Стихотворение месяца 96 - обзор Светы Хохломской

Не думала, что в гусином царстве столько философов!
Ощущение, что стихи писали джины из лампы.
Много воды и, что удивительно, несмотря на весну, про любоффь (которая чувства) почти никто и не вспомнил.
И если бы не «Киты, теряющие ориентацию в любви» (см. стих N1) я бы совсем заскучала.
Все мои оценки ниже 5 – фигня на постном масле! Это я от зависти к чужой просодии и вздыбленному Пегасу.
Не расстраивайтесь. Все относительно.
Ярких рифм и глагольной весны Всем!

Ваша Света Хохломская.
   -------------------    -------------------    -------------------

1. "Морской эльф"

Я фонтаном масло музе возолью.
Ветром не завою.  Мирру, мирт и розу, как киту.
Если непогода, ветер отведу.
Если дождь, слезу размажу по лицу.
Я живу в бреду покрасневших глаз,
виртуозен мой мир ласк,
нежность скул.
Я словно эльф, а ты мой пагубный блеф,
и взъерепенясь
ты хуже.  Ласки и гнев.
В виденьях лени
ты знаешь, чем полон век.
Не дрожь в коленях,
смелость даже, где ил вязок,
где шторм океана в синей агонии,
где теряют ориентацию в любви киты,
где чайкой парим, а рыбой бузим,
напившись воды, словно одеколон,
словно нам не важно, что пить, восторг и стон.
Если висок дрожит от нехватки ласк
то, я знаю, просто еще не поспела вода,
горячий рэкет, не нужен плакат,
струю бьют в подводных верховодьях,
о нас помнят.
Иди словно стонет,
иди словно входит во власть не мелководие,
стихотворение классическое, непревзойденное, а океан выпит.
*****

5/5

Спасибо за подсказку – «стихотворение классическое, непревзойденное…» – я не кит и даже не уклейка, как прикажите это оценивать? Автор выпил океан, о чем и не преминул всем сообщить, а что делать читателю-жюрителю?
Киты, теряющие ориентацию в любви, – это интересно, но лит. герой постельный, пардон, подводный рэкетир возлил
всему планктону и продолжает взъерепенивать, кстати, «взъерепенясь» (в тексте) надобно выделить запятыми.
Очень много «плаката», и эмоции в уплыве, хотя для литгероя недотопленника в самый раз.
-------------------

2. "Нас нельзя укорять..."

Унеслось наше детство в туманные дали,
Испарились наивные детские сны.
Помнишь, как на мундирах блестели медали –
Боевые награды минувшей войны.
Возвращались отцы с ними старшие братья,
Не оставшись лежать в опалённой траве.
Огрубевшие руки сжимали в объятьях,
Повзрослевших за годы боёв, сыновей.

Мы весёлой гурьбой возвращались из школы,
На плечах ощущая учебников груз.
В пионеры вступали, затем в комсомолы,
Веря в дружбу, любовь и в Советский Союз.
Для игры доставали свои пистолеты,
А девчонок скакалки сводили с ума.
Проходило на улице детское лето -
Только вечером нас зазывали в дома.

Нас нельзя укорять в том, что жили мы плохо,
И всего, что хотелось, почти не сбылось.
Мы сквозь сердце своё пропустили эпоху,
Внуки, ваша пора - поворачивать ось.
Только время торопит, оно непреклонно,
Много лет пронеслось с той, ребячьей поры.
Дети ищут отраду в коробках смартфонных,
И наивными лайками полнят дворы.
*****

4/4
Еще одно ностальгическое, на ТУ же тему.
Нового, увы, ничего не прозвучало, рифмы бедненькие,
«Школы-комсомолы» – это еще та находка.
Грустно, но автора как бы и нет, он устранился.
Хочется спросить, в каком ухе звенит?.. – ...а некого.
-------------------

3. "Баллада о Трезоре"

Я услыхал прекрасную балладу
От сторожил, что живы до сих пор.
Как в снежную голодную блокаду
Спасал людей дворовый пёс Трезор.

