Мессир часть 930

Мессир часть 930

Воланд со своей свитой прилетели в Багдад. Сам великий и мудрый Гарун Аль-Рашид встречал гостей. Воланду и его свите была предоставлена в полное распоряжение вся прислуга калифа, а также почти всё левое крыло дворца. А это между прочим более ста комнат и залов.
Вечером после вечернего намаза все собрались на просторной веранде калифа, у журчащего прохладой арыка. Стол ломился от яств и напитков, всё то что могла дать виноградная лоза, шелковичный червь и протоплазма, было перед взором гостей, гостеприимного Гаруна.
Мессир, обратился к Воланду Гарун. Что вы знаете про ассасинов?
И Мессир начал свой рассказ:
АССАСИНЫ
Что сегодня известно об истории таинственной средневековой секты ассасинов? Их история, как и сведения об их загадочном предводителе, покрыта мифами, легендами и слухами, так что уже и не отличить правду от вымысла. Само название секты — ассасины (хашишины — любители гашиша), содержит легенду, пересказанную путешественником Марко Поло: в процессе подготовки убийц использовался этот наркотик, и будущий террорист переносился в райский сад, возвращение в который ему было обещано после выполнения задания. В средневековой Европе репутация у ассасинов была аналогична той, что в современном западном мире — у Аль-Каиды. Сведения о тайной секте мусульманских фанатиков распространились в Европе в эпоху первых крестовых походов. Их участники доносили разведданные о группировке тайных наемных убийц, говоря современным языком — террористов. Было известно, что ими руководит некий Старец Горы — так крестоносцы прозвали Хасана ибн Саббаха. Сама группировка состояла в основном из персов, и в ней царит очень жесткая внутренняя иерархия и дисциплина.
В это бурное время на политическую сцену ближневосточного региона выходит шейх Хасан ибн Саббах. Его внешность и поведение меньше всего соответствовали его делам. Спокойный, рассудительный человек с мягкими манерами, однако при этом жестокий и циничный предводитель религиозно-террористического тайного общества. Именно с него и началась история ассасинов. Его сетевое государство охватывало совершенно не соседние земли в горных районах Персии, Сирии, Ирака и Ливана. Жизнь шейха была тайной для посторонних, да и для непосвященных своих тоже. Все, что с ним связано, хранилось как великая тайна.
В течение трехсот лет секта Старца Горы по праву считалась главной террористической организацией средневекового мира. Организацией, жертвами которой становились короли, султаны, вельможи и ученые разных национальностей и вероисповеданий. Рука убийц этой организации застигала их прямо в своих дворцах.
Хасан ибн Саббах родился в 1051 году в персидском городе Кум. Он получил хорошее образование, с малых лет проявляя неподдельный интерес к наукам и познанию. Хасан был человеком, всем сердцем преданным своей религии — исламу. Но его жизнь круто изменилась после знакомства и долгих бесед с ученым, приверженцем течения исмаилитов Амиром Заррабом. Проповедь ученого глубоко затронула молодого человека. Однако в это направление ислама ибн Саббах перешел не сразу. Хасан стал исмаилитом в двадцать с небольшим лет после тяжелой болезни. Со временем он утвердился в стремлении основать ни от кого не зависимое исмаилитское государство.
Начиная с 1081 года, пребывая в Каире, столице Фатимидского халифата, он начал собирать сторонников, проповедуя власть скрытого имама из династии Низаритов. Он оказался блестящим проповедником, нашедшим живой отклик в сердцах большого количества последователей. Однако вскоре ибн Саббах поссорился с фактическим правителем Египта — визирем, был арестован и отправлен в Тунис. Однако корабль, на котором его везли, потерпел крушение, в котором Хасан уцелел. После этой истории он вернулся на родину, в Персию.
До поры до времени Хасан ибн Саббах был лидером одного из многочисленных суфийских орденов шиитского направления. От своих коллег шейх Хасан отличался тем, что предпочитал не традиционные для суфиев отвлеченные теологические рассуждения — о сущности Бога, о природе человеческой души, о возможности для человека слияния с Божественностью, а участие в реальной политике. К этому его подтолкнула и тревожная обстановка в регионе Ближнего Востока, и усталость от бесконечных войн, и ожидания мира и нового порядка среди местного населения — жителей Персии, Сирии и Ливана.
В 1090 году, Хасан, вследствие преследований египетскими властями, вернулся в Западную Персию и обосновался в гористой местности вблизи южного побережья Каспийского моря. В то время он был уже весьма популярен и являлся вождем группы исмаилитов-низаритов, которая в дальнейшей истории стала известна, как орден ассасинов. Постепенно создается сплоченная тайная организация, состоящая из разбросанных по всему халифату ячеек проповедников, несущих свои идеи и занимающихся сбором развединформации. В любое подходящее для их вождя время они быстро превращались в боевые группы.
