Имя на поэтической поверке. Елена Благинина

  Визитной карточкой поэтессы Елены Благининой, является стихотворение, которое знает большинство взрослого населения нашей страны, и я не исключения, в том числе:

«Мама спит, она устала…»

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой…

И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многое хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..

  Кому в нашем поколении не помнятся эти строки. Это стихотворение все дошкольники страны Советов читали мамам на 8-е Марта.

  Вот такие стихи и нужно бы включать в школьную программу вместо натаскивания первоклашек и второклашек на лирику Серебряного века. Она хороша, но им явно не по росту. Всему своё время.

  Такое стихотворение даёт возможность душе развиваться в сопереживании ближнему. Ребёнку надо помочь быть родным, чтобы он умел любить и жалеть.

  Почти каждый в России с детства знает стихотворение «Мама спит, она устала…»  Елены Благининой, и чуть ли не каждый второй уверен, что это  написала Агния Барто.
И, увы, практически никто не знает её судьбы.

  Елена Александровна Благинина (27 мая 1903. село Яковлево, Орловского уезда – 24 апреля 1989. Москва) – русская советская поэтесса и переводчица, мемуарист, член Союза писателей СССР-с 1938 года.

  Елену дома звали Алёнушкой. Родилась она в спокойном 1903-ем году, 27-го мая.

  Отец её был багажным кассиром на железной дороге, дед по отцу - священником и учителем в церковно-приходской школе села, мать и бабушка занимались хлопотным натуральным хозяйством.

  Но в семье постоянно старались в хозяйство, в быт с головой не уходить. Вместо гостинцев детям привозили книги и журналы, бывая в городе.

  В семь лет Лена пошла в церковно-приходскую школу своего деда, училась там грамоте вместе со всеми.

   Но больше образования получила дома, дед и мать по очереди читали русских классиков, бабушка, не особенно до чтения охочая, рассказывала народные сказки, отец – ни много, ни мало – устраивал домашние спектакли, в настоящий театр детей было везти далековато.

  Семья переехала в пригород Курска, станция Змиевка.

  После приходской школы, Лену отдали в железнодорожную, потом дед оплатил из специально, на то отложенных денег, для внучки, в Курскую Мариинскую гимназию, тем более, что уже ясно было – в семье растёт талант,  а таланту надо учиться.

  Предрасположенность к литературе у Лены было с раннего детства.

  Лена в восемь лет написала уже первое настоящее стихотворение, в десять сказку, в одиннадцать – маленькую пьесу. Эти детские пробы пера, конечно, не сохранились – но семью впечатлили и радовали.

  А между тем, в Еленины 11-ть лет началась Первая мировая война. Сами военные действия шли далеко, но в стране повисла тревожная атмосфера, начались перебои с разными товарами, а порой даже с хлебом.

  Семья Благининых держалась стойко, жить старались как всегда. Елена вспоминала то время:

  «В семье у нас ждали очередного ребёнка, так что работы в доме было предостаточно. Я работала, не покладая рук: мыла, стирала, стряпала, когда родился слабенький младенчик, стирала пелёнки, ходила за больной матерью и делала ещё тысячи всяких дел».

  Гимназию, в которую она поступила в 1913 году, закончить не удалось, после Октябрьской революции её совместили с каким-то реальным училищем, но совместная учёба не задалась, и учеников просто распустили со справками.

  В семье посоветовались, и было решено, что Елена отложит домашние дела и будет учиться в Курском педагогическом институте. В 1921 году Елена поступила в Педагогический институт в Курске.

  Каждый день Елена, вставала, наскоро умывалась и завтракала, надевала не очень удобные, но прочные самодельные башмаки, сделанные родными, подвязав