Одиссейка

Ты рвёшься фениксом в чужие города,
как будто именно родные виноваты,
что календарь на стенке внутреннего ада
всегда прикрыт листочком фиговым - «среда».

Среда заела, и Драконом вырос быт,
и на тебе броня его слинявшей кожи,
под нею что-то сильно жжётся и свербит,
но вспомнить что, ты, к сожалению, не можешь.

Ты должен вспомнить эти звёздные глаза,
Седьмое небо, неисхоженное море.
Ты должен вспомнить, как пытался  рассказать
Одну из тысяч  растерявшихся историй.

Вновь выбираешь по себе крутой маршрут,
скривился дом, и хлеб насущный не досеян,
но даже если там тебя с надеждой ждут,
ты всё равно предпочитаешь одиссею.

Кусача память, как прищепка для былья,
дай только волю, в глотку вцепится – зараза,
не так уж трудно оторваться от себя,
но возвращаться всё труднее с каждым разом…

02.04.2021


Рецензии
Ну, что ж, приступим!)))

Привет, Тань! Эх, отучила ты нас от ощущения, что "раз в недельку зайдёшь - глядь, чего-нибудь найдёшь!". Вот и я уж и не чаял, что и в этот раз что-нить обнаружу - а тут такое, да ещё и в мой ДР опубликованное! Ну и правильно, что я раньше не прочитал. Потому как и у меня на тот момент не было бы свежих впечатлений от прослушанных и прочитанных философий, а потому и не было бы, скорей всего таких реакций! А реакции почти по каждой строфе:

1) ... и понял я, что просыпаться надо, что ада больше-то нигде и нет... - удерживаю себя от того, чтобы не развернуть эту мысль, не увлечься и не начать писать целое стихотворение. (Ну, эта реакция, кстати, могла бы быть и 2 апреля!)

2) Платон писал, что мысль есть воспоминание. Но не того, что ты делал вчера, или куда положил ключ и т.п., а того, чего ты никогдаине знал. Это, как, кажется, у Пруста: "вспомнить Родину, в которой ты никогда не был".

4) Единственная Родина для творческого человека - это новое, неизведанное. Толькотеё он признаёт таковой, только ее и будет защищать. Цитата не точная, по смыслу, по памяти, поэтому без кавычек. Это Мамардашвили кого-то цитировал.

5) Это, без сомнения, уникальное место в стихотворении: поэзия, философия и психология - всё сплелось! И ещё вот эта двоякость выражения, которая ясно читается, и оба прочтения имеют одинаковое право быть: "...память, как прищепкам для былья"! С одной стороны этот груз мерзких гештальтов, этот розовый слон, которого ты бы хотел забыть, хотел отнёс не думать, а не получается! С другой - вспомнить себя, себя напрочь забытого от этой жизни, вспомнить Родину, которой никогда не знал, но которую вдруг, внезапно, узнал! Это очень красиво и глубоко.
Если остановиться и подумать об этом, то мы видим, что память, как всякая вещь (как сила, как ум, как деньги, как грабли) не плоха, всё зависит от того, как ты ею пользуешься. Либомы не различаем, но есть разные виды памяти: один вид памяти относится к одному миру, миру творчества, Родины, Бога, собирания себя, своей целостности, мудрости; и другая память, которая цепляет розовых слонов и торит нас в нами же создаваемом болоте.



Александр Гаджиев Малаховка   23.04.2021 11:06     Заявить о нарушении
Привет, Сань!

Ух, ты ж!)

Вот видишь, всё происходит именно тогда, когда должно произойти.))
Написано то оно ещё в прошлом году на блиц литсети.
Отвечаю айн-цвай-драй))

1) Санечка, буду очень рада, если хоть какие-то строки послужат катализатором твоего творческого процесса.
Даёшь непредсказуемую  реакцию!))
А то живу с вольтерианским  убеждением, что  "в аду компания интересная.))
2)  Думаю,  всё-таки воспоминания о будущем где-то в мозгу записаны, зашифрованы и заблокированы. У некоторых провидцев и предсказателей типа Ванги или Мессинга блок на эти воспоминания снят или сбоит.

И что такое новое? Видимо, хорошо забытое старое, ежели все умное  античные философы давно уже до нас передумали.))
Но хорошее в том, что мы всегда можем найти великого человека  и  любое собственное кредо подкрепить весомым мнением.

3) Умираю от любопытства, что же шло у тебя третьим пунктомю и почему пррпало.)

4) Я сама тоже давно  думаю,  что поэт - внутренний эмигрант в свою Вообразилию.)) Без всякого понятия об  идеях Мамардашвили.