Он был обласкан всеми, обожаем.
Его, любя, подкармливал весь двор.
Хвостом виляя, заливаясь лаем,
Играл с детьми дворовый пёс Трезор.

Покрылось дымом небо над Невою.
Фашист явился, на расправу скор.
Морозной ленинградскою зимою
Со всеми вместе голодал Трезор.

Казалось, смерть уже не за горами,
Но как-то поутру в зубах принёс
Косого зайца с длинными ушами,
Жильцов спасая, их дворовый пёс.

В тот день жильцы, зайчатины отведав,
От радости не сдерживали слёз.
Оставшиеся кости от обеда
До вечера догрыз дворовый пёс.

О месте, где собака промышляет,
Среди людей кипел горячий спор.
Но каждый день куда-то пропадая,
С добычей возвращался пёс Трезор.

Не мёрзнут дети в варежках и шапках.
Сгодился на бубон дрожащий хвост.
Пошли на шубки беленькие лапки.
Не зря носил трофеи верный пёс.

Погибли сотни тысяч в Ленинграде,
Не переживши голод и мороз.
А в этом доме выжили в блокаде
Все двадцать человек и умный пёс.

Пришёл в страну победный сорок пятый.
В тот день, когда войны туша костёр,
Вошли в Берлин советские солдаты,
На мине подорвался пёс Трезор.

Там, где сейчас играют стайкой дети
Стоит могилка, а вокруг забор.
На ней всегда живых цветов букетик,
А в ней лежит дворовый пёс Трезор.
*****
4/4
Пес-герой.
Слезодавилка. Тут бы вот и поплакать, но не плачется.
Написано просто, жаль, «без веселости могучей, без кудрявости дремучей…»
Тема опасная. Но автор не побоялся… Честь ему и хвала.
Чтобы помнили.
-------------------

4. "У разлуки простая суть..."
 
У разлуки простая суть:
жизнь – излучиной.
Не пытайся меня вернуть –
не получится.
 
Мой колодец давно пустой –
видно, вычерпан.
Пусть покроется дно росой
безразличия.
 
Между душ проведёт межи
врач по вызову.
Он поможет и дальше жить –
если выживу.
*****

4/3
Стих шорох.
Тема «межевания» не раскрыта. И врач тут не поможет.
Скупо. Сухо. Не зацепило, простите.
-------------------

5. "В поисках гармонии"

Я хватался за слова костыль, думал: "Вот,
пришкандыбаю в нужное место."
Но рука пуста, а оно живёт,
потому иду до креста — бескрестным.

Сколько зим ещё солнцу вслед
лететь ему журавлиной почтой,
расскажи, крылатый мой бересклет,
оставаясь навеки в почве.

Растранжирил кегли для красной строки,
да и воздух сырой, тягучий...
Разожму ладонь и услышу напев реки.
Наша жизнь — это тоже случай.

5/5
Некоторые просто созерцают молча.
А вам три в одном подавай – и крылатость рифмы,
и движение к цели, и Диогенову бочку.
Шкандыбайте и дальше. Река выведет.
-------------------

6. "Моя Вера"
 
                Не грусти, не печалуйся, о моя Вера,-
                Остаются еще на земле должники!
                "Три сестры" Б.Окуджава
 
Я живу, я дышу, а ещё я люблю и надеюсь,
Доверяя грядущему и покоряясь судьбе,
Без тебя, моя Вера, я что-нибудь вряд ли сумею,
Ты - опора для жизни и жизнь прилепилась к тебе.
 
В своём множестве песен поэты и ныне и прежде
Сквозь кровавые смуты и мирных веков суету
Прославляли в изысканных строфах Любовь и Надежду
А вот Веру зачем-то отдали на откуп Христу.
 
И война, как волна, покатилась от края до края,
Был жестоким устав крестоносцев и меч их остёр,
Их влекло раболепие богу и жизнь золотая,
Ну а всех несогласных на плаху вели и костёр.
 
