Реферат1340
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Новосибирск – 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Причины девиантного поведения 4
2. Направление профилактики девиантного поведения 5
3. Программа профилактики девиантного поведения 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
;
ВВЕДЕНИЕ
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка. В школах наблюдается рост формального отношения к детям, проще стали относиться к увеличению числа второгодников. Учителей перестало волновать определение детей в школы-интернаты, в детские дома, и даже спец. школы и ПТУ.
Под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Вопрос о профилактике девиантного поведения молодежи является актуальным для современной России. С нарастанием девиантного поведения у молодежи все больше угасают положительные чувства, и растет резерв будущей преступности. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
;
1. Причины девиантного поведения
Выделяют два уровня отклоняющегося поведения:
Первый уровень – докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонения от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасность окружающим;
Второй уровень – криминогенный, содержащий действия и поступки, выражающиеся в преступных административно или уголовно-наказуемых деяниях.
Биологические причины девиантного поведения:
1. Органическое поражение головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм;
2. Патология нервной системы;
3. Соматическая ослабленность;
4. Наследственная отягощенность психическими и наркологическими заболеваниями.
5. Генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.
6. Психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды;
7. Физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
Семейные причины девиантного поведения:
1. Смерть родителей;
2. Конфликтные отношения между родителями;
3. Асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи;
4. Психические заболевания родителей;
5. Жестокое обращение, насилие в семье, в том числе сексуальное;
6. Оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность;
7. Хроническая психологическая травматизация;
8. Недостаточная осведомленность о своем прошлом, отсутствие чувства защищенности и семейной принадлежности.
9. Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;
10. Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей.
2. Направление профилактики девиантного поведения
Профилактика девиантного поведения в молодежной среде является важнейшей задачей педагогического коллектива.
Одно из направлений профилактики можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что те или иные девиации – это нарушения всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм. Механизм воздействия на молодежь – пропаганда последствий различных видов девиаций.
Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. Молодым людям довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления различных психоактивных веществ, о вреде пьянства и алкоголизма, о последствиях необдуманных противоправных действий.
Следующее направление профилактики – это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы по укреплению здоровья поощряется развитие альтернативных привычек (занятия спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.). Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.
Следующее направление – личностно-ориентированное. Оно базируется на экзистенциальном подходе к воспитанию человека. Механизм реализации данного направления нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у молодого человека навыки самостоятельного принятия решений, умения решить возникающие проблемные ситуации. Для обеспечения действенности этого направления существуют различные программы. Их общая цель – научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки.
Каждый подход имеет те или иные положительные стороны, но имеет и определенный отрицательный опыт реализации их в практике. И, наверное, это естественно, поскольку универсального подхода к организации профилактики девиантных проявлений в молодежной среде быть не может.
Для эффективной профилактики девиантного поведения молодежи необходимо выделить те трудности, которые наиболее часто служат причиной девиантного поведения молодых людей. К ним можно отнести:
; напряженные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими представителями старшего поколения;
; напряженные взаимоотношения с друзьями, однокурсниками, сверстниками;
; проблема самоотношения, самопонимания;
; формирование социально не одобряемых жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
; внутреннее («психологическое») одиночество, невыраженность и непонятность другими;
; поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;
; поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
; отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
; обида «на судьбу», конкретных людей за собственные трудности;
; переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;
; неорганизованность;
; зависимость от других, слабость своего «я»;
; трудности в обучении;
; отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
; трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивости, агрессивности, расторможенности и т.д.;
; отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или защитника;
; чувство «вины», стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.
Можно выделить следующие компоненты социально-педагогической помощи молодым людям: диагностический, консультационный, практический, прогностический.
Диагностический компонент – это выявление причин отклонений в поведении молодого человека, выбор оптимальных психолого-педагогических средств воздействия на него и создание благоприятных социальных условий для решения имеющихся проблем.
