Выбор

КвАнтовый скачок, забытый.
Вещи начинают говорить.
Мёртвое родится и живёт-
суть, что пьяный алгоритм,
на вдохе – выдохе - живот,
как самоуглублённое
сознание.
Нарциссы жёлтые во тьме,
светящиеся ядом, до разрыва.
Тень робкая надежды,
что спрятана в мечте –
немая, скользкая, словно
оттаявшая рыба.
О,истины в суровых фолиантах
не отыскать, как солнца
в пыльной люстре
и жизни в расфуфыренных домах
элиты меньше, чем в издохшем
и распластанном моллюске
неземном -
так, плашмя, самоубийцы бьются...
и стынет в раковинах плоть
посередине блюдца.

Он не знает связи родовой.
Ведь в раковине рокот роковой.
Слышишь, как безумствует душа,
зудит как мусорные мухи?
Жизнь из плоти, уходит не спеша,
Лишая  голоса, дыхания и сути.
И пока погаснет в море взор,
и спазм у горла – как волна
в полёте и тот конфуцианский вздор
в китайском дряхлом переплёте,
что так хотел вам душу излечить
от гнева –Он вас хотел навеки
разлучить...

О, Ева!
Что станет выбором твоим?
Любовь, как первый признак  -
будет снова боль.
Ведь, муж твой только призрак!
Как европейская мечта,
или похмелье за калиткой
рая,
иль суета скрипящего трамвая...
Да ну его, верни ему ребро!
Нужен он тебе, как суке
пятая нога, Его добро -
что точка пятая,
вспотевшая от лени, скука.
Беги, смотри, как зелено окрест!
Без боли - мир захлебнётся ядом.
И если кто тебе протянет перст –
руби его, как саблей,
взглядом.
Конфуций, как плотник - в раму
заталкивает мир
и правила игры, словно осколки
в живую, дышащую рану.


Рецензии
Захотелось заступиться за самоубийц, хотя этот тот разряд сущностей, который сами кого захотят защитят или помилуют. "Плашмя", это как-то настолько снижение ситуации прощания с миром, которое почти никогда не происходит бездумно/случайно, что сама тема аутодафе приобретает оттенок скоморошности и желания хайпа за счет этих "идиотов". Это мешает погружаться в эзотерику авторской мысли о превратностях гендера в жизни и в мире женщины.

Сложный образный ряд, если это поток неосознанного внутреннего монолога, тогда внедрение в его "подтексты" чревато выводом на совсем не тот уровень, что диктовали автору. И я не хочу уводить автора в сторону от самой себя. Если же строки легли из ячеек личного опыта, то смысловая нагрузка на образ Евы, говорит о том, о чем я уже писала в прежнем разборе. Лирическая героиня ищет пути личной верификации в мире через систему родственных образов. И вот что показалось, внутри героини есть некий водораздел, он строится на эмоции опасения, именно поэтому финальная часть обращения и позиция героини выдается не через нее, а через обращение к сакральному и хрестоматийному образу первой, пардон, второй женщины.

И снова проблема выбора, как тогда, но там речь была о личном "блондинка...брюнетка". А здесь диалог идет с позиций Евы, а значит, с точки временного отрезка, равного нескольким векам. Автор называет призраком союз мужчины и женщины, предлагая вернуть ребро.. Стилизация и переигровка известного фразеологизма, имеющего вариативность "телеги" и "коровы" (про пятую ногу и колесо) с появлением образа суки придает тексту некоторую эмоциональную остроту, оправданную авторским видением ситуации брака, любви, вообще, взаимосвязи на уровне мужчина/женщина. Тема творения, упомянутая в детали "ребра" продолжается в строке "И если кто тебе протянет перст - руби его как саблей, взглядом".

Читатель прогружается автором только в финальную часть взаимоотношений и выводов лирической героини. Он не знает, что произошло до такого отверженного состояния и формирования предложенного взгляда. Есть ли это часть личного опыта, либо это синергия восприятий вековых истин о моральных ценностях. Таких маркеров реальности в тексте очень мало. И интересным представляется то, что в нем есть сквозной образ, своей глубиной, полярностью к европейской культуре и многозначительностью одновременно, скрепляющий части текста, но и стоящий в оппозиции к образу Евы в восприятии рассказчика.

Это образ Конфуция. Европейская и китайская культуры в основе своей и в восприятии мира, явления, скорее, разнонаправленные. Центростремительность даосизма и конфуцианства, видящего мир целостной картиной, где человек перетекает в мир природы и обратно, и центробежность европейских гениев, часто "убегающих" от цивилизации в пределы собственных проекций, как две полярности, держат решетку стиха на теме выбора. И в авторской интерпретации, Конфуций это уже не тот созерцатель, к которому привыкли любители Дао, он пакует мир, как "осколки в рану". И эта финальная часть, соединившая тему стекла, крови и боли, по принципу контраста оттеняет отношение к проблеме выбора. И получается, ни один из подходов, ни западный с Евой и библейской мифологией, ни восточный, с конфуцианством растворения в природе, героиню не устраивает.