И с тех пор многоверья микроб разлетелся по свету,
Заменили тебя, моя Вера, сырцы-миражи,
Власть Маммоны, разора и лжи захватила планету.
А без веры в себя и других обесценена жизнь.
 
А недавно совсем шли тревожные дни девяностых,
Кто застал, не забудет те полные смуты года,
Против всех передряг устоять было очень непросто,
Но мы верою жили и Вера спасала тогда.
 
Те года миновали, мы снова расправили крылья,
Снова верим в себя и спасибо сказали судьбе,
Ты меня, моя Вера, спасла от тоски и бессилья,
И за это я скромную песню слагаю тебе.
*****

4/4

И правильно. Без нытья. Четкая и ясная жизненная позиция в наше смутное время. Одобрям’c!

Рифмы куцие:«крылья-бессилья», «костер-остер»…
– зато смысл не утрачен.

Что с препинаками? Игнорируете запятые? Навскидку –
«Ну, а всех несогласных», «И с тех пор,   », «Но мы верою жили, и Вера спасала тогда». – Мне фиолетово, но, когда ширинка на плацу расстёгнута, как-то совсем уж по-первомайски...
-------------------

7. "На холме"

Выцвели давно дощечки
Староверских голубцов*.
Разобрать бы хоть словечко
На погосте за сельцом.

И лежат там три царевны,
На высоком на холме
А над ними тёмный, древний
Храм стоит.
И в тишине
Пролетают только птицы,
Только птицы да ветра.
И покой такой, что снится
Снегу детская игра,
Катятся с горы салазки
Под обстрелом из снежков.
Баба, в шубе с подпояской,
Тащит вёдра.
Окушков
Рыбачок на льду тягает, -
Реку издали видать...

Голубей взлетает стая.
И покой. И благодать.
--------------------------------
*голубец – старообрядческий крест
*****

3/3
«Рыбачок», «сельцо»… – ой, сладко-то как, аки патока!

"И Клюев, ладожский дьячок,
Его стихи как телогрейка,
Но я их вслух вчера прочёл,
И в клетке сдохла канарейка".

Вспомнила Клюева, и не только стихи, но и подьячью прическу – прямой пробор, смазанный, должно быть, репейным маслом.

Окушки опять же… и где вы их наловили?

Кичок получился. Румяный и вполне жизнеспособный.
-------------------

8. "О, рыцари и Дон Кихоты…"

О, рыцари и Дон Кихоты,
Вам славу вечную поют!
И ждёт романтиков приют
В сердцах у дев златоволосых.
 
Ах, эти девы, что ласкают
И гладят волосы рукой,
Глядят в глаза и уповают,
Что будет он навеки мой.
 
Зачахнут в томном ожиданье,
Свиданий страстных и утех.
Навряд ли сбудется свиданье
Под звон блистающих доспех.
 
Свят Дон Кихот, от счастья млея,
Всегда, под солнцем и луной,
Он будет верен лишь одной,
Что носит имя Дульсинея.
 
Но мельниц ветряных объятья,
Ему важней, чем страсти пыл.
Его иллюзии — проклятье.
Он рвётся в бой, непобедим.
 
Своих идей безумных бремя,
Он тащит честно день за днём.
И бродит Дон Кихотов племя,
И машет храбрости плащом,
Принять реальность не умея.
*****

4/4
Вас, лет 200 назад, приглашали бы на званые обеды
и вы писали бы дамам в альбом мадригалы… и непременно гусиным пером! Но в 21 веке сия стилистика, увы, утратила значимость и выглядит нелепо и надумано.
Хотя племя Дон Кихотов мне и симпатично, но время его ту-ту…
-------------------

9. "E=mc2"

Ну, предположим, что всё относительно:
Расовость, гендерность, национальность,
Зло и добро, идеалы. Действительность
Кажется, а виртуальность реальна.

Можно менять номинальных правителей,
Мясо и водку сменить на эрзацы,
Можно отечество, можно родителей.
Можно от них вообще отказаться!

Можно придумывать новые опции,
Новые ценности и артефакты
Или сбиваться в флеш-мобы как овцы и
Опровергать очевидные факты.