Консультационный компонент связан с организацией процесса консультирования молодых людей, проявляющих девиации. Целью социально-педагогического консультирования является создание культурно-продуктивной личности, умеющей разрабатывать различные стратегии поведения, анализировать ситуацию с разных точек зрения, корректировать свое поведение, соотносить его с нормами и принципами поведенческих реакций, принятых в данном обществе.
Практический компонент предполагает выбор и реализацию конкретных мер и форм помощи нуждающимся в ней молодым людям. Ориентиром в реализации практического компонента социально-педагогической помощи молодым людям с девиантным поведением могут служить следующие правила:
1. Правило превентивности. Всегда легче предупредить, чем исправлять, поэтому необходимо сохранять доверительные отношения с молодым человеком, отмечать малейшие отклонения в его поведении с целью предупредить их развитие. Лучшим способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей молодого человека: любви, безопасности, внимании, самоутверждении. Важно также содействие формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость человека. Самоопределившийся человек с собственным духовно-моральным стержнем вряд ли попадет под влияние негативных форм и образцов поведения.
2. Правило гибкости. Это использование различных форм, способов и стратегий практической работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.
3. Правило индивидуального подхода. Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость человека. Подходить индивидуально означает выявить причины отклоняющегося поведения, их природу, действительные психологические механизмы, лежащие в основе девиаций молодежи, выбрать соответствующие данному индивидуальному случаю способы и методы работы осуществлять обратную связь и вносить коррективы в реализуемую стратегию действия по мере необходимости.
4. Правило разумного компромисса. Добиваясь изменений в поведении молодого человека, необходимо стремиться к разумному компромиссу. Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой, любые изменения должны созидать, а не разрушать личность юноши или девушки.
5. Правило привлекательной альтернативы. Практический компонент социально-педагогической помощи молодым людям с девиантным поведением, направленный на изменение данного поведения, должен сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы молодой человек не просто осознал негативность своих поведенческих реакций, но и выработал формы альтернативного поведения.
6. Правило субъектного взаимодействия с молодым человеком. Помочь молодому человеку изменить свое поведение можно лишь в том случае, когда он будет не объектом оказания помощи, а активным субъектом этого процесса.
3. Программа профилактики девиантного поведения
Программа профилактики девиантного поведения у подростков и молодежи должна состоять из трех взаимосвязанных блоков: психолого-педагогической диагностики особенностей личности, средств и методов формирования интереса к систематическим занятиям физической культуры и спорта и блока дифференцированного применения физической культуры и спорта для коррекции психоэмоционального состояния; повышения уровня двигательных способностей и функционального состояния организма.
Изучение личностных особенностей требует подбора методик, позволяющих не только изучить личностные особенности индивида, но и установить причины, если таковые имеются, девиантного, асоциального поведения. Подбор диагностических методик должен предусматривать изучение: особенностей поведения подростков, их способностей, самочувствия, отношения к учебе, взаимоотношений в семье, потребностей и интересов (в том числе и негативных), физического развития и физической подготовленности, отношения к физкультурно-спортивной деятельности и приоритетных видов этой деятельности.
Методика физического воспитания педагогически запущенных подростков имеет свои специфические особенности, так как наряду с задачами оздоровления организма и повышения моторного потенциала решаются задачи коррекции психоэмоционального состояния и нравственной сферы личности.
В ходе учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов подбор средств и методов тренировок необходимо осуществлять исходя из интересов и потребностей подростков, применяя дифференцированный подход при формировании группы занимающихся:
; учебный материал должен быть понятен и доступен подросткам, но осваивать его они должны с определенным усилием, поскольку в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность;
; усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществляются постепенно, по мере формирования интереса к занятиям и повышения уровня подготовленности;
; важно своевременно применять методы принуждения, наказания, поощрения;
; в процессе занятий необходимо осуществлять контроль за выполнением заданий тренера, следить за дисциплиной, внешним видом, посещаемостью.
