Речка движется?

"Не безумно лишь молчанье" (неизв. автор 20 в. до н.э.)

* * *
В терминах геометрии выражение "Бог один" примет вид "окружность имеет только
один центр", с чем трудно поспорить. Центр масс у тела тоже один-одинёхонек.

Но в терминах послевоенной песни "Подмосковные вечера" на слова Михаила Львовича
Матусовского (1915-1990) выражение "Бог один" представляется неполным, потому что
оно соотносится только с одной из двух взаимодополняющих зеркально-симметричных
противоположностей:

* * *
"Речка движется и не движется,
вся из лунного серебра.
Песня слышится и не слышится
в эти тихие вечера".

В этом вся суть новаторства Гераклита! Противоположности не просто уживаются,
но никогда не существуют по отдельности. Поэтому говорят, что "весь мир соткан из
противоположностей". А поскольку это правило является всеобщим, то применив его
к нему самому, получим следующий набор взаимодополняющих утверждений:

* * *
1. Весь мир соткан из противоположностей.
2. Не-весь мир соткан из противоположностей (а лишь его часть).
3. Весь не-мир (антимир) соткан из противоположностей.
4. Весь мир не-соткан из противоположностей (а расплетён на противоположности).
5. Весь мир соткан не-из противоположностей (а в противоположности).
6. Весь мир соткан из не-противоположностей (т.е. из тождественностей).

Совокупность всех этих шести утверждений равносильна молчанию. Только молчание
безошибочно. В этой точке многие останавливаются, решив, что "слово изречённое
есть ложь". Но мы-то знаем, что "Есть у революции начало – нет у революции конца"
(Юрий Каменецкий), поэтому можем дополнить эти утверждения (как и любые другие)
недостающими элементами:

* * *
1. Слово изречённое есть ложь.
2. Не-слово (а молчание) изречённое есть ложь.
3. Слово не-изречённое (а услышанное) есть ложь.
4. Слово изречённое не-является (а скрывается) ложью.
5. Слово изречённое есть не-ложь (а правда).

В зависимости от конкретной ситуации каждое из этих утверждений может быть
истинным или ложным, но безусловной полнотой обладает лишь их совокупность,
равносильная молчанию, к которому неприменимы понятия истинности или ложности.

Говоря "Бог один", мы говорим лишь часть истины, как если бы мы спели "речка
движется" и внезапно умолкли посреди песни. Но речка движется (относительно
берегов) и не движется (относительно самой себя), в чём легко убедиться,
безмятежно дрейфуя по ней в лодке.

Авторитет монотеистических священных Писаний столь высок, что мы не осмеливаемся
не то, что перечить им, а даже анализировать их постулаты. И всё же, "я осмелюсь,
я решусь" (Генрих Гольдман): "Речка движется и не движется!.." Отсюда:

* * *
1. Бог один (Аллах).
2. Не-Бог (мир) один.
3. Бог не-один (Троица "Отец-Сын-Дух"; "Бhагаван-Атман-Браhман").

(2021)


Рецензии