Ну, предположим, а где скорость света-то?
Где-то должна же быть точка опоры!
Выясним аналитическим методом,
Что остаётся за рамками спора.

Новой морали новейшие принципы,
Приговорённые мир переделать,
Подкреплены боевыми эсминцами,
Чья толерантность имеет пределы.

Постмодернизму мы можем последовать
По убеждению и для прикола,
Важно не это, а то, что заведомо
Мерой всего утверждается доллар.

Пепел войны закружился метелицей,
Но, неизбежность пока не окрепла,
Надо любить! Нужно верить, надеяться:
Мир возродится из этого пепла.
*****

5/5
Интересное.
«Ну, предположим, а где скорость света-то?» – Вижу, что вычитать-ошкурить не успели.
Единственное современное стихотворение в отборе, что радует. Опять же какой ритм! Рэп. Здорово.

Зы: зачем вы стих так «обозвали»?
-------------------

10. "Прощай"

Прощай! И тенью растворится
В ночи твой нежный силуэт.
Как улетающая птица,
Крылами взмах - и птицы нет.

Прощай! Как лезвие по венам.
Смеётся громко тишина.
И понимается мгновенно,
Что счастье выпито до дна.

А сердца закоулок каждый
Кричит: ну что ж ты, дуралей?
Ведь не даётся счастье дважды.
Беги, беги скорей за ней!

Но то ли гордость, то ли трусость,
Заполнив всё вокруг собой,
Тихонько шепчут: глупость, глупость...
Судьба даёт внезапно сбой...
****
5/4
У Горького (раннего) было, что-то подобное:

/Прощай! Я поднял паруса
И встал со вздохом у руля,
И резвых чаек голоса
Да белой пены полоса —
Всё, чем прощается земля
Со мной... Прощай!
.......................
Любовь — всегда немного ложь,
И правда вечно в ссоре с ней;
Любви достойных долго ждешь,
А их всё нет... И создаешь
Из мяса в тряпках - нежных фей...
Прощай!/ и т.д.

 у Вас круче!

Хотела две пятерки поставить, но последняя строчка про судьбу, дающую сбой, испортила всю обедню. Обидно.
-------------------

11. "Март-крепыш"

Задувает, задувает март,
Солнце катится по небу. Снег
Сходит, чавкает и тает. Гвалт
От птиц в воздухе с утра. Рек

Слышен стон из-подо льда. Весна.
Просыпается природа. С крыш
Звон хрустальной капели. Нет сна.
Разгулялся удалой март-крепыш.

Сбросил лес белоснежную вязь,
Пахнет талой, журчащей водой,
И на ветках деревьев, томясь,
Почки вспыхнуть готовы листвой.
*****
4/4
Рубили, рубили, а на последний катрен сил не хватило.
Задумка интересная, но не довинтили.
Попробуйте прочитать вслух, сразу просится другая интонационная разбивка, и вылезают все «хвосты».
-------------------

12. "Тоска по морю"

          Я знаю, этот день не повторится…
                Александр Тулбу
                У вас должна быть мечта,
                чтобы вы могли вставать по утрам.
                Мохаммед Али
1.
Там, где море бьётся в скалы,
Сотрясая берега,
Утро вовремя настало,
Как привыкло за века.
Взобралось по горной круче,
А оттуда – с ветерком
Лёгким облаком летучим
Через море прямиком.
Мне туда пока не надо,
Ждёт меня песчаный пляж.
До него два шага, рядом
Богом созданный пейзаж.
Справа – скалы, слева – скалы,
Прямо – пара островов.
Море пеной рисовало
Иероглифы – любовь.
Бьётся сердце, грудь вздымая,
Воздух пьётся, как нарзан...
Пафос, Крит. Начало мая,
Пару лет тому назад.