Но тезис: "Родина для творческого человека там,  где новое" и супер космополитизм  моё обыденное сознание отвергает. Вот такая я консерваторша,))

Ибо в таком случае новую родинку можно запросто выбрать, изменив при этом старой.
Посему остаюсь в нетворческом убеждении, что Родину нужно защищать, какая бы она ни была. Родину не в смысле государственного строя, а в смысле того места на земле,где ...

Ну, вспомни  же замечательную песню "С чего начинается Родина"..
И сейчас под каждым словом подпишусь..Вот.

Всегда буду рассматривать Родину, и как в "Спадчыне", которую Песняры исполняли.
"Ад прадзедаў спакон вякоў мне засталася спадчына,
Паміж сваіх і чужакоў яна мне ласкай матчынай,,,"
5)  Вот живо интересуюсь,  чем тебе насолил Розовый слон?))
Для меня этот образ мудрый, добрый, светлый и детский
"Милый мой слоник, ты извини, в жизни бывают серые дни..."
Слоны - мои друзья!)) Ой, как я обрыдалась на этой индийской мелодраме в детстве.))

Про память,
Неизвестно  ещё кто кем пользуется. Мы памятью, или память нами.)
Представь.Ты - пользователь библиотеки. Одни книги написал ты сам.  Другие - известные тебе авторы, а третьи - неизвестно кто и зачем.

И вот эти третьи воздействуют на тебя таким образом,  что тебе во всём хочется новизны. А они всё мучают неясными образами, толкают на уход в себя, или  на всяческие поиски смысла жизни подальше от дома.
А Пенелопы ждут, между тем.))

Спасибо огромадное!)

Татьяна Василевская 2   23.04.2021 20:43   Заявить о нарушении
У меня циферки соответствовали номерам строф. Просто реакции на 3-ю строфу не было.

4) не просто же новое, а неведомое! И Родина творческого человека - здесь не имелось ввиду география, место. Я могу 50 лет изо дня в день посвящать стихи своей физической Родине, которую люблю. Но я не буду дылдонить одно и то ж, разными словами, иначе я буду графоман никудышний. Я буду писать только тогда, когда разгляжу в ней ещё одну черточку, которой не видел прежде, и которая покажется важной. Вот это новое - стремление разглядеть, открыть, создать, сбыться - впомнить то, чего никогда не знал, именно об этом я (и до меня многие) писал, как о Родине.

Розовый слон ни при чем - ни слон, ни цвет. Это могла быть белая обезьяна. Речь о навязчивых образах, которые ты хотел бы забыть, да не можешь.

Я не угадал, что это прошлогодние вещи (стихи). Но ничего, хорошо, что извлекла! Крутые!

Александр Гаджиев Малаховка   23.04.2021 22:00   Заявить о нарушении
Это - не Родина.
Должно быть какое-то другое изначальное понятие для определения того, откуда изначально вылупился творец, Вспомнить всё. Например,яйцо.))

Татьяна Василевская 2   23.04.2021 22:47   Заявить о нарушении
Как говорят философы, занимающиеся мышлением и языком: "Мы имеем те слова, которые имеем" - в этом проблема. Реальность вообще языком невыразима. И мы можем только намекать, используя, довольно грубо, имеющийся лексикон, и надеяться, что нас поймут исходя из контекста. Или не поймут, но хотя бы почувствуют что-то.

Александр Гаджиев Малаховка   24.04.2021 12:53   Заявить о нарушении
Приветствую, Сань!)

Да, я понимаю, что не всё можно выразить словами.
Но кармическая черта Близнецов -спорить. Может, моя родинка в окрестностях Кастора или Поллукса, как знать.))
Хотя я не то, чтобы спорю.Скорее осмысливаю и перевариваю информацию. Просто мне всегда интересны твои размышления и впечатления.

Знаешь, подумала и кажется поняла  на чём основывается разница в восприятии  опуса.
Разница в гендерном различии.)
Ты его трактовал с  точки зрения  Одиссея, а я его трактовала с точки зрения  Пенелопы("Ты куда, Одиссей, от жены, от детей").
Так вот Пенелопа думает, что философию о потерянной неизвестной родине придумали мужчины для того, чтобы оправдать свой посыл к бегству.  От рутины, опостылевшей реальности, ответственности, надоевших отношений.
Понимаешь....Теорией поиска неизвестной родины и любую измену можно оправдать, и любой загул, и любой запой.
И любую войну с захватом новых территорий.
А это просто творческая личность   неизвестную родину искала.
Раумеется, любая трактовка  написанного имеет право на существование.
И,  в глобальном смысле, ты прав, конеш,  больше, чем я. Признаюсь.))
Часто мы пишем неосознанно. Например, третья строфа, выскочила из меня, как чёртик из табакерки.))
Зря ты не прокомментировал  про  "вспомнить  это небо, это море",  ведь она как нельзя
лучше подходит к твоей концепции.
Мы любим сидеть у моря, потому что это наша потерянное родина. Ведь, по сути, все мы вышли из Великого океана, из воды.
Или  мы любим смотреть на звёзды, патамушта  наша неизвестная родина на какой - нибудь  далёкой-предалёкой планете. 
Откуда всякие амёбы, микробы, или вирусы попали на нашу планету. А Земелька -колыбель цивилизации.
Подобных мне, наверное, спорами размножали , поэтому теперь я спорю.))
В общем, если перефразировать Мамардашвили, получим