В тексте есть немало маркеров, которые наполнены активной яньской энергией, представляющей зону "света". Это
- "оттаявшая рыба" (экзотермическая реакция по отдаче тепла и потребления его из дао); - "пыльная люстра" (источник верхнего света как метафора уровней жизни);
- "моллюск в раковине и бьющиеся самоубийцы" (тема остановки жизни, а значит и "янь");
- "безумствующая душа" (по мнению целителей системы У-Син, безумие посещает человека при нарушении балансировки энергий, с преобладанием действия яньских каналов);
- "горловой спазм" (вынужденное молчание и неестественное закрытие второй сигнальной системы, чем-то напоминает состояние переизбытка активной энергии);
- "скрипящий трамвай" ( как признак блокировки свободного движения Ци, а значит, возникновение вихря или воронки янь);
- "точка пятая" (канал толстого кишечника у китайских медиков считается одним из важнейших источников яньской энергии);
- "сабля" ( деталь из коллекции холодного оружия и область действия стихии металла, тоже яньские мотивы);
- "осколки" ( нарушение целостности отражательной поверхности - результат деструкции и действия активных сил яня);
- "рана" — (входные ворота жизни для заполнения тела энергией ремиссии из внешнего контура янь, связь с энергией воздуха, ветра и света).

Когда столько силы выходит через слова, это свидетельствует о том, что в подсознании они скапливается в силу непережитых болезненных ситуаций, которые приходится сублимировать через образную структуры второй сигнальной системы. И если стихотворение умозрительное, пришедшее не как часть опыта, а как трансценденция, видение или предсказание, достаточно маленького совпадения с реальностью, чтобы яньская энергетика перешла из области проекций в мир событий. Именно поэтому такие стихотворения кажутся очень экспрессивными и резонирующими, потому что живут на грани водораздела между возможным и реальным.

Но гендерная тема — это лишь прикрытие основного мотива активного противостояния с действительностью. Маленькая деталь, которая почти незаметно просквозила в образе "расфуфыренных домов", свидетель того, что социальная тема здесь сильнее и отчетливей психологической. И после осознания этого, тема яня, мотив металла принимают уже другой оттенок, переходя по лестнице ценностей из области духовной (любовь и отношения), в обычный мир физических правил, где всегда были и будут бедные и богатые. И в этой позиции "металл" занимает свое излюбленное место в системе, придуманной шумерами вместе с алфавитом. А фраза о деньгах и времени получает новое наполнение, где Еве предлагается обрести свободу от тельца и вернуться к природе "Беги, смотри, как зелено окрест!". И в такой интерпретации слово "зелень", имеющее в русском дополнительный оттенок, связанный как раз с проблемой денег, работает против сюжета...

Кшесинская Деметра   07.07.2021 15:28     Заявить о нарушении
Доброй ночи,Деметра!
Я не психолог,но считаю,что расстаться с жизнью сможет только очень сильная личность в реально тупиковой ситуации.
"Плашмя" - именно так - на земле или в "блюдце"лежат трупы./Видела/.
Никакой "эзотерики"о гендерской системе ценностей.
Тема библейская от лица современного ЛГ.
Тема родства - Отец - Сын - Ева/не Лилит/.Верлибр писался через паузы, правда.
Идеальное человеческое общество от Конфуция,божество - небо,государство - семья -
/почти что СССР/:))Даже Толстой принял!
Водораздел некий существует всегда - вера, через жизненные ситуации, иначе и двух строчек не напишешь.
ЛГ не ищет верификаций,априори. Далее автор даёт читателям - женщинам паузу подумать - а нужно ли это /ребро/?
Выбор между конфуцианством и европейскими ценностями,/а что ,собственно, поменялось с тех пор/? Кто куда бежит? А кто в природу, а кто в "собственную проекцию".Это и есть выбор.
ЛГ его ищет, как и читатель.
Энергия Янь - это круто, Деметра! /Занесла себе в блокнот расшифровку/.
Несколько неожиданно.
Эмоции, как неогранённые драгоценные камни в памяти.Достаёшь их оттуда, шлифуешь и пишешь...
"зелено окрест" имела ввиду, красиво, зелено, никак не "зелень":)
Подумаю, как исправить.
Замечательный анализ,Деметра.
Благодарю.
Достаёшь

Светлана Навойц2   08.07.2021 01:21   Заявить о нарушении
Последнее слово случайно.Извините.

Светлана Навойц2   08.07.2021 01:23   Заявить о нарушении
Вы видели, а я им была. Это не сила, и плашмя не умирают. Это происходит при других состояниях психики. Сильные..Сильные остаются доживать. Ушедших сегодня разбирают на сувениры за очень короткое время. Грифов и падальщиков очень много...лучше эту тему при отсутствии опыта словами не муссировать. Не стоит заигрывать со смертью...Она этого очень не любит. Знаю по собственному опыту. Пришлось отрабатывать слова и не один раз...

Кшесинская Деметра   08.07.2021 05:02   Заявить о нарушении
Извините.

Светлана Навойц2   08.07.2021 10:49   Заявить о нарушении
Света, все нормально, просто слова сильнее, чем мы думаем. Раз уж обожглась, хоть посоветую кому-то, не ходить по граблям. Берегите себя.

Кшесинская Деметра   08.07.2021 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.