2.
Манит вновь меня туда...
Расступается вода
И смыкается за мной,
Отсекая южный зной.
В теле лёгкость, гибкость в теле.
Рыбы, яркие модели,
То солируют, то стаей
Затевают быстрый танец,
Невозможно уследить.
Солнца тоненькая нить
Проникает в глубину,
Словно ловит на блесну
Этот рыбий хоровод
И меня в него зовёт.
Вглубь смотрю, кораллы вижу.
Надо глубже, надо ниже.
Погружаюсь понемногу.
Красоту не надо трогать –
Наслаждаться ей и плыть...
Есть колючки у судьбы,
Есть и зубы, есть и яд.
Красным морем октября
Носит память.
Сколько лет
Не встречались t;te-;-t;te.
Год за пять!
Тоска такая!..
Будет ли октябрь?
Не знаю...
*****

3/3

Увы, скатились в пошлость:
Иероглифы – любовь/Бьётся сердце, грудь вздымая/Рыбы, яркие модели/
И совсем уж «шедевральное»:
/Есть колючки у судьбы,
Есть и зубы, есть и яд/ – она (судьба) гибрид ёжика с гадюкой?
С рифмами тоже не ахти: туда-вода, вижу-ниже…
Красоты много не бывает? – бывает.
Перебор всего!
-------------------

13. "Белиберда"

выспавшись к вечеру, встал
выдал джампстайл, повизжал
всё у меня хорошо
радуюсь
тёплая, как береста
ткань - и, накинув пиджак,
вышел (куда? без большой
разницы)

прямо в окно - на батут
улицы, белиберду
миру пытаясь жужжать
разную
всё хорошо, потому
хоть пролетевшему ТУ,
хоть суете горожан
радуюсь

мама здорова, друзья
тоже, пузырь бытия
мыльно играет в башке
радугой
с ветром делюсь (так сказать,
в фонд синергии бродяг)
в Сочи летит ли, в Бишкек
радостью

мимо трамваи снуют
возят - в тепло и уют,
город в Эдемском лежит
секторе
значит, богиню свою
встречу, влюблюсь, подарю
всё многоточие G
светлое

неба застряла ладья
в зданиях из кирпича:
с крышами - выше земли
радиус
в мире - суббота, галдят
ангелы в стаях галчат,
хлеб в магазин привезли -
радуюсь

всюду - ненайденный клад
дождь промелькнул или так -
с моря обрызгал дельфин
моросью
в жизни - всегда наугад
в смысле прекрасный бардак
высшая степень лафы -
молодость
*****

3/3

Если в башке пузырь (да еще и мыльный!) тогда на препинаки можно положить. Название соответствует содержанию.
-------------------

14. "Последний листок"

Куда теперь, последний листок,
на запад или же на восток?
На севере холод, на юге зной, -
что, если остаться тебе со мной
и не в луже стылой покинуть мир?
Заходи, прошу, - затоплю камин,
налью вина, разожгу свечу, -
ты помолчишь,
я помолчу,
сочиню балладу, а ты сонет...

и он согласно кивнул в ответ.
...в уютном доме камин горел,
и каждому виделся свой апрель;
нам тёплая память явила вновь -
мне домик мамин, где в сад окно,
листочку - лес, родник под ольхой
тростник над рекой
да синичий хор...

Но вскоре, спокоен, красив и прост,
ушёл из дома мой лёгкий гость.
Прощаясь, так он молча сказал:
"Спасибо, брат, за тепло в глазах,
тепло камина, вино, свечу,
но в гербарий мумией не хочу,
ухожу к другим, кто уже ушёл,
там теперь, уверен я, хорошо.
Как наступит май, приходи к реке,
к воде, трепещущей в роднике,
не бери блокнот, не пиши стихи,
посмотри наверх меж ветвей ольхи, -
там играют листья в лучах небес, -
я, один из них, улыбнусь тебе".
*****

4/3
Куча находок! – «прощаясь, так он молча сказал» – телепатически?
«но в гербарий мумией не хочу» – вот те на! Давно ли наши гербарии замумели?.. Но мысль будоражит.
Утоп герой-то, то ли в реке, то ли в роднике… а потом пророс ольхой и листиками делал разное, по заявкам, одному улыбался, другому не очень…
/Как наступит май, приходи к реке, к воде, трепещущей в роднике/ – слишком много воды в тексте. мутной воды.
Хотя дальнейшие строчки – / не бери блокнот, не пиши стихи/ – достойны оракула.
-------------------

