодное Господу Иисусу Христу;
ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА
в Иисусе Христе делать добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять;
СЛУЖИТЬ БОГУ ДУХОМ
служить Богу духом.
РЕЗЮМЕ
Приближаться к Богу надлежит постоянно пребывая: 1) в учении Апостолов; 2) в общении; 3) в преломлении хлеба; 4) в молитвах; 5) в страхе Господнем (Деян.2;42.43); 6) в поклонении, преклонении (Пс.94;6,7); 7) назидая себя палмами; 8) славословиями; 9) духовными песнопениями; 10) благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа Иисуса Христа; 11) повинуясь друг другу в страхе Божием (Еф.5;18-21); 12) принося Богу жертву хвалы; 13) не забывая благотворения и 14) общительности (Евр.13;15,16); 15) постоянно вникая в себя и в учение Апостолов (1Тим.4;16).
Приближаться к Богу в молитвах надлежит: 1) в умилении, сокрушении, в вере, смирении сердца; 2) пленяя всякое помышление в послушание Христу; 3) отвергаясь себя; 4) отсекая воображение; 5) противостав плотским помышлениям; 6) мирским искушениям; 7) сатанинским обольщениям; 8) внимательно, не рассеянно читая слово; 9) внимательно, не рассеянно молясь; 10) молясь безмолвными молитвами.
Познавать Бога в молитвах надлежит: 1) достигая Иисуса Христа; 2) исполняясь Им; 3) пребывая в Нём.
Познавать Бога в молитвах надлежит для того, чтобы 1) духом умервщлять плотские дела; 2) избегать невнимательной, рассеянной жизни; 3) делать угодное Иисусу Христу; 4) в Иисусе Христе делать добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять; 5) служить Богу духом.
Свидетельство о публикации №121041303361