Стихотворение месяца 96 - обзор Саши Неместного

1. "Морской эльф"

Я фонтаном масло музе возолью.
Ветром не завою.  Мирру, мирт и розу, как киту.
Если непогода, ветер отведу.
Если дождь, слезу размажу по лицу.
Я живу в бреду покрасневших глаз,
виртуозен мой мир ласк,
нежность скул.
Я словно эльф, а ты мой пагубный блеф,
и взъерепенясь
ты хуже.  Ласки и гнев.
В виденьях лени
ты знаешь, чем полон век.
Не дрожь в коленях,
смелость даже, где ил вязок,
где шторм океана в синей агонии,
где теряют ориентацию в любви киты,
где чайкой парим, а рыбой бузим,
напившись воды, словно одеколон,
словно нам не важно, что пить, восторг и стон.
Если висок дрожит от нехватки ласк
то, я знаю, просто еще не поспела вода,
горячий рэкет, не нужен плакат,
струю бьют в подводных верховодьях,
о нас помнят.
Иди словно стонет,
иди словно входит во власть не мелководие,
стихотворение классическое, непревзойденное, а океан выпит.
*****
Получилось феерично и пёстро, но иногда - слишком сумбурно.
Например:
"Я фонтаном масло музе возолью" - фонтаном возлить сложно, скорее обрызгать, даже если это в значении "принести жертву".
"Мирру, мирт и розу, как киту." - тут нет глагола и непонятно, что именно как киту?
"где теряют ориентацию в любви киты" - всё-же ориентацию в океане или ориентацию в любви теряют? )
А конец хороший!
3/4
-------------

2. "Нас нельзя укорять..."

Унеслось наше детство в туманные дали,
Испарились наивные детские сны.
Помнишь, как на мундирах блестели медали –
Боевые награды минувшей войны.
Возвращались отцы с ними старшие братья,
Не оставшись лежать в опалённой траве.
Огрубевшие руки сжимали в объятьях,
Повзрослевших за годы боёв, сыновей.

Мы весёлой гурьбой возвращались из школы,
На плечах ощущая учебников груз.
В пионеры вступали, затем в комсомолы,
Веря в дружбу, любовь и в Советский Союз.
Для игры доставали свои пистолеты,
А девчонок скакалки сводили с ума.
Проходило на улице детское лето -
Только вечером нас зазывали в дома.

Нас нельзя укорять в том, что жили мы плохо,
И всего, что хотелось, почти не сбылось.
Мы сквозь сердце своё пропустили эпоху,
Внуки, ваша пора - поворачивать ось.
Только время торопит, оно непреклонно,
Много лет пронеслось с той, ребячьей поры.
Дети ищут отраду в коробках смартфонных,
И наивными лайками полнят дворы.
*****
Такая попытка окинуть всю эпоху от конца войны до современности. Но получилось без каких-то поэтических откровений, а иногда немного неуклюже, как мне кажется.
Я за это не снижаю сильно, но всё же с пунктуацией надо дружить.
Например - Возвращались отцы, - запятая. В следующем предложении вообще запятых не надо (причастный оборот стоит перед определяемым словом "сыновья")
3/3
-------------

3. "Баллада о Трезоре"

Я услыхал прекрасную балладу
От сторожил, что живы до сих пор.
Как в снежную голодную блокаду
Спасал людей дворовый пёс Трезор.

Он был обласкан всеми, обожаем.
Его, любя, подкармливал весь двор.
Хвостом виляя, заливаясь лаем,
Играл с детьми дворовый пёс Трезор.

Покрылось дымом небо над Невою.
Фашист явился, на расправу скор.
Морозной ленинградскою зимою
Со всеми вместе голодал Трезор.

Казалось, смерть уже не за горами,
Но как-то поутру в зубах принёс
Косого зайца с длинными ушами,
Жильцов спасая, их дворовый пёс.

В тот день жильцы, зайчатины отведав,
От радости не сдерживали слёз.
Оставшиеся кости от обеда
До вечера догрыз дворовый пёс.

О месте, где собака промышляет,
Среди людей кипел горячий спор.
Но каждый день куда-то пропадая,
С добычей возвращался пёс Трезор.

Не мёрзнут дети в варежках и шапках.
Сгодился на бубон дрожащий хвост.
Пошли на шубки беленькие лапки.
Не зря носил трофеи верный пёс.

Погибли сотни тысяч в Ленинграде,
Не переживши голод и мороз.
А в этом доме выжили в блокаде
Все двадцать человек и умный пёс.

Пришёл в страну победный сорок пятый.
В тот день, когда войны туша костёр,
Вошли в Берлин советские солдаты,
На мине подорвался пёс Трезор.

