Луиза Глюк. Аверно. Persephone the Wanderer

Персефона Скиталица

В первой версии, Персефону
забрали у её матери
и богиня земли
наказывает землю - это
совпадает с тем, что мы знаем о поведении людей,

люди получают необыкновенное удовлетворение
причиняя вред, особенно
вред невообразимый:

мы можем это назвать
анти творчеством.

Первоначальное сожительство
Персефоны  в аду продолжает
пересматриваться эрудитами дискутирующими
ощущения невинной:

была ли она соучастником в насилии,
или она была втянута и изнасилована против её воли,
как часто случается сегодня с современными девушками.

Как хорошо известно, возвращение любимой
не умаляет
потери любимой:  Персефона

возвращается домой
запятнанная красными подтеками, подобно
героине в Hawthorn—

Я не уверена, что я
использовала бы слово «дом»: земля - ощущает ли
Персефона, что это её дом?  Может ли, предположимо, быть
её домом постель Бога?  Или она
везде ни дома?  Может быть она урожденная
скиталица, иными словами
экзистенциальная
копия своей матери, лишь менее
связанная идеями причинности?

Вам может не нравиться
никто, как вы понимаете.  Характеры
не люди.
Они лишь сторона дилеммы, конфликта.

Три части: такие же из которых состоит душа,
эго, суперэго, и личность.  Это подобно

трём уровням известного мира,
некая диаграмма отделяющая
небеса от земли и от ада.

Вы должны спросить себя:
А где же идёт снег?

Белая пелена забвения,
забвения осквернения —

Снегопад на земле, скажет холодный ветер.

Персефона занимается сексом в аду.
В отличии от нас, она не знает
что есть зима, но только
что она её причина.

Она лежит в кровати Аида.
Что у неё на уме?
Ей страшно?  Что-то
заблокировало идеи
разума?

Она точно  знает - земля
движется матерями, это
без сомнения. Она так же знает -
она более не то, что называют
девочка.  В отношении
реинкарнаций, она чувствует, что

она была пленницей как только она  стала дочерью.

Ужасающее возвращение ожидает её,
и захватит всю ее будущую жизнь.
Когда страсть искупления
становится постоянной, обжигающей, вы не выбираете
более дороги вашей жизни.  Вы не живете;
Вам не дано и дороги к смерти.

Вы дрейфуете между землей и смертью,
которые кажутся, в конце концов,
на удивление схожи.  Эрудиты говорят нам,

что бессмысленно осознание своих желаний,
когда силы, что вас захватили,
способны вас убить.

Белизна забвения,
белизна безопасности —

Они говорят,
что есть граница в душе человека,
которая не создана принадлежать
исключительно жизни.  Земля

просит нас отрицать эту границу, опасность
скрытую как возможность —
как мы видим
сказание о Персефоне,
надо  читать

как спор между матерью и любовником —
дочь в нем просто тело.

К моменту смерть является ей, она никогда не видела
поля без маргариток.
И неожиданно она прерывает
петь свои девичьи песни
о красоте её матери
и её плодовитости.  Где же
возникшая трещина, что и где сломалось.

Песня земли -
песня о мистическом знании, о вечной жизни -

Моя душа
потеряна, разрушена напряжением,
усилиями принадлежать земле —

Что сделаете вы,
когда придёт ваш час остаться  в поле наедине с богом?



Persephone the Wanderer


In the first version, Persephone
is taken from her mother
and the goddess of the earth
punishes the earth—this is
consistent with what we know of human behavior,

that human beings take profound satisfaction
in doing harm, particularly
unconscious harm:

we may call this
negative creation.

Persephone's initial
sojourn in hell continues to be
pawed over by scholars who dispute
the sensations of the virgin:

did she cooperate in her rape,
or was she drugged, violated against her will,
as happens so often now to modern girls.

As is well known, the return of the beloved
does not correct
the loss of the beloved: Persephone

returns home
stained with red juice like
a character in Hawthorne—

I am not certain I will
keep this word: is earth
"home" to Persephone? Is she at home, conceivably,
in the bed of the god? Is she
at home nowhere? Is she
a born wanderer, in other words
an existential
replica of her own mother, less
hamstrung by ideas of causality?

You are allowed to like
no one, you know. The characters
are not people.
They are aspects of a dilemma or conflict.

Three parts: just as the soul is divided,
ego, superego, id. Likewise

the three levels of the known world,
a kind of diagram that separates
heaven from earth from hell.

You must ask yourself:
where is it snowing?

White of forgetfulness,
of desecration—

It is snowing on earth; the cold wind says

Persephone is having sex in hell.
Unlike the rest of us, she doesn't know
what winter is, only that
she is what causes it.

She is lying in the bed of Hades.
What is in her mind?
Is she afraid? Has something
blotted out the idea
of mind?

She does know the earth
is run by mothers, this much
is certain. She also knows
she is not what is called
a girl any longer. Regarding
incarceration, she believes

she has been a prisoner since she has been a daughter.

The terrible reunions in store for her
will take up the rest of her life.
When the passion for expiation
is chronic, fierce, you do not choose
the way you live. You do not live;
you are not allowed to die.

You drift between earth and death
which seem, finally,
strangely alike. Scholars tell us

that there is no point in knowing what you want
when the forces contending over you
could kill you.

White of forgetfulness,
white of safety—

They say
there is a rift in the human soul
which was not constructed to belong
entirely to life. Earth

asks us to deny this rift, a threat
disguised as suggestion—
as we have seen
in the tale of Persephone
which should be read

as an argument between the mother and the lover—
the daughter is just meat.

When death confronts her, she has never seen
the meadow without the daisies.
Suddenly she is no longer
singing her maidenly songs
about her mother's
beauty and fecundity. Where
the rift is, the break is.

Song of the earth,
song of the mythic vision of eternal life—

My soul
shattered with the strain
of trying to belong to earth—

What will you do,
when it is your turn in the field with the god?


Рецензии