Поколенье детей, не читающих книг

                … Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
                Ты соленые слезы на ус намотал,
                Если в жаpком бою испытал, что почем,-
                Значит, нужные книги ты в детстве читал!
                Из песни В.Высоцкого


Новый мир цифровой в одночасье возник,
И маячит, как тень, электронный ГУЛАГ
С поколеньем детей, не читающих книг,
И с толпою тупых потребителей благ.

В мире лжи, пофигизма, дешёвых понтов,
В мире фейков и наглой «езды по ушам»
Не найдут они места для звонких стихов
И с героями книжек бесед по душам.

Существует в сетях – упоённый собой,
Со смартфоном и ноутом вместо мозгов.
Толстокожий и сытый, довольный судьбой,
В мире цифры, без образов и образов.

Не способен на подвиг, поступок и риск,
Тонет в киберпространстве и кибердрузьях,
И стремится сорвать главный куш, суперприз
С виртуальных побед в виртуальных боях.

Ложь и зло приютив в обнищалой душе,
Потребляющей игры в режиме онлайн,
Где он сам и стрелок, и танкист, и мишень,
Обделённая вкусом к раскрытию тайн,

Не борясь против трусов, подонков, иуд,
Разменяв миллионы на жалкую медь,
Приучившись прощать подлецов и паскуд
И прекраснейших дам не любить, а иметь,

Не взмахнет он в бою настоящим мечом,
Не почует у сердца смертельный металл…
Даже чары любви ни при чём, ни при чём,
Потому что он правильных книг не читал.


1 место в конкурсе "Альтернатива" (Тм Гуси-Лебеди) http://stihi.ru/2021/04/27/4028

3-е место в мини-конкурсе «Вдохновение апреля» в рамках конкурса "Опнем всем миром. Авиация" (Единомышьленники) http://stihi.ru/2021/05/03/5740


Рецензии
Интересные стихи. Проникновенно, экспрессивно и убежденно доносят позицию ЛГ. Очень искренние, ясно при этом образно изложена распространенная точка зрения на проблему. Невозможно спорить, что нравственная проблема весьма актуальна в современном обществе. Но я никак не могу согласиться с тем, что "Новый мир цифровой в одночасье возник" - изменения и технологий и нравов происходят давно и постепенно. Кроме того, нет никаких оснований ставить знак равенства между "смартфоном и ноутом" и "толпою тупых потребителей благ". Ведь сами по себе технологии многие используют и для развития, и для взаимопомощи. Мы сами с вами сейчас используем информационные технологии, для обмена поэтическими строками и размышлений о судьбах поколений. Есть множества программ, помогающих совершать прекрасные открытия в области математики, астрономии, понимания мироздания, химии, истории, литературы, искусства, психологии, языкознания, прикладных искусств, производства и многого другого. Если люди пользуются "смартфоном и ноутом", чтобы общаться с друзьями, изучать нечто новое и сохранять информацию - разве это как-то влияет на "обнищание души"? Увы, ЛГ, как и многие, связал процессы, которые на самом деле, даже не параллельны, а направлены в противоположные стороны. "В мире лжи, пофигизма, дешёвых понтов" даже полезные достижения используются чтобы "не любить, а иметь". Однако, обучение народов, предсказанное пророками на наше время уже происходит с применением самых современных технологий.(См. Иоанна 6:45; Исайя 54:13; Иеремия 31:34; Исаии 2:1—4; Михея 4:1—4; Даниил 12:4; Исаия 11:9; Аввакум 2:14; Псалом 22:27; Откровение 7:9, 15:14). Поэтому в будущем, в котором человечество придет к нравственному совершенству, технологии не просто останутся, а, скорее всего, преумножатся.

Татьяна Забелина   17.01.2022 03:08     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Татьяна, за развернутую рецензию с обоснованием своей позиции (даже с привлечением Библии).
Но речь у меня идет не о всех пользователях ПК и смартфонов, а о тех, кто всё своё время тратит на игры-"стрелялки", "танчики", на просмотрбесконечных роликов - то есть об "узниках цифрового концлагеря", ударенных тик-током.
Благотворное влияние интернета на обучение, расширение кругозора, возможность прочитать книги, которые не всегда найдешь в обычной библиотеке, здесь не обсуждается. Но у всего есть "плюсы" и "минусы". Я работаю в гимназии, и мне приходится, например, перед проверочной работой и сочинением просить своих ребят-учеников положить телефоны на полочку перед доской, чтобы не было соблазна списать... А к уроку литературы некоторые читают не полную версию произведения, а книгу "в сжатом изложении" - такую "медвежью услугу" тоже предоставляет интернет.
Речь именно об этом.

Лина Чирко   17.01.2022 06:55   Заявить о нарушении
Согласна с вашим объяснением, хотя в стихе этой позиции не видно. Я тоже не один год работала в сфере образования, и в школе в том числе, и видела как меняются дети и подростки от поколения к поколению. Это один из важнейших признаков нашей эпохи, ведь, как и было предсказано, источник проблем нашего время - люди и их нравственный упадок (см. 2 Тимофею 3:1-5, 15) Тут важно не путать причину и следствие даже на эмоциональном уровне. Я не сомневаюсь, что на рациональном уровне вы понимаете разные стороны проблемы, но в стихе, эмоционально, у вас получилось то, что получилось.

Татьяна Забелина   17.01.2022 15:58   Заявить о нарушении
ПУРЫ КЕЧЕ ИЛИ ВАДА ТАНГ...
ЛИНА ,над подниматься всем народом против этих ,,пыхтелок - стрелялок " ,
уже и нас в школах убивают, а кто-то деньги гребет !

Михаил Рык   29.05.2022 08:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 43 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.