Новые угрозы

Как известно, генезис национальной культуры находит своё сжатое во времени отражение в персональном онтогенезе имярека.
В частности, такой исторически засвидетельствованный этап культурного развития как Идеализм и сопутствующее ему Идолопоклонство остаётся и ныне действующей социальной силой, и является важнейшим этапом личного становления имярека.
Чтобы лишний раз удостовериться в этом, нам, бывшим советским людям, достаточно вспомнить самих себя и те идеальные типы, на которых старались мы походить, созидая собственных персонажей. Тем, кому эти «идолы» незнакомы, следует обратиться к классической русской и советской литературе, и советским фильмам.

Из классической и собственной древности нам известно, что Идолы суть образы богов, мудрецов и героев. Таких как, скажем, Перун, Нестор, Илья Муромец, и т. д. Или, Афина, Ахилл, Сократ, Одиссей …, Юлий Цезарь, наконец.
Со всеми этими идолами были связаны нравственные идеалы: они возвышали дух и учили добродетели, – как через семейное воспитание, так и в публичной жизни.
В те времена средствами «масс-медиа» служили Литургии, Театр, Школы мудрости и Собрания граждан.

В наше время положение изменилось. Указанные публичные институты идолопоклонства отошли на третий план общественной жизни. А на первый план выдвинулась торговая реклама!
В результате, место образов богов и героев заняли соблазнительные вывески таверн и лупанариев, вместо речей Солона в публичном пространстве мы слышим вопли зазывал, а на сцене, великих трагических актёров заместили кривляющиеся шуты.
При полном отсутствии национальной государственной идеологии такое положение не может не вызывать обоснованных опасений за наше ближайшее будущее, чреватое окончательной духовной смертью.
Разве скоморохи и трактирщики могут вести за собой народ на Святую Гору?


Рецензии