Пусть всегда будет Джас!

     Пианистка Любовь Петровна Джас, только что отметившая свой юбилей, человек, известный далеко за пределами Первой  и главной рязанской музыкальной школы, потому что за 45 лет работы сотни её учеников, покинув стены Альма-матер, не только разъехались по области, но и разлетелись по всему миру. И шлют ей отовсюду приветы, спрашивают о ней, вспоминают, потому что забыть её невозможно. Она – удивительный педагог, умеющая подобрать к ученику тот заветный скрипичный или басовый ключик, которыми можно открыть самые потаённые дверцы детской, очень ранимой, музыкантской души.

  Её джазовая фамилия, пусть и оглушённая на конце звуком «с», всё равно у многих ассоциируется с музыкой. Слово «джаз» имеет конечную «з», но по закону орфоэпии и норме русского литературного произношения оглушается при произнесении, а потому Любовь Джас – то сочетание, самое верное по сути, которое могло было достаться от природы и по рождению девочке, пришедшей в мир, чтобы стать проводником прекрасного на Земле, имя которому – Музыка.

    Однажды услышала в вестибюле школы:
 
 –  У тебя кто концертмейстер?
 – Джас. Любовь Петровна.
 – А у меня - Фуга. Марьиванна.
   Ребёнок среагировал быстро, мне бы, пожалуй, и в голову такой ответ не пришёл. Я рассмеялась, отметив про себя, что дети - музыканты с ранних лет демонстрируют хороший юмор.

   То, что Любовь Джас – человек искромётный, яркий, остроумный и вполне соответствует тому музыкальному направлению, которое слышится в её фамилии, - несомненно. Ученики растащили её реплики на цитаты и умело вворачивают их, цитируя любимого педагога. С ней легко, потому что все перечисленные качества не дают ей возможности «забронзоветь», став какой-то академической фигурой, больше вызывающей сон и смертную скуку, нежели желание заниматься музыкой, хотя она, «в минуту жизни трудную», поддавшись настроению, пожалуй, поиграет для души Моцарта, Рахманинова или Шопена. А это уже – показатель и высокая планка её пианистического мастерства.

   Вся её жизнь связана с ДМШ № 1, которую она окончила и в которой работает уже сорок шестой год. Сегодня Любовь Петровна вспоминает детство и говорит о том, что отец был военным, поездили много, и в 1965 году оказались в Рязани. И так ей повезло, что она пошла учиться музыке в эту старейшую выдающуюся школу, став позднее и продолжателем, и хранителем замечательных музыкальных традиций, которыми школа гордится до сих пор.

  Сегодня Любовь Джас – преподаватель, имеющий среди своих учеников лауреатов престижных музыкальных конкурсов. Она возглавляет фортепианный отдел сильнейшей школы города, является одним из лучших её концертмейстеров в скрипичном классе Ларисы Якубовской, чьи ученики именно с ней не раз становились лауреатами музыкальных конкурсов.  Она чувствует дыхание маленького музыканта, сопереживая ему и поддерживая, поэтому юные скрипачи очень уверенно ощущают себя на сцене, если за роялем –  уважаемая и любимая Любовь Петровна. Или просто – когда у рояля – Джас!

–  Это – большое счастье – работать в такой школе, как наша, - говорит Любовь Петровна. – И школа большая, и фортепианный отдел не маленький. Очень яркие преподаватели, каждый со своим взглядом, позицией, музыкальным мышлением. А работа завотделом  - организационная, направленная на то, чтобы не только сохранить традиции, но поддержать их и продолжить. Очень много делает для сохранения истории школы директор Сергей Ваньков –прекрасный музыкант в первую очередь. И это – особенная радость, когда во главе столь сложного механизма стоит человек творческий. Мы стараемся не забывать тех, кто работал на фортепианном отделе. В разные годы его возглавляли Галина Миронова, Елена Шоршева, Ирина Прохорова, Людмила Барбалат. И школа наша носит имя выдающегося музыканта и педагога Екатерины Аглинцевой, которую в своё время выслали в Рязань – на сто первый километр от столицы. Так трагически повезло нашему городу! А Екатерина Давыдовна училась в московской консерватории у Игумнова. Представьте, как повезло Рязани: здесь оказался такой человек, принесший в губернский городок высокую музыкальную культуру! Она свободно говорила  по-французски, читала литературу на языке. А в РМУ я училась у Людмилы Антифеевой – прямой её ученицы. Считаю, что мне повезло соприкоснуться с теми, кто является гордостью музыкального пространства Рязани.

