Искусством художника помогать метростроевцам

«Метростроевец»
19 января 1973 г., №7 (9828)



В Доме культуры Метростроя проходила выставка работ художников Метростроя, посвящённая 50-летию СССР.
Впечатляющими для меня оказались многие из них.
Вот автор нескольких полотен — Долгов Филипп Иванович. Ему недавно исполнилось  70 лет. Но песней его, мне кажется, является картина «Вручение переходящего Красного знамени комсомольской бригаде». Ценность её в том, что она отображает некую частицу строительства первой очереди метро. Художник как бы выхватил этот эпизод из трудовых будней шахты №29. По отдельным предметам картина повествует о том, что в ту пору можно было наблюдать почти повсюду ручной труд.
Большой механизацией ещё считалась ручная лебёдка. Отбойный молоток и перфоратор зато почитались чуть ли не как шедевры техники. На бетоне тоннеля видны отпечатки горбылей, т. е. опалубки. Тюбинги ещё не вошли в моду. Но зато всюду был комсомольский энтузиазм, пафос созидания. Среди принимающих знамя — в большинстве — молодёжь.
Но в их среде видны и пожилые горняки. Это -  представители угольного Донбасса. По выражению их лиц заметно, что они довольны своими учениками — юношами и девушками.
Вторая картина отображает укладку рельсов в тоннеле. Но что поражает? Третий рельс положен между двух рельсов, по которым побегут колёса поезда. Зритель в недоумении. Не ошибка ли это художника? Ошибки нет. Первоначально на шахте №9 , действительно, третий рельс так и смонтировали. А подоспевший Долгов, так и запечатлел это явление. В дальнейшем же третий рельс вынесли за полотно и смонтировали в подвесном состоянии. Ценна эта, якобы ошибочная, картина тем, что она отражает динамику технической мысли, её стремление к прогрессу, так как показанный в картине вариант был хоть и забракован, но в то же время он донёс до нас, какие разгорались страсти вокруг всевозможных технических решений.
Следующая картина этого автора — Метромост. Мост мира. Выделяется полотно тем, что за недостроенным ещё мостом наворочена такая гора породы, что диву даёшься. По всему видно, что место действия — равнинная Москва, и вдруг — гора. Оказывается, это гора — искусственная, вынужденная, временная.
Но эта гора-террикон, в действительности существовала, и от того, что художник перенёс её на полотно, стройка стала выглядеть внушительнее, монументальнее, романтичнее. Возникает желание пойти трудиться на такую стройку. И хотя на картине людей не видно, проникаешься уважением к строителям, раз они такую гору вынули из-под земли.
Тут же работы Тодосийчука Василия Филипповича. 20 лет он сам проработал на шахтах Метростроя в качестве проходчика. Вот его «Великий почин продолжается». Виден лозунг: «Все на субботник!». На переднем плане людей не так много, но их много в глубине тоннеля. Опять-таки проникаешься чувством радости к действующему коллективу. Кажется: ещё один его общий вздох, и где-то из-за поворота обязательно выбежит на новую трассу состав с голубыми вагонами.
Вторая его картина, открывает неискушённому зрителю некоторые азы возведения тоннелей. Видны два параллельных тоннеля. От них отходит узкоколейка. На ней — вагонетка. Значит в стороне от тоннелей где-то близко есть ствол, через который идёт выдача породы «на гора», и поступление в шахту всего потребного. Вдали трудятся люди.
Необходимо также отметить работы Цивина Захара Захаровича. Мне понравились созданные им портреты Героев Социалистического Труда — Василия Васильевича Свиридова, Василия Григорьевича Слажнева и других.
Венчает же выставку портрет Василия Дементьевича Полежаева. Изображён но на ней в молодые и счастливые годы.
На выставке много работ перспективных молодых художников Метростроя.
Хотелось бы, чтобы хороших картин о метростроевцах было больше. Чтобы своим искусством художники помогали строителям метро.


                Г. Битус,

наш общественный

                корреспондент.


На снимках: картины — Н.В. Голубец. Погрузка породы на 1-й очереди.
Е.В. Егоров. Метромост через Москву-реку.
З.З. Цивин. Портрет бригадира проходчиков Героя Социалистического Труда В.Г. Слажнева.
В.М. Стареев. Строительство на пл. Дзержинского.


Рецензии