Там, где сейчас играют стайкой дети
Стоит могилка, а вокруг забор.
На ней всегда живых цветов букетик,
А в ней лежит дворовый пёс Трезор.
*****
Почему это баллада? Баллада предполагает романтическое (лирическое) повествование.
Ох, автор, простите меня - живые цветы на могилку собаке, которая каждый день спасала 20 человек от голода, но подорвалась на мине в мае 1945. Шубы из зайцев. Это просто снос мозга. Я понимаю, что с благими намерениями.
Но лучше о строителях БАМа.
"О месте, где собака промышляет, Среди людей кипел горячий спор." - вот представьте, как они все собрались зимой и горячо спорят об этом. Во время войны и блокады.
"От сторожил" - правильно "от стАрожилов".
"кости от обеда До вечера догрыз дворовый пёс" - тут бы надо по-другому фразу построить, чтобы избежать комического эффекта. Ещё совершенный глагол нельзя использовать. Грыз до вечера, а не догрыз до вечера.
2/2
-------------

4. "У разлуки простая суть..."
 
У разлуки простая суть:
жизнь – излучиной.
Не пытайся меня вернуть –
не получится.
 
Мой колодец давно пустой –
видно, вычерпан.
Пусть покроется дно росой
безразличия.
 
Между душ проведёт межи
врач по вызову.
Он поможет и дальше жить –
если выживу.
*****
Хорошая любовная лирика.
"Между душ проведёт межи" - "межу" вообще-то правильнее, если между двух душ, но тогда рифма портится.
4/4
-------------

5. "В поисках гармонии"

Я хватался за слова костыль, думал: "Вот,
пришкандыбаю в нужное место."
Но рука пуста, а оно живёт,
потому иду до креста — бескрестным.

Сколько зим ещё солнцу вслед
лететь ему журавлиной почтой,
расскажи, крылатый мой бересклет,
оставаясь навеки в почве.

Растранжирил кегли для красной строки,
да и воздух сырой, тягучий...
Разожму ладонь и услышу напев реки.
Наша жизнь — это тоже случай.
*****
Такой закрученный в себя текст, мне такие нравятся, когда закручено красиво.
"Разожму ладонь и услышу напев реки" - не очень, кулак можно разжать, а не ладонь. И ещё получается, что там уши, в ладонях. По мне - катахреза не работает.
пришкандыбаю - в значении приду - не особо поэтичное слово, да там "иду" дальше есть.
4/3
-------------

6. "Моя Вера"
 
                Не грусти, не печалуйся, о моя Вера,-
                Остаются еще на земле должники!
                "Три сестры" Б.Окуджава
 
Я живу, я дышу, а ещё я люблю и надеюсь,
Доверяя грядущему и покоряясь судьбе,
Без тебя, моя Вера, я что-нибудь вряд ли сумею,
Ты - опора для жизни и жизнь прилепилась к тебе.
 
В своём множестве песен поэты и ныне и прежде
Сквозь кровавые смуты и мирных веков суету
Прославляли в изысканных строфах Любовь и Надежду
А вот Веру зачем-то отдали на откуп Христу.
 
И война, как волна, покатилась от края до края,
Был жестоким устав крестоносцев и меч их остёр,
Их влекло раболепие богу и жизнь золотая,
Ну а всех несогласных на плаху вели и костёр.
 
И с тех пор многоверья микроб разлетелся по свету,
Заменили тебя, моя Вера, сырцы-миражи,
Власть Маммоны, разора и лжи захватила планету.
А без веры в себя и других обесценена жизнь.
 
А недавно совсем шли тревожные дни девяностых,
Кто застал, не забудет те полные смуты года,
Против всех передряг устоять было очень непросто,
Но мы верою жили и Вера спасала тогда.
 
Те года миновали, мы снова расправили крылья,
Снова верим в себя и спасибо сказали судьбе,
Ты меня, моя Вера, спасла от тоски и бессилья,
И за это я скромную песню слагаю тебе.
*****
Очень песенный, КСП-шный стих получился. С какими-то строчками не особо согласен.
Например про крестоносцев - Их влекло раболепие богу и жизнь золотая - не очень удачны обе метафоры про раболепие и про золотую жизнь.
Ну а всех несогласных на плаху вели и костёр. - Это уже не крестоносцы, а инквизиция. Другое ведомство. Это как спутать МВД и КГБ. ))
жизнь прилепилась к тебе. - глагол не очень удачный кмк.
4/3
-------------

7. "На холме"

Выцвели давно дощечки
Староверских голубцов*.
Разобрать бы хоть словечко
На погосте за сельцом.