    Всегда интересно узнать, откуда берут своё начало музыкальные истоки. Семья Джас не была музыкальной, но музыку в доме любили и слушали. Папа хорошо пел, с ним вместе пела и маленькая Люба, которую кто-то услышал однажды и посоветовал родителям отдать девочку учиться музыке. Сегодня, имея большой преподавательский стаж, Любовь Петровна подчёркивает особую роль родителей в музыкальном воспитании детей, отмечая, что трудолюбие поначалу является даже более важным фактором, чем талант.

 – Хотелось ли мне учиться музыке? Хотелось, потому что моя мама сделала для этого хотения всё, - рассказывает Любовь Петровна. – Наверное, если бы меня отдали в художественную школу, то и этим я бы занималась с удовольствием. И не только потому, что мне это могло понравиться. Главное, что родители мои считали эстетическое воспитание нас, детей, первостепенным. И нам это их желание передавалось. Всё в этом возрасте зависит больше от родителей, чем от педагога. Я пошла в музыкальную школу в шесть лет. Но ведь большую часть времени я всё равно проводила дома, в той среде, которая и способствовала моему музыкальному образованию. Меня всячески поддерживали, создавали условия так, что постепенно музыка стала главной не только в моей жизни, но и в семье в целом. Общее устремление семьи должно быть, уважение к труду ребёнка, понимание того, чем он занимается, потому что он уже на голову выше вас, если начал учиться музыке. И очень важно этот слабенький огонёк в нём не погасить. Я всегда говорю об этом родителям учеников. И ещё… Музыка – очень мощное развитие, которое ребенок может получить. Он играет обеими руками, разные задачи перед которыми стоят. И мелкая моторика развивается. Еще  педали подключаются – работа ног, но во главе всего стоит у ребенка… голова. И когда все это взаимодействует, рождается та красота, имя которой – Музыка. Это – большой труд. Без родительского тыла ученик с такой нагрузкой не справится. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего – воспитание человека. Жизнь без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки.» (В. Сухомлинский). И родителям нужно понимать это, если хотят вырастить полноценного человека.

      Музыкальные школы делают всё возможное, чтобы выпустить в мир после завершения обучения играющих на музыкальных инструментах людей. Но их никогда не бывает много. О причинах, почему получается так, Любовь Петровна коротко сказала. Ей повезло, потому что с детства она была ребёнком играющим. Ей нравилось это, потому что её родители очень любили музыку и хотели, чтобы она не стала пустым звуком для их дочери.
И ещё ей повезло в детстве: во время обучения встретились два играющих ребёнка в ДМШ №1 – пианистка Любовь Джас и скрипачка Лариса Якубовская. Обе любили музыку и то, чем они занимаются.. Выступать нравилась обеим. Так появился дуэт, впоследствии хорошо знакомый публике Рязани и области. А еще позднее они встретились в одном классе – педагог и концертмейстер. И вот  не расстаются до сих пор.

Вспоминает Лариса Якубовская:

– Мы очень много концертировали, поняв, что родственные души не только в музыке. У нас совпали точки зрения и на какие-то жизненные вопросы, и музыкальное прочтение нами виделось одинаково. И главное – контакт с учениками. Я всегда говорю моим юным скрипачам, что концертмейстер – не просто случайный человек у рояля. Это такой же ваш педагог, который может вам многое подсказать, посоветовать, исправить. И вы обязаны и прислушиваться к нему, и исполнять то, о чем просит концертмейстер, потому что у нас одна задача, общая на всех.  И, конечно, я не могу не отметить редкую и очень значимую особенность Любови Петровны – её умение разрядить обстановку в нужное время, пошутить, переключив ребёнка на необходимую волну. А «там, где слова бессильны, является во всеоружии своём более красноречивый язык – музыка» (П. Чайковский). С ней очень легко работать, а её талант человеческого общения ничуть не меньше таланта музыкантского и педагогического.

   Коллеги, бывшие и нынешние ученики и их родители от души поздравляют Любовь Петровну с юбилеем. И пусть всегда будет… Джас!



04. 04. 2021
Специально для «Новой газеты»



В тему:

Под знаком Амфиона. Виталия Рязанцева
http://stihi.ru/2021/02/19/4693


Пусть всегда будет Джас!
http://stihi.ru/2021/04/08/7619


Подполковник духовой планеты Борис Моргунов
http://stihi.ru/2021/04/16/4256


Непустой звук Елены Доронькиной
http://stihi.ru/2021/05/06/2978


Ген сопричастности. Тамара Зудова
http://stihi.ru/2021/06/03/4742


Рецензии
Достойно о достойном человеке!

Вадим Константинов 2   12.04.2021 16:06     Заявить о нарушении
Вадим, СПАСИБО!

Миоль   23.04.2021 14:44   Заявить о нарушении