Первым шагом к созданию террористического государства был захват удобно расположенной территории, ставшей центром радикального движения. Проведя анализ удобно расположенных и хорошо укрепленных природой и людьми крепостей и замков, шейх выбрал для своей резиденции крепость Аламут, располагавшуюся среди горных хребтов на каспийском побережье. Название этой скалы в переводе означает «гнездо орла». Подступиться к ней было непросто — вокруг простирались глубокие ущелья и стремительные горные реки. Это было отличное место для базы тайной группировки. Правдами и неправдами, используя всевозможные хитрости, ибн Саббах стал владельцем этой неприступной крепости. Он начал с того, что в крепость направил своих миссионеров. А когда настроения и численный перевес в Аламуте оказались в пользу Хасана, коменданту и его людям ничего не оставалось, как самим покинуть крепость. Хасан перечислил ушедшему коменданту деньги. Следующие 34 года своей жизни шейх безвыездно провел в этой своей горной резиденции. Позже владения ассасинов пополнились рядом таких же укрепленных крепостей в горах Курдистана, Фарса и Альбурса и более западных землях Ливана и Сирии. Действовали разными методами: вначале проповедью — словом и увещеванием, а если это не помогало, прибегали к оружию.
В этот момент истории ассасинам сложившаяся в регионе обстановка благоприятствовала: шли войны за престол в государстве Сельджукидов. На группу ассасинов из крепости Аламут до поры до времени никто не обращал внимания. Так на карте мира появилось исмаилитское государство, объединившее вокруг себя горные районы Персии, Сирии, Ливана и Месопотамии. Оно продержалось с 1090 по 1256 год.
Хасан ибн Саббах служил примером для своих подданных, ведя аскетический образ жизни. Закон был один для всех и никаких поблажек от ибн Саббаха ждать не приходилось. Однажды шейх приказал казнить одного из своих сыновей, которого он застал за распитием вина. Второй сын был казнен лишь потому, что попал под подозрение в причастности к убийству проповедника.
Провозгласив свое государство, Старец Горы организовал строительство дорог, рытье каналов и возведение неприступных крепостей. Знания также весьма ценилось исмаилитским шейхом, и его проповедники скупали по всему миру редкостные книги и манускрипты, содержащие важную информацию из разных областей знаний. В Аламут приглашались (а иногда доставлялись насильно) специалисты в сфере разных наук, среди которых были инженеры-строители, медики и даже алхимики. Благодаря столь передовому подходу, система оборонительных укреплений ассасинов в свое время не знала себе равных.
Радикальная группировка ассасинов подверглась жестоким преследованиям и на эти преследования также ответила террором. Террористы-самоубийцы в концепции борьбы, созданной ибн Саббахом, появились позже. В 1092 году по приказу Низама аль-Мулька, визиря сельджукского султана, был казнен лидер местных исмаилитов. Он был обвинен в убийстве муэдзина. Результатом этого события стал призыв шейха к мести. Мстителем вызвался стать человек по имени Бу Тахир Аррани. Визиря он убил в его собственном дворце отравленным ножом. Убийца был убит охраной чиновника, однако ассасины окружили и подожгли дворец визиря. Согласно преданию, ассасины отбили тело своего соратника по оружию и похоронили по мусульманскому обычаю. В память об этом подвиге Хасан ибн Саббах приказал закрепить на воротах крепости бронзовую доску с именем Бу Тахира Аррани, а рядом написать имя его жертвы. Позже эта доска пополнилась большим списком имен, содержащим имена визирей, князей, мулл, султанов, шахов, маркизов, герцогов и королей.
Однако начало истории террора ассасинов было следующее. Их первый теракт имел эффект взорвавшейся бомбы и настолько шокировал исламский мир, что убедил Старца Горы в эффективности такой стратегии. Вместо создания и содержания большой регулярной армии, требовавшей больших затрат, было решено использовать убийц-смертников, что являлось экономически гораздо более оправданным. Параллельно была создана широкая сеть агентов из множества проповедников, в том числе имевших доступ к верхним структурам власти в государствах региона. Для этого осуществлялась вербовка, в том числе высоких чинов. Таким образом, шейх стал обладателем информации обо всех планах своих врагов, таких как правители Шираза, Бухары, Балха, Исфахана, Каира и Самарканда.
