Записки о поэзии Серебряный век русской поэзии

                Записки о поэзии
                Серебряный век русской поэзии

                «И серебряный месяц ярко
                Над серебряным веком стыл»
                Анна Ахматова

                «Ведь это всё русские поэты не на вчера, не на
                сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог.»
                Осип  Мандельштам

   Слова, взятые в эпиграф, Осип Мандельштам относит к своим современникам – поэтам, вошедшим в русскую литературу в конце XIX -  начала XX столетия, когда Россия переживала невероятно интенсивный интеллектуальный подъём, в первую очередь – философии и поэзии, воистину русский культурный ренессанс, как говорил Николай Бердяев.

   Ему же, по словам его современника Сергея Маковского, принадлежит и другое определение этого периода – «серебряный век», понятие не столько научное, сколько эмоциональное, вызывающее закономерные ассоциации с другим коротким периодом, освящённым именем Пушкина – «золотым веком» русской поэзии XIX века.

   «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, - писал о русском культурном ренессансе Николай Бердяев в «опыте философской автобиографии» «Самопознание». – Многое из творческого подъёма того времени  вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов.
                «Моя душа» Константин Бальмонт:
                Моя душа – оазис голубой,
                Средь бледных душ других людей, бессильных
                Роскошный сон ниспослан мне судьбой,
                Среди пустынь, томительных и пыльных.

                Везде пески. Свистя бежит самум.
                Лазурь небес укрылася в туманы.
                Но слышу я желанный звон и шум,
                Ко мне сквозь мглу подходят караваны.

                Весёлые, раскинулись на миг,
                Пришли, ушли, до нового свиданья,
                В своей душе лелею мой двойник,
                Моей мечты воздушной очертанья.

    В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с надеждой на преодоление жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу…».

   Элитарность, интеллектуализм, действительная отъединённость культуры серебряного века от народных и интеллигентских «широких масс» - не упрёк и не повод для гордыни. Это констатация факта.  И в связи с этим естественно возникает вопрос о соотнесённости поэзии серебряного века с более широким понятием – поэзия конца XIX - начала XX века.  Пока что в этом вопросе немало путаницы из-за ошибочного стремления определить сущность идейного содержания серебряного века через формальные признаки (то есть через создание и распад литературных течений и группировок, изменения в социально-политической обстановке и т.п..)

   Ведь в хронологических границах этого периода, если говорить только о поэзии, сосуществовали различные по происхождению и эстетической направленности явления – помимо модернистских течений, это и поэзия классической реалистической традиции, и крестьянская, и пролетарская, и сатирическая поэзия.

   Серебряный век – это не хронологический период, в который творили самые разнообразные мастера и подмастерья слова, не сумма литературных течений, но образ мышления, в той или иной степени свойственный художникам, которые при жизни, случалось, нешуточно враждовали между собой, но со временем слились в сознании потомков в неразделимую плеяду, где каждый сам по себе личность и в то же время – невозможен без взаимодействия с другими, без атмосферы, о которой писал Бердяев.

   Это Валерий Брюсов и Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский и Александр Блок, Максимилиан Волошин и Андрей Белый, Константин Бальмонт и Анна Ахматова, Николай Гумилёв и Марина Цветаева, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин и многие-многие другие.

                Валерий Брюсов:
                Сливаются бледные тени,
                Видения ночи беззвёздной,
                И молча над сумрачной бездной
                Качаются наши ступени.

                Друзья! Мы спустились до края!
                Стоим над разверзнутой бездной –
                Мы, путники ночи беззвёздной,
                Искатели смутного рая.

   В наиболее концентрированном виде эта атмосфера получила своё выражение в первые полтора десятилетия двадцатого века. Именно на эти годы пришёлся расцвет литературы русского модерна во всём многообразии его художественных, философских, религиозных поисков и открытий. Это, если прибегнуть к нехитрой метафоре, среднее течение огромной реки, уже вобравшей в себя большие притоки, но ещё знающей свои берега.

   Девятнадцатый век затмил русскую поэзию прозой замечательных всемирно известных русских писателей: Гоголя, Тургенева, Гончарова, Герцена, Достоевского, Л. Толстого. Они затмили современных им поэтов, разве что, может быть, исключая Некрасова. Всем им, а из поэтов - Некрасову – было свойственно нечто общее, а именно – установка объяснять поведение человека социальными условиями, средой. Именно на этом пути реализм XIX века достиг высшей точки своего развития.

   Поэты, пришедшие на литературную арену в конце XIX - начала XX веков, продолжили те традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и смерти в философском, метафизическом смысле.
   Марина Цветаева в статье «Поэт и время» писала: «Всякий поэт по существу эмигрант… Эмигрант Церкви Небесного и земного рая природы… Эмигрант из Бессмертья в время, невозвращенец в своё небо…»            
                Марина Цветаева:
                Стихи растут, как звёзды и как розы,
                Как красота – ненужная в семье.
                А на венцы и на апофеозы –
                Один ответ: - Откуда мне сие?
                Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,
                Небесный гость в четыре лепестка.
                О мир, пойми! Певцом - во сне – открыты
                Закон звезды и формула цветка.
                14 августа 1918г.
         