Единственная колыбель личности - это неизвестная колыбель.
Единственная мать личности - это неизвестная мать.
Единственный отец личности- это неизвестный отец.
Единственное яйцо личности - это неизвестное яйцо.
Единственная планета личности - это неизвестная планета.
Единственный мозг личности- это неизвестный мозг.
Единственная совесть личности- это неизвестная совесть.
Единственная душа личности- это неизвестная душа.
Единственный Бог личности- это неизвестный Бог.
Единственный идеал личности - неизвестный идеал.
) ну, и тыды

Мне про мозг нравицца и про Бога, и про идеал,))
.
Ещё... Сань, пжалста, не пиши "неизвестную родину"  с большой буквы.
Ибо(как мне внушили в детстве)
Родина - это Отечество, а родина - место , где ты родился.
Написание "неизвестная Родина" включает во мне неизвестные  защитные таньковые механизмы.))
По сути найти новое в общечеловеческом смысле под силу только гигантам мысли.
Вот у Булгакова, поэт Бездомный, и в этом глубочайший смысл.
Поэт - всегда по сути ментальный бомж. И поскольку процесс творческого поиска постоянен, он всегда останется бездомным.
А его родина неизвестной землёй. Планетой Икс.
Ибо достигая её, он стремится к новой. Эта родина недостижима, и неизвестна, как совершенство.

"Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал".)

Ведь получается, если личность никогда и нигде не может найти эту неизвестную родину, то её и нет вовсе ? Как идеала недостижимого...

Татьяна Василевская 2   25.04.2021 13:32   Заявить о нарушении
Привет, Тань!
Ничего так у тебя выброс! Как извержение ключевской в 80-м!))
Ну, вишь, философия не прагматична. Она ставит подобных задач. Она, как давно определили философы, уже не ищет истину, и ничего конкретного... Я недавно, буквально пару дней назад, отвечал сам себе на этот вопрос: "Современная философия, психология, эзотерика заняты поиском максимальной честности - я бы так это сформулировал". И то это же не самоцель - это такое условие при рассмотрении любой конкретики.
Поэтому то, что твой ум из-за прочтения моих слов оказался спровоцирован на подобную глубокую и с трудом контролируемую рефлексию, это просто побочевй эффект, один из. Это не самоцель философии. Но так получается. И философия этим живет, и радуется этис эффектам.

Ничем не могу помочь в плане размера первой буквы в слове Родина.) Меня тоже научили, что это слово надо писать с большой.
И если у тебя включаются твои жесткие установки восприятия, а ты их осознаешь, как установки, то, тем самым, они оказываются не такими уж жесткими, да?
Нет, канешна, я могу учитывать язык и уровень подготовки оппонента, и сильно его не тревожить, и не колебать его любимых штампов. Но, тогда это будет значить мой более низкий уровень доверия тебе, в твои способности восприятия, роста и движения в сторону непознанного. А я верю них! И чем больше я позволяю себе ворошить чьи-то шаблоны, тем стало быть больше степень доверия и веры в потенциал собеседника.

И вот ещё. Если мы цепляемся за свою субъективность, делаем её столпом и основанием (боясь исчезнуть!), то мы исчезаем! Субъективность - это самое подвижное и корректируемое. Жизнь это движение. Больше корректировок субъективности - больше жизни! Мне кажется можно позволить себе радоваться этому везению, когда оно с тобой происходит!
В процессе глубокого контакта мы, влияя друг на друга, корректируем субъективность друг друга, даря друг другу больше жизни!

Я бы ввёл в язык несколько размеров букв, чтобы их размер точнее показывал эмоциональное и смысловое значение слова, его оттенков - это бы лучше иллюстрировало личность.)

Александр Гаджиев Малаховка   25.04.2021 16:44   Заявить о нарушении
Не, ну, посмотри цитату Мамардашвили в инете, если не веришь мне.))
Там родина написана с маленькой буквы,
И в данном случае это не штамп, а правило русского языка.
Родина с большой буквы пишется только в высоком смысле, обычно патриотическом,
.
Ваще предлагаю прописные буквы упразднить.))
Вон стишки постмодернистские без них пишут, и хорошо. Интимнее как-то.))
.
А в инете есть определённые условности, например, написание чего-то кэпслоком означает крик.
Напишешь ты мне, скажем, ПРИВЕТ! Это будет означать, что ты мне прямо в ухо гаркнул.))

