Пролетарий. Пора возвращать смыслы!

В преддверии Первомая не лишним будет вспомнить о термине ПРОЛЕТАРИЙ вокруг которого со временем образовалось множество домыслов, в основном, негативного характера. Похоже, что и сами основатели марксизма, использовавшие этот термин для выделения класса наёмных работников, перехитрили самих себя. Современные же "новаторы", жонглируя красивыми словами, вообще, чудят не по детски. Например, в романах Сергея Алексеева («Сокровища Валькирии») появляются некие ЛЕТАРИИ о которых, впадая в мистику, автор пишет, что это люди, живущие только один раз (без перевоплощений). Вот как он их описывает:
 
– Да, я вспомнил, – вдруг спохватился Насадный. – Вспомнил, чем еще
отличаются... Летарий все время просят...
– Что они просят? – отвлеченно спросил он.
– А все. И у всех. У людей – милостыни, у Бога – хлеба насущного... Если им
не подают, они берут обманом. Но если не удается, объединяются и берут
силой...
– Это я тоже знаю, – проговорил следователь. – И слышать о них не могу!.. (воспроизведено с авторскими опечатками)

Тем самым, Алексеев, устами своего персонажа, проводит мысль, что Летарий – недочеловек, лишённый реинкарнации (перерождения), то есть совершенствования. Более того, (про)летарий начисто лишён совести и превыше всего ставит материальные блага…
Считается, что слово "пролетарий" образовано от латинского proletarius – характеризующего неимущий слой граждан Рима, ничего не имеющих кроме потомства. Употребляется в уничижительном смысле и граничит по смыслу с понятием "отбросы общества". Подчёркиваю, что речь здесь идёт не о плебеях, а о гражданах Рима несущих даже воинскую повинность.
Этимологически «пролетариат» восходит к латинскому proles – отрасль, дитя, сын, потомок и употребляется по отношению к богам, людям, животным и растениям. (Меня настораживает то, что здесь латинское "S" превратилось в латинское "T". Однако, такая метаморфоза встречается, например, в иврите, где букву ТАВ диалектно ашкенази читают как «С», а сефарды как «Т»).
 Исторически термин Пролетарий появился лишь в начале девятнадцатого века в работах Сен-Симона («Письма американцу» и др.), а в социологии и в России – только в 19-м веке. По крайне мере, в «Словаре Академии Российской», изданном в конце XVIII века (1789 – 1794) и начале IXX века (второе издание: 1806 – 1822), статья «Пролетарий» отсутствует. И вдруг, как по мановению волшебной палочки, термин сразу прижился и покорил мир социальных доктрин, влив "в старые меха" новое содержание.
Однако вернёмся к Древнему Риму. А именно к реформе Сервия Тулия, проведённой практически в одно время с реформами Солона в Греции. Вот небольшая цитата из работы российского историка А.В. Коптева:

«Центральную часть введенной Сервием Туллием организации общества составляли пять «классов» (classis) в возрасте от 17 до 60 лет. Лица, формально стоявшие вне этой организации (infra classem), то есть бывшие старше 60 лет,
назывались proletarii или capite censi. Традицией они воспринимаются как беднейшие граждане, что послужило основой для «народной» этимологии слова proletarii – «богатые одним только потомством».
Однако в основанном на гентильных связях ранжированном обществе
обладание потомством не могло служить поводом для уничижительного отношения. Напротив, только потомство давало человеку прочное место в обществе и в космосе. Потомство было главным богатством.
Поэтому в эпоху Сервия Туллия proletarii составляли не низший, а особый привилегированный «класс». Это были самые взрослые члены общества, представители поколения «старейшин» (senium, seneces), перешагнувших 60-летний возраст.
Естественно, что их было меньшинство в обществе, и они не выставляли боеспособных центурий. Их «богатство» и знатность были в другом.
Они были главами (patres) наиболее крупных и многочисленных семей в своих gentes. Многие взрослые мужчины были для них детьми, потомством (proles), оттого они и звались proletarii. В отличие от более молодых мужчин seneces представляли «поштучную» ценность. Возможно, поэтому их называли capite censi, то есть вносившиеся в цензовые списки поименно, а не центуриями».

Такое представление полностью меняет отношение к "пролетариям" (в истинном смысле этого понятия) с уничижительно-пренебрежительного на уважительное. Конечно, с течением времени мораль общества подвержена изменениям, но во все века отношение к пожилым, детям, больным – было мерилом нравственного здоровья общества.
Введение Клодом-Анри де Сен-Симоном и другими авторами конца XVIII века забытого понятия о пролетариях было вызвано анализом истоков и результатов Великой французской революции, для описания действующих сил (слоёв, классов) французского общества. По его мнению, революционный переворот (смену правящего класса) во Франции подготовили учёные и артисты, а в качестве инструмента в борьбе буржуазии против феодалов была использована обездоленная невежественная масса французского народа, обуреваемая животными инстинктами. Первоначально Сен-Симон относился к «пролетариям» цинично, воспринимая их как «необходимое» зло. Со временем, когда часть этих пролетариев всё же получила земельную и другую собственность, а так же некоторые свободы его мнение изменилось.
Уже в работе 1818 г. «Индустрия» Сен-Симон провозглашает, что народ должен быть привлечен к политике, как он привлечен к производству. Он писал, что доказательства способности французских пролетариев хорошо управлять собственностью без труда обнаруживаются в истории Французской революции: «После продажи национальных имуществ тысячи пролетариев перешли вдруг в класс земельных собственников; они воспользовались безграничными льготами, которые предоставлялись всем, кто был достаточно решителен, чтобы объявить себя перед лицом всей европейской аристократии приобретателем этих имуществ». Таким образом, хозяйственные и коммерческие способности народа не должны вызывать ни у кого сомнений: «Сейчас Франция гораздо больше процветает, больше производит и имеет большее значение в земледелии, промышленности и торговле, чем до революции, хотя большая часть теперешних руководителей всеми этими предприятиями вышла из народа».

Что же хочется сказать в заключение. Упитанная прослойка современных «артистов» от политики десятилетиями усиленно промывает мозги населению нужными правящему классу идеями. Идеями очернения исторического прошлого народа, порочит славные имена героев, разрушает памятники, запрещает изобличающие их литературные произведения и кинофильмы. Основная цель – дымовой завесой покрыть свершившийся без согласия народа передел собственности, законодательно закрепить свершившийся грабёж.

Вывод: древнеримскому социальному слою пролетариев в современном обществе соответствует наиболее почётная часть населения: ветераны войны, ветераны труда, учёные, лауреаты государственных премий – словом, все те кому мы обязаны всем, что имеет наше общество: территория, промышленность, разведанные и освоенные природные богатства, достижения науки и техники, культуры.
Пора возвращать словам их подлинное благородное значение!

P.S. Коллаж автора


Рецензии