Понятие жертвы

Мы часто читаем фразы - " жертва мошенников", " жертва преступления " и т.д. Само понятие жертвы сейчас, да и раньше, широко применяется в уголовно- процессуальном делопроизводстве, в юридических аспектах деятельности, а также - в социальном лексиконе гражданского общества. Ну и прочее, прочее, прочее... Что же такое жертва? Давайте рассмотрим изначальное определение этого слова. А определений много, вот основные:

1. жертва, жертвы, жен. (книж.).

1. В древних религиях - приносимые в Дар божеству предмет или живое существо (умерщвляемое при этом). Приносить жертву. Принести кого-что-нибудь в жертву. Человеческие жертвы.

2. кого-чего. Человек, подвергшийся чьему-нибудь насилию, злому умыслу, пострадавший от кого-чего-нибудь. Убийца накинулся на свою жертву. Жертвы русского самодержавия. «Виселица со своими жертвами страшно чернела.» Пушкин.

3. чего. Человек, пострадавший пли погибший во имя чего-либо, вследствие преданности чему-нибудь. Он пал жертвой честного отношения к делу. Вы жертвою пали в борьбе роковой любви беззаветной к народу. Похоронный марш.

Во всех случаях проглядывается уничижительный окрас индивидуума, который не " пал смертью храбрых" во имя идеи или блага всеобщего на земле ( хотя для этого и умирать не нужно, я не согласен с христианской позицией по этому поводу) , а подвергся насилию со стороны какого-либо преступника.  А слово " преступник", кстати, уже можно определить довольно просто. Преступник - это человек, который перешёл черты, преступил черту. Не правда ли, забавно? Смотрите, сколько уничижительно жалкого окраса предаёт человеку понятие жертва? Это и неудачник, это и слабый человек, который, к примеру, пошёл на уговоры банковских мошенников, или подвергся нападению пубертатной толпы из за угла.  То есть, внедрили понятие " жертва" и " хищник". И эти учёные совершенно не позаботились о моральной и психологической составляющих вопроса. Не говоря уже о более глубинном, духовном изучение дела. Мы также часто слышим :" Он стал жертвой политических репрессий", " они являются жертвой террора" ...Да, многие люди, если углубляться в теологические учения различных народов, заслуживают жертвенного пути по жизни, проходя определённую чистку. Но довольно часто бывают случаи, когда зло почти неразделимо существует с добром. И тогда нужно рассматривать потерпевших людей не как жертвы преступлений, а как просто " потерпевших" - людей, которым по жизни выпали испытания, дабы быть ещё сильней и совершенней. Я думаю, именно такие трактовки этих избитых понятий помогут в психологическом плане многим людям, на которых, скажем, нападали или которых обманывали. Они не " жертвы" преступлений. Они более сильные испытуемые, которым вселенная даёт испытания, выбирая в качестве орудия этих испытаний более слабых людей, приближённых к более звериным и несовершенным инстинктам.
Чтобы сделать элементарные выводы, выделив предмет и главную суть понятий, - то не обязательно вдаваться в сложные " рамковые" определения, неправильно придуманные и данные многими учёными, подчас, совдеповскими учёными. Приведу очень простой пример, связанной с понятием " жертва преступления" и понятием " потерпевший".

Подросток живёт с мамой, слушает музыку, пишет песни, играет на гитаре, много читает. Он не хулиган, но и не домашний питомец. Однажды его избивает компания уличных подростков. Затем социум навязывает ему уличные понятия - что мол надо отомстить, быть сильным. Он сам становится хулиганом, примыкая к шайке стайных ребят из неблагополучных семей. Подросток теряет свои положительные черты характера, навыки и творческие дарования, заканчивает ПТУ, становится по жизни пьющим неудачником. Он не хотел быть якобы " жертвой".
Другой пример, с тем же подростком. После драки подросток переосмысливает своё поведение, место в обществе, поступает в ВУЗ, становится первоклассным специалистом, трезвым и спортивным, избегает тёмные и грязные закоулки уличного общества, в которых и спортсменов убивали и т.д.  Человек двигается в совершенно другом заданном направлении, в силу своей юношеской неопытности, беря за правила более гуманные и правдивые догмы из общественного мира. Совершенно другая картина.  Поэтому, весьма важно определённо и правильно формировать важные понятия и определения, - которые формируют многие жизненные пути и установки отдельного гражданина.


Рецензии