Но бывет...что в стихах пишут какие-то понятия с большой буквы(религиозные или философские), например Душа и т,д.
На литсайтах такое написание жёстко критикуется.))

Впрочем, это всё условности...Язык развивается, нормы его меняются.
Завтра, может ваще иероглифы будут.))

Татьяна Василевская 2   25.04.2021 17:35   Заявить о нарушении
Ну, мало ли кто что пишет... Я лично считаю, что размер буквы при написании этого слова выражает личное эмоциональное и содержательное отношение к предмету. Если я пишу с большой, то значит очень серьёзно, с трепетом отношусь, владываю в это самые высокие смыслы - я лично, а не кто-то там.

Александр Гаджиев Малаховка   25.04.2021 20:49   Заявить о нарушении
А что ты скажешь насчёт того, что "неизвестная" не существует.
Только процесс поиска постоянен.
Не существует постоянной неизвестной (родины), ибо как только ты её находишь, она становится известной..)
И нужно искать снова.
Если ты перестаёшь искать, то вылетаешь из категории "личность".

Но ты же существуешь, и откуда-то произошёл твой род.
Значит, родина - это постоянная константа, а не неизвестная переменная.

Татьяна Василевская 2   26.04.2021 08:33   Заявить о нарушении
Привет, Тань!
Да, много чего можно сказать. Например, что сам метод твоего исследования содержит ошибку. Проблема чисто лингвистического характера: ты пытаешься выяснить некое истинное значение слова и закрепить на ним его окончательно, словно тебя пугает подобная неокончательность и возможность ещё каких-то значений.
Но лингвисты тебе в два счета покажут (и на то целая их наука с точными научными данными!), что язык - существо живое. А значит находящееся в постоянном движении и изменении. И не в одном каком-то одном измерении, например в количественном, а в множестве измерений. И приращение смыслов и изменение смысловых окрасов - одно из таких измерений. Сознание зависит от языка, но и язык зависит от развития сознания.
Именно эти прорывы, прорывы за границы собственной обусловленности, развивают сознание, человека, общество и язык. Даже сегодня в одном обществе есть расслоение на языковые культуры: блатной язык, тюремная феня, литературный, разговорный... А разговорный какой, из какой местности? И везде есть свои особенности, свои смыслы (так рассуждая мы приходим к тому, что нет двух одинаковых языков, как и двух одинаковых людей - то есть каждый человек - носитель своего собственного уникального языка).

Из-за этого подхода возникает и следующая ошибка, или упрощение вопроса: родился-род-родина - всё просто, как пареная репа, да? Так это о чём? О теле? О моих генах, о моём животном происхождении? И что, это весь я?
Но ведь даже уровень личности уже не ограничивается этой животной природой. А здесь (в том моём рассуждении) вообще речь о Духе - а это иномирное измерение. И если мы понимаем это и признаём это, то мы входим в поле, где все смыслы, все слова приобретают новое звучание. Условно говоря, при использовании их в контексте рода, физического тела они лежали расслабленно, а при вхождении в поле духа, все они обрели вдруг особый тонут и выпрямились, вскочили, и теперь стоят вертикально, устремляясь куда-то в...

Да, личность, это всё ещё здешнее, земное, с кучей обусловленностей, которые, как гири на ногах. И процесс поиска может быть постоянным, и не окончиться никогда, просто жизни не хватит. А может хватить. И тогда поиск будет окончен и это будет одновременно и конец личности. Личность туда не сможет войти, как верблюд в игольное ушко. Там для неё слишком широко, она там растворится. И, конечно, конец земной логике.) И тогда ищущий говорит: "Я дома!" - он узнал её, свою Родину. Происходит схлопывание бесконечности: как у Эйнштейна искривлённое пространство своей кривизной позволяет прошлому соединиться с будущим в одной точке - круг замкнётся.

Александр Гаджиев Малаховка   26.04.2021 09:51   Заявить о нарушении
Вот было когда-то у меня и про круг замкнулся
http://stihi.ru/2015/03/24/6876

Кальку памяти словом кропя,
проплывают любимые лица,
и хотя не умею молиться,
но сегодня молюсь за тебя
и за тех, кто внизу – за каймой
безвоздушной  густеющей сини,
где на вырост тела мы носили,
а теперь  возвратились домой...

Татьяна Василевская 2   26.04.2021 10:15   Заявить о нарушении
Ага, ну, вот. Страшно, но правда.
Потому и говорят, что правда страшная, а ложь сладкая.

Александр Гаджиев Малаховка   26.04.2021 10:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.