Основными средствами вовлечения детей и подростков в физкультурно-спортивную деятельность являются:
1. на начальном (побуждающем) этапе – беседы, убеждения, просмотр видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками видов спорта;
2. на этапе формирования устойчивого интереса к физической культуре и спорту – беседы, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью в школе, дисциплиной, выполнением поручений тренера-учителя, участие в соревнованиях и их судействе и т.д.;
3. на этапе стойко сформировавшегося интереса к занятиям физической культурой или виду спорта – контроль тренера и педагогов за деятельностью подростков, поощрения, награждения, участие в соревнованиях, ходатайство о снятии с учета в органах милиции.
Любые задачи профилактики девиантного поведения средствами физической культуры и спорта решаются тренером-педагогом совместно с психологами, учителями, работниками социальных служб и правоохранительных органов, руководством учреждений.
Концепция профилактики асоциального поведения среди молодежи средствами физической культуры и спорта должна опираться на государственную Концепцию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, предусматривающую пути, средства и методы "формирования у населения устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культуры и спортом, навыков здорового образа жизни, моды на спорт, особенно среди подрастающего поколения".
Среди первоочередных задач профилактики отклонений в поведении средствами физической культуры и спорта следует рассматривать:
; повышение ответственности родителей за здоровье детей и уровень их образования в области физической культуры и спорта;
; физическую культуру как образовательную область и учебный предмет, который должен быть включен в план всех образовательных учреждений;
; объем двигательной активности на всех возрастных этапах (он должен составлять не менее 6-8 ч в неделю).
Механизм реализации физического воспитания и спорта должен предусматривать:
; урочные формы занятий в образовательных учреждениях, начиная с яслей и заканчивая вузами;
; дополнительные, внеурочные формы занятий в семье, секциях, спортивных клубах и т.п.;
; спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (туризм, спартанские игры, спартакиады школьников и др.).
Следует развивать систему пропаганды физической культуры и спорта через средства массовой информации.
Важными направлениями работы по профилактике отклоняющегося поведения средствами физической культуры и спорта являются систематизация, обобщение и распространение передового опыта, накопленного в различных регионах России.
В целях создания эффективных технологий и организационно-управленческих моделей физкультурно-профилактической работы среди, подростков и молодежи Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму создал Федеральные экспериментальные физкультурно-спортивные центры по разработке и апробации технологий профилактики наркомании. Анализ работы таких центров, проведенный специалистами Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта, позволяет говорить о том, что там, где имеются высококвалифицированные кадры, разработаны научно обоснованные методические рекомендации профилактики наркомании и намечены конкретные методические пути реализации этой проблемы.
В сложившихся условиях видится необходимость координации работы экспериментальных центров в плане единства методологических подходов, методов исследования и путей реализации программ профилактики асоциального поведения средствами физической культуры и спорта. При этом приоритетными направлениями работы каждого центра должно быть его ведущее "сильное" звено. В конечном итоге такая работа позволит реализовать единую систему профилактики негативного поведения.
;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, технология профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта включает целенаправленную деятельность коллектива, состоящую из ряда этапов педагогической деятельности по организации и реализации спортивно-оздоровительной направленности в воспитательно-образовательном процессе.
Профилактика девиантного поведения подростков – творческий процесс, обязывающий педагогов-тренеров проводить поиск и реализовывать эффективные подходы, методы и приемы формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом, успешной адаптации к социальной среде, условиям и требованиям современного общества.
;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Медведева С.А. «Применение здоровье сберегающих технологий в оптимизации психофизического здоровья дошкольников»/ в сборнике: Акмеология профессионального образования, 2016 г.
2. Ханевская Г.В. «Механизм формирования ценностей физической культуры в образовательном процессе» / в сборнике: Взаимодействия науки и общества: проблемы и перспективы, 2016 г.
3. Ханевская Г.В. «Проблемы современного физического образования»/ в сборнике: Акмеология профессионального образования, 2016 г.
Свидетельство о публикации №121032905057