   Борис Пастернак называл поэта «Заложником вечности». Поэты серебряного века и в своём художественном творчестве, и в теоретических статьях и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы. Мандельштам писал, что эта идея – «самый отвратительный вид школьного невежества». Блок в 1910 году утверждал: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что-либо вне символизма нельзя» Сегодня только самый ортодоксальный литературовед-марксист продолжает утверждать, что высшей точкой развития искусства является реализм, пытаясь подвергнуть обструкции или замолчать всё то, что нельзя отнести к этому течению.
   Если в XIX  веке литература имела тенденцию к изучению болезней социальных, то в начале XX века поэты преимущественно задумывались об очищении души каждого человека. Одним из основных признаков поэтов серебряного века была вера в искусство, в силу слова.
                «Который» Иннокентий Анненский:
                Когда на бессонное ложе
                Рассыплются бреда цветы,
                Какая отвага, о боже,
                Какие победы мечты!

                Откинув докучную маску,
                Не чувствуя уз бытия,
                В какую волшебную сказку
                Вольётся свободное я!

                Там всё, что на сердце годами
                Пугливо таил я от всех,
                Рассыплется ярко звездами,
                Прорвётся, как дерзостный смех…

   Поэтому для их творчества характерно «погружение» в стихию слова, увлеченные поиски новых, наиболее ярких, сильных средств выражения. Тонкие стилисты, они заботились не только о смысле, но и о звуке, о музыке слова. Они, как бы прорывали грани, отделяющие один вид искусства от другого, обращаясь в выражении своего внутреннего мира у музыке, живописи, архитектуре.

                Александр Блок:
                Мы встречались с тобой на закате,
                Ты веслом рассекала залив.
                Я любил твоё белое платье,
                Утончённость любви разлюбив.

                Были странны безмолвные встречи,
                Впереди – впереди на песчаной косе
                Загорались вечерние свечи.
                Кто-то думал о бледной красе.

                Приближений, сближений, сгораний –
                Не приемлет лазурная тишь…
                Мы встречались в вечернем тумане,
                Где у моря рябь и камыш.

                Ни тоски, ни любви, ни обиды,
                Всё померкло, прошло, отошло…
                Белый стан, голоса панихиды
                И твоё золотое весло.
                13 мая 1902 г.

   Серебряный век. Произнесите это медленно и прислушайтесь… Словно где-то в глубине души прозвонил хрустальный колокольчик. Само словосочетание  «серебряный век» ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. И поэзия этого века очень музыкальна.
   Не этот ли период гениально предвосхитил Пушкин, сравнивая поэта с эхом, откликающимся  «на всякий звук»?
               9 апреля 2021г.
   Литература
   1.Поэзия серебряного века. Библиотека всемирной литературы. М., Издательство «Эксмо», 664 стр.,2019г.
   2.Судьбы поэтов серебряного века. М., Издательство Книжная палата, 475 стр., 1993г.
   3.Анна Ахматова, Избранное, М.,Издательство «Аделант», 288 стр.,2011г.
   4.Константин Бальмонт, М., Изд-во «Аделант», 288 стр., 2011г.
   5.Валерий Брюсов, Избранное, СПб.:ТОО «Диамант», 448 стр., 1997г.
   6.Александр Блок, Эхо,М., Изд-во «Центр 100», 220 стр.,1995г.
   7.Осип Мандельштам, Избранное, М., Изд-во "Аделант", 288 стр., 2011г.
   8.Иннокентий Анненский,Среди миров,М.,Изд-во «Эксмо», 350стр., 2014г.

    Апрель 2021г.


Рецензии
Вот один из авторов предыдущих рецензий пишет: "Интересно, как же назовут нашу поэзию? Поэзия неонового века? Поэзия смутного времени? Хотелось бы: Поэзия космического века!"
Да никак не назовут поэзию нашего времени. Не заслужила названия.
Серебряному веку присвоили имя лишь потому, что Поэзия ещё раз, после эпохи Пушкина, решила поучаствовать в обустройстве русского мировоззрения.

Пушкин писал:
И чувства добрые я лирой пробуждал.

Гумилёв писал:
Я — угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.

Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены нового Иерусалима
На полях моей родной страны.

А кроме того! Поэты отдали свою личную жизнь на публичное рассмотрение, пришли в концертные залы, в кафешки, вышли на улицы.
А что сейчас? В лучшем случае какое-то имя получит эпоха Галича-Высоцкого. Нам не светит.

Игорь Бондаревский   10.04.2021 08:48     Заявить о нарушении
На одном этом приведённом стихотворении не стоит обобществлять всю поэзию этого серебряного века, "притягивать, как говорится в народе за уши".
Есть масса патриотических текстов, если уж на то пошло. Здесь приводить не стану.
А время лечит и рассудит кто был и есть кто....
пушкина тоже не привечали ни при дворе, ни в обществе за его нрав и откровения в стихах. Лермонтова тоже не любили, прослыл задирой и дуэлянтом.
Некрасов вообще жил с одной женщиной и писателем (её мужем) на троих, пока последний не сошёл на тот свет...
Ан, помнят потомки лучшее, а грязь и пена сходит веками годами...и канут вирши в лету, а настоящие стихи пробьют дорогу в будущее!

Владимир Порядочнов 2   10.04.2021 20:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.