15. "Родинушка"

весна зимой красна
поставлена печать
чужбинушка по ять
и некого объять
полупуста – полуполна
гороха горсть
желаний и воспоминаний
горчащих знаний
просыпана гостями
давними
туманами-обманами
поговорю и дежавю
чуток живу
молчу или кричу
тебя во сне
иль эхом наяву зову
нет выходного дня
и просветления
нет ночи без кошмара
и забвения
искрой
животворящею лечу
дугой
спешу домой
и замыкаю круг
один
второй
как заводной
скорей
весну идей
творю зимой
собой
раздолбанной судьбой.
*****
2/2,
а по сути – кол.
Набор штампов и поток какой-то мути. Когда и нечего и не о чем, но очень хочется… Ассоциативно, когда на только что выкрашенном заборе появляется какое-нибудь паскудство английскими буквами.
А за название! – еще бы и по репе дать.
-------------------

16. "Дело было в феврале"

Бормотуха на столе. Стол кривой.
Дело было в феврале. Да, зимой.
Выпивали за столом. Кто? Забыл.
И не важно. Важно как. Город был
Заметён по облака тишиной.
Накатили по одной, по второй.
Тут возник случайный спор о любви,
Мол, давно её, любовь, погребли.
Мол, давно она, любовь, не нужна.
Что осталась только в фильмах и снах...
А за окнами смеялась метель...
Кто-то крикнул: "Вот наступит апрель.
В свежих рощах запоют соловьи,
И вы вспомните, друзья, о любви.
И вы вспомните тогда, может быть,
Что такое всей душою любить".
Бормотуха на столе. Стол кривой.
Дело было в феврале. Да, зимой.
*****
4/4

Стихо в обёртке.
Лубочное.
Вполне себе симпатичное.
Иртеньева вот вспомнила  «Три Петра и два Ивана», спасибо автору.
Любовь на подходе, и это обнадёживает.
-------------------

17. "Сестра"

Жестокий год, зловещий дым из труб,
эпоха, марширующая мимо.
Я провожала в страшное сестру
любимую,
но не была любима.

Никто не знал, чем кончится зима,
никто не ждал ни милости, ни чуда.
Последний день, холодный каземат.
Нам не уйти,
не выбраться отсюда.

Мир замерзал на полпути к весне,
и ветры облака на части рвали.
Ныл колокол, и шёл прощальный снег
над сёстрами,
их куклами
и рвами.

5/5

Личное.  С трагедией за кадром.
Сдержанное… и безысходность в каждой строчке.
Хорошая подача.


Рецензии
Спасибо от № 14. Искренне, поскольку по своему опыту знаю, как тяжек труд арбитра; за "мысль будоражит" и за "достойны оракула" - многократно Спасибо!

Но некоторые Ваши замечания требуют ответа:
«прощаясь, так он молча сказал» – телепатически?:
конечно, телепатически, других возможностей у листка не было;

«но в гербарий мумией не хочу» – вот те на! Давно ли наши гербарии замумели?.. Но мысль будоражит:
я-то считал, что любой листок/цветок в гербарии, в сущности, мумия;

Утоп герой-то, то ли в реке, то ли в роднике… а потом пророс ольхой и листиками делал разное, по заявкам, одному улыбался, другому не очень…:

Откуда такой вывод, что он "утоп"?
и разве ЛГ делал заявку на улыбку? И если листик обещает одному улыбаться, разве это значит, что он улыбнётся только ему, и никому другому?
____________________________________________________________

А в целом, Ваши замечания для меня лучшие в обзоре, для того и поставил стихи на конкурс, чтобы разобраться в достоинствах и недостатках текста. Со стороны-то виднее!

Андрей Данкеев   08.04.2021 18:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.