И лежат там три царевны,
На высоком на холме
А над ними тёмный, древний
Храм стоит.
И в тишине
Пролетают только птицы,
Только птицы да ветра.
И покой такой, что снится
Снегу детская игра,
Катятся с горы салазки
Под обстрелом из снежков.
Баба, в шубе с подпояской,
Тащит вёдра.
Окушков
Рыбачок на льду тягает, -
Реку издали видать...

Голубей взлетает стая.
И покой. И благодать.
--------------------------------
*голубец – старообрядческий крест
*****
Как-то непоследовательно. Начинается о старообрядческом погосте. потом царевны (у старообрядцев?)
"И покой такой, что снится Снегу детская игра,.." - если покой, то - покой и снится. Это вьюге могут сниться снежки, наверно (какое-то бурное действие). Рыбалка подлёдная, баба с вёдрами и салазки - это ближе к лубку, а не к заявленной вначале стиха теме. Пролетают только птицы/ Голубей взлетает стая - дважды использован тот же образ, оправдано ли это?
3/3
-------------

8. "О, рыцари и Дон Кихоты…"

О, рыцари и Дон Кихоты,
Вам славу вечную поют!
И ждёт романтиков приют
В сердцах у дев златоволосых.
 
Ах, эти девы, что ласкают
И гладят волосы рукой,
Глядят в глаза и уповают,
Что будет он навеки мой.
 
Зачахнут в томном ожиданье,
Свиданий страстных и утех.
Навряд ли сбудется свиданье
Под звон блистающих доспех.
 
Свят Дон Кихот, от счастья млея,
Всегда, под солнцем и луной,
Он будет верен лишь одной,
Что носит имя Дульсинея.
 
Но мельниц ветряных объятья,
Ему важней, чем страсти пыл.
Его иллюзии — проклятье.
Он рвётся в бой, непобедим.
 
Своих идей безумных бремя,
Он тащит честно день за днём.
И бродит Дон Кихотов племя,
И машет храбрости плащом,
Принять реальность не умея.
*****
Не особенно новаторский стих, скорее зарисовка по мотивам, сильно растянутая.
О, рыцари и Дон Кихоты - получается тавтологично, так как Дон Кихоты - это антономасия, употреблено в значении нарицательном, т.е рыцарь. Это как, например, о поэтах написать - О, поэты и Пушкины...
Рифмы иногда ну очень банальные или приблизительные (Дон Кихоты/златоволосых, cтрасти пыл/непобедим)
3/2
-------------

9. "E=mc2"

Ну, предположим, что всё относительно:
Расовость, гендерность, национальность,
Зло и добро, идеалы. Действительность
Кажется, а виртуальность реальна.

Можно менять номинальных правителей,
Мясо и водку сменить на эрзацы,
Можно отечество, можно родителей.
Можно от них вообще отказаться!

Можно придумывать новые опции,
Новые ценности и артефакты
Или сбиваться в флеш-мобы как овцы и
Опровергать очевидные факты.

Ну, предположим, а где скорость света-то?
Где-то должна же быть точка опоры!
Выясним аналитическим методом,
Что остаётся за рамками спора.

Новой морали новейшие принципы,
Приговорённые мир переделать,
Подкреплены боевыми эсминцами,
Чья толерантность имеет пределы.

Постмодернизму мы можем последовать
По убеждению и для прикола,
Важно не это, а то, что заведомо
Мерой всего утверждается доллар.

Пепел войны закружился метелицей,
Но, неизбежность пока не окрепла,
Надо любить! Нужно верить, надеяться:
Мир возродится из этого пепла.
*****
Затянутый текст на тему, что весь мир бардак и катится не туда. Про доллар - банальность. Но конец хороший - оптимистичный.
Пусть 4/3
-------------

10. "Прощай"

Прощай! И тенью растворится
В ночи твой нежный силуэт.
Как улетающая птица,
Крылами взмах - и птицы нет.

Прощай! Как лезвие по венам.
Смеётся громко тишина.
И понимается мгновенно,
Что счастье выпито до дна.

А сердца закоулок каждый
Кричит: ну что ж ты, дуралей?
Ведь не даётся счастье дважды.
Беги, беги скорей за ней!