Был налажен целый конвейер по подготовке убийц-террористов, для которых смерть была безразлична. Такая своеобразная диверсионная школа была создана в главной крепости ассасинов – Аламуте. В ней использовался разносторонний опыт, в том числе и экзотический для исламского востока опыт китайской школы боевых искусств. Из двухсот человек, желающих стать террористами ибн Саббаха, отбирались самое большее пять — десять человек. Туда попадали физически крепкие мужчины, в идеальном варианте — сироты. Завербованные в организацию боевики разрывали все связи с семьей и оказывались в полном распоряжении вождя. В Аламуте они проводили время в физических тренировках и идеологической обработке. Террористов Средневековья учили обращаться со всеми видами оружия — стрелять из лука, фехтовать на саблях, метать ножи и использовать приемы рукопашного боя, и даже применению ядов. Террористов обучали языку и обычаям той страны, где им предстояло работать, а шейх отправлял убийц из своей горной резиденции в самые разные страны, приучая властителей государств к мысли, что от него спрятаться невозможно ни в крепости, ни во дворце. Кроме того, их учили актерскому искусству и изменению имиджа. Это было важно, ведь ассасинам предстояло смешаться с местным населением, в ходе подготовки убийства играть роли бродячих цирковых артистов или врачей, монахов-христиан или мусульман-дервишей, торговцев восточных базаров. Жертвами ассасинов стали многие видные деятели истории. В качестве примера можно привести Конрада Монферратского, правителя Латинского королевства Иерусалима. Для его ликвидации ассасины долгое время притворялись католическими монахами. В общей сложности от их кинжалов пали три халифа, шесть визирей, несколько десятков наместников отдельных областей и городов, немало влиятельных духовных лидеров и два европейских монарха. С тех пор на многих европейских языках слово ассасин тождественно понятию «наемный убийца».
Старец Горы выстроил крайне жесткую иерархическую организацию. Нижнюю ступень группировки занимали фидаины – исполнители смертных приговоров. Если они оставались живы в течение нескольких лет, то переходили на следующую ступень и становились старшими рядовыми — рафиками. Далее следовали дай, через которых передавались распоряжения Хасана ибн Саббаха. Еще на более высокой ступени находились дай алькирбаль, подчинявшиеся непосредственно Старцу Горы.
Своим примером в организации структуры тайного общества ассасины вызвали многочисленных подражателей в последующей истории. Такие примеры можно найти в разных временах и частях света. Принципы суровой дисциплины, отличия и повышения в рангах нашли в последующем свое отражение и в европейских тайных обществах.
Иерархия организации ибн Саббаха включала несколько степеней посвящения, что, не являлось исключением для исмаилитских общин той эпохи. Чем выше был уровень посвящения, тем отчетливее проявлялось отступление от принципов ислама. При этом все явственнее проявлялась политическая суть этой организации. Так что высшая степень посвящения уже крайне слабо соприкасалась с религией. Для посвященных этого уровня открывался совершенно другой смысл таких понятий, как «священная цель» или «священная война». Посвященные могли употреблять алкоголь, обходить законы ислама и даже воспринимать жизнь пророка Магомеда как поучительную легенду. Во главу угла этой идеологии своеобразного религиозного прагматизма была поставлена политическая целесообразность.
В 1095 году Папа Римский Урбан II призвал начать крестовый поход за освобождение Иерусалима и Святой земли из-под власти мусульман. В следующем году из разных концов Европы в Палестину выступили воины-крестоносцы. Иерусалим был взят 15 июля 1099 года. В результате похода на Ближнем Востоке появилось несколько христианских государств: Иерусалимское королевство, Антиохийское княжество, Триполийское и Эдесское графства. Это был совершенно новый поворот в истории не только Ближнего Востока, но и ордена ассасинов. Однако, несмотря на столь серьезные победы, в рядах крестоносцев единства не было. Поразительно, но христианские рыцари и исламские фанатики нашли общий язык. Политические разногласия и личную вражду европейские крестоносцы зачастую разрешали при помощи ассасинов. Их нанимателями, по слухам, были даже рыцари-госпитальеры и тамплиеры. От кинжалов людей ибн Саббаха пали даже некоторые вожди крестоносцев.
Основатель и вождь ордена ассасинов Хасан ибн Саббах умер в 1124 году, когда ему было 73 года. За многие годы непрестанных трудов ему удалось создать крепкую и действенную религиозно-террористическую организацию, с которой были вынуждены считаться сильные мира сего, обладавшую собственной территорией с укрепленными крепостями и разветвленной сетью, а также фанатичными и преданными сторонниками.
Наследник ибн Саббаха не был его родственником, но перед своей смертью шейх посвятил его во все тайны и назначил своим преемником. Его государство-орден просуществовало еще 132 года, пока в 1256 году войска предводителя монголов Хулагухана не взяли фактически без боя крепости Аламут и Меймундиз. Последнее же пристанище ассасинов в горах Сирии в 1273 году было разрушено египетским султаном Бейбарсом I. Впрочем, есть основания полагать, что ассасины свое существование продолжили. В середине XVIII века английский консул в Сирии писал, что в горах этой страны все еще живут потомки ассасинов.


Рецензии