L impression. Впечатление

L'impression. Впечатление.
Отклик на стихотворение Виктора Пашкова "Потемнело"
Новая редакция из книги "Осенний июнь".
http://stihi.ru/2015/09/26/1698
L'impression.
С этого слова начинаю сегодня свой разговор с поэтом и его стихами.
В переводе с французского - впечатление, в транскрипции- (импресьон).
Даже тем, кто не изучал французский язык становится ясно, к чему я клоню.
Импрессионизм- одно из самых заметных течений в живописи.
В своё время зачитывалась книгами о художниках- импрессионистах, листала альбомы с иллюстрацииями Клода Моне, основателя этой школы.
Художники вышли на пленэр, чтобы писать застывшее мгновение, показать ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ МГНОВЕНИЯ именно в определённый момент: днём, вечером, ночью, в дождь, зимой...
Моне представил целую серию картин с изображением всего лишь стога сена.
В цикл "Стога сена" входит двадцать пять картин.
Велика сила живописания! Сколько радости приносят пейзажи Моне, Мане и других представителей этого течения в своей кажущейся небрежности мазков.
Несколько затянулось моё вступление. Пора переходить к поэзии и к работам поэта.
Величие Поэзии трудно переоценить. Она соединяет, как мне кажется, в себе все виды искусства: музыка но уже музыка стихов. Мелодия, позвляющая наслаждаться нам "звучанием стихов", созданная рифмой, словом, конструкцией строк и строф. Живопись в поэзии, которая позволяет поэту различать прекрасное в природе и живописать поэтической кистью великолепную пейзажную лирику. Представляю поэта держащим в одной руке кисть для живописания, а в другой-поэтическую кисть для нанесения словесных мазков.
Поразительные этюды на пленэре встречаю в стихах поэта:
"Серое море, низкие тучи" http://stihi.ru/2015/04/24/7506
"Отцвела переспелая осень" http://stihi.ru/2017/09/22/1766

Поэт, а может и тот, кто прочитает моё набольшое эссе, спросит:при чём же здесь импрессионизм, ВПЕЧАТЛЕНИЕ?

Всё началось с моего прочтения книги стихов "Осенний июнь", гдe я встретила отредактированные стихи автора, сравнила их с теми публикациями что находятся на сайте.
Неуёмно желание поэта работать над стихами уже опубликованными!

Сегодня я остановлюсь на стихотворении "Потемнело", которое отредактировано в сборнике стихов.
Великолепное стихотворение, показывающее настроение поэта на фоне пейзажа.
Скрупулёзность, тщательность, продуманность не только слова, но и реальности в описании картины вечера, заставили поэта заменить всего лишь пару слов в финале стихотворения. Изменилось его ВПЕЧАТЛЕНИЕ от видимой перед глазами картины, изменилось моё ВПЕЧАТЛЕНИЕ от восприятия стихотворения.
Вот оно l'impression!
Каким "рисует" поэт начало вечера своей словесной кистью?
Цитирую:
"Потемнело.
Свет полынный.
Льётся золотом река.
Небо девственно ранимо.
Тонут в омутах века."
Это первый этюд, краткими короткими мазками , очень чёткими, что отличает от небрежности и размазанности на полотнах живописцев -импрессионистов, изобразил поэт начало вечера, наблюдая изменения в природе на берегу реки.
Читаем далее. Бегут минуты... На закате, при наступлении вечера, картина изменяется быстро. Поэт, замечающий всё оттенки цвета и потемнение, учёл, если можно так сказать, свою "ошибку" в первом варианте произведения и уже изображает наступление настоящей темноты, когда даже звёзд не видно. Редактирует.
Уже нет "полынного света", свет "совсем тускл".
"Трудно.
Зябко.
И тревожно.
Вот и свет совсем уж тускл.
Кто-то так неосторожно
потревожил и уснул"

Это второй этюд "нарисованный" автором.
Изменение ВПЕЧАТЛЕНИЯ от пейзажа.
Не импрессионизм ли это ?
А почему бы и нет? Более того, с уверенностью скажу: да!
Клоду Моне нужно было двадцать пять вариантов картины "стога сена". Поэту достаточно двух вариантов строки, чтобы создать эффект изменения, происходящий в природе за определённый промежуток времени и показать изменения света и цвета.
Наблюдательность, переоценка, строгий спрос с себя самого и желание подарить читателям выверенное произведение высокого класса думаю, этим руководствуется поэт, работая над стихами, обогащая палитру стихов, художественность приёмов и открывая "неоткрытое" для читателя в своих произведениях. "Неоткрытое", но при тщательном обдумывании, открывающееся и поражающее меня, читателя, снова и снова Мастерством поэта.
А всё строка "Вот уж свет совсем уж тускл". Это она помогла мне увидеть доселе не понятое в работе поэта.
Слияние Живописи, Поэзии и Мастерства поэта восхищает и очаровывает.


Рецензии