Но то ли гордость, то ли трусость,
Заполнив всё вокруг собой,
Тихонько шепчут: глупость, глупость...
Судьба даёт внезапно сбой...
*****
Вот хороший же текст получился. Почти. Ибо автор не смог красиво закончить. Подумайте - последнюю строфу надо переделать, даже трусость-глупость - рифма не очень.
4/4
-------------

11. "Март-крепыш"

Задувает, задувает март,
Солнце катится по небу. Снег
Сходит, чавкает и тает. Гвалт
От птиц в воздухе с утра. Рек

Слышен стон из-подо льда. Весна.
Просыпается природа. С крыш
Звон хрустальной капели. Нет сна.
Разгулялся удалой март-крепыш.

Сбросил лес белоснежную вязь,
Пахнет талой, журчащей водой,
И на ветках деревьев, томясь,
Почки вспыхнуть готовы листвой.
*****
Тут размер стиха всё время меняется, так называемая аритмия.
Задувает, задувает март - пятистопный хорей.
От птиц в воздухе с утра. Рек - так называемый антиспаст - в начале ямб, дальше хорей и заканчивается пиррихием - два ударения подряд.
Звон хрустальной капели. Нет сна. = трёхстопный анапест. Переход на другой враждебный метр прямо в середине строфы.
Если это такая авторская задумка, то не очень удачный эксперимант, кмк.
2/3
-------------

12. "Тоска по морю"

          Я знаю, этот день не повторится…
                Александр Тулбу
                У вас должна быть мечта,
                чтобы вы могли вставать по утрам.
                Мохаммед Али
1.
Там, где море бьётся в скалы,
Сотрясая берега,
Утро вовремя настало,
Как привыкло за века.
Взобралось по горной круче,
А оттуда – с ветерком
Лёгким облаком летучим
Через море прямиком.
Мне туда пока не надо,
Ждёт меня песчаный пляж.
До него два шага, рядом
Богом созданный пейзаж.
Справа – скалы, слева – скалы,
Прямо – пара островов.
Море пеной рисовало
Иероглифы – любовь.
Бьётся сердце, грудь вздымая,
Воздух пьётся, как нарзан...
Пафос, Крит. Начало мая,
Пару лет тому назад.

2.
Манит вновь меня туда...
Расступается вода
И смыкается за мной,
Отсекая южный зной.
В теле лёгкость, гибкость в теле.
Рыбы, яркие модели,
То солируют, то стаей
Затевают быстрый танец,
Невозможно уследить.
Солнца тоненькая нить
Проникает в глубину,
Словно ловит на блесну
Этот рыбий хоровод
И меня в него зовёт.
Вглубь смотрю, кораллы вижу.
Надо глубже, надо ниже.
Погружаюсь понемногу.
Красоту не надо трогать –
Наслаждаться ей и плыть...
Есть колючки у судьбы,
Есть и зубы, есть и яд.
Красным морем октября
Носит память.
Сколько лет
Не встречались t;te-;-t;te.
Год за пять!
Тоска такая!..
Будет ли октябрь?
Не знаю...
*****
Автор, зачем Мохаммеда Али привлекли - с ним связаны другие определённые коннотации. ))
Не совсем понял - первая часть Крит, вторая - Красное море?
Манит вновь меня туда - по идее опять Крит должен как-то отразится.
Год за пять! - это на зоне, что ли? Конец сильно смазан - что за тоска?
Сколько лет Не встречались tete-а-tete - с кем? Если с морем, то Пару лет тому назад VS Сколько лет. Сумбурно.
3/4
-------------

13. "Белиберда"

выспавшись к вечеру, встал
выдал джампстайл, повизжал
всё у меня хорошо
радуюсь
тёплая, как береста
ткань - и, накинув пиджак,
вышел (куда? без большой
разницы)

прямо в окно - на батут
улицы, белиберду
миру пытаясь жужжать
разную
всё хорошо, потому
хоть пролетевшему ТУ,
хоть суете горожан
радуюсь

мама здорова, друзья
тоже, пузырь бытия
мыльно играет в башке
радугой
с ветром делюсь (так сказать,
в фонд синергии бродяг)
в Сочи летит ли, в Бишкек
радостью

мимо трамваи снуют
возят - в тепло и уют,
город в Эдемском лежит
секторе
значит, богиню свою
встречу, влюблюсь, подарю
всё многоточие G
светлое

неба застряла ладья
в зданиях из кирпича:
с крышами - выше земли
радиус
в мире - суббота, галдят
ангелы в стаях галчат,
хлеб в магазин привезли -
радуюсь

всюду - ненайденный клад
дождь промелькнул или так -
с моря обрызгал дельфин
моросью
в жизни - всегда наугад
в смысле прекрасный бардак
высшая степень лафы -
молодость
*****
Бодрый такой дактиль, хотя есть строчки для рифмы (хлеб в магазин привезли - радуюсь) - Это где так плохо с хлебом?
в Сочи летит ли, в Бишкек радостью - Кто? если пузырь, то он уже улетел раньше и там "с ветром делюсь". Какое-то перекрёстное совмещение пузыря и радости приводит к проблемам с синтаксисом.
Но заявлена белиберда и она есть, довольно жизнеутверждающая.
4/4
-------------

14. "Последний листок"

Куда теперь, последний листок,
на запад или же на восток?
На севере холод, на юге зной, -
что, если остаться тебе со мной
и не в луже стылой покинуть мир?
Заходи, прошу, - затоплю камин,
налью вина, разожгу свечу, -
ты помолчишь,
я помолчу,
сочиню балладу, а ты сонет...

и он согласно кивнул в ответ.
...в уютном доме камин горел,
и каждому виделся свой апрель;
нам тёплая память явила вновь -
мне домик мамин, где в сад окно,
листочку - лес, родник под ольхой
тростник над рекой
да синичий хор...

Но вскоре, спокоен, красив и прост,
ушёл из дома мой лёгкий гость.
Прощаясь, так он молча сказал:
"Спасибо, брат, за тепло в глазах,
тепло камина, вино, свечу,
но в гербарий мумией не хочу,
ухожу к другим, кто уже ушёл,
там теперь, уверен я, хорошо.
Как наступит май, приходи к реке,
к воде, трепещущей в роднике,
не бери блокнот, не пиши стихи,
посмотри наверх меж ветвей ольхи, -
там играют листья в лучах небес, -
я, один из них, улыбнусь тебе".
*****
Камин, свечу с вином - это обычно зажигают для романтического свидания с девушкой. Но чтобы для последнего листика - это меня озадачило. )
Ещё пожелание листика - на весну - когда придёшь ко мне в гости весной - не пиши стихов тогда. Озадачило вторично ))
Ну, пусть 4/4
-------------

15. "Родинушка"

весна зимой красна
поставлена печать
чужбинушка по ять
и некого объять
полупуста – полуполна
гороха горсть
желаний и воспоминаний
горчащих знаний
просыпана гостями
давними
туманами-обманами
поговорю и дежавю
чуток живу
молчу или кричу
тебя во сне
иль эхом наяву зову
нет выходного дня
и просветления
нет ночи без кошмара
и забвения
искрой
животворящею лечу
дугой
спешу домой
и замыкаю круг
один
второй
как заводной
скорей
весну идей
творю зимой
собой
раздолбанной судьбой.
*****
Вроде симпатичная игра словами, такой суггестив. Но мне чего-то не хватает. )
4/4
-------------

16. "Дело было в феврале"

Бормотуха на столе. Стол кривой.
Дело было в феврале. Да, зимой.
Выпивали за столом. Кто? Забыл.
И не важно. Важно как. Город был
Заметён по облака тишиной.
Накатили по одной, по второй.
Тут возник случайный спор о любви,
Мол, давно её, любовь, погребли.
Мол, давно она, любовь, не нужна.
Что осталась только в фильмах и снах...
А за окнами смеялась метель...
Кто-то крикнул: "Вот наступит апрель.
В свежих рощах запоют соловьи,
И вы вспомните, друзья, о любви.
И вы вспомните тогда, может быть,
Что такое всей душою любить".
Бормотуха на столе. Стол кривой.
Дело было в феврале. Да, зимой.
*****
Это такой пьяный разговор что вот весна с соловьями будет, тогда вспомните про любовь. Не очень достоверно. Как-то возвышенно, с бормотухи-то, ещё если и непонятно с кем.
4/3
-------------

17. "Сестра"

Жестокий год, зловещий дым из труб,
эпоха, марширующая мимо.
Я провожала в страшное сестру
любимую,
но не была любима.

Никто не знал, чем кончится зима,
никто не ждал ни милости, ни чуда.
Последний день, холодный каземат.
Нам не уйти,
не выбраться отсюда.

Мир замерзал на полпути к весне,
и ветры облака на части рвали.
Ныл колокол, и шёл прощальный снег
над сёстрами,
их куклами
и рвами.
********
Хорошее. Аитмосферное. По мне - есть нестыковка.
Я провожала в страшное сестру любимую, но не была любима - Тут ГГ остаётся живой.
и шёл прощальный снег над сёстрами, их куклами и рвами. - Тут никто не спасается.
5/5


Рецензии
Спасибо от № 14. Хорошо, что озадачило; дважды хорошо, что дважды озадачило:-)

Андрей Данкеев   08.04.2021 17:49     Заявить о нарушении
Андрей, да - теперь я весь такой озадаченный ))
Удачи!

Саша Неместный   08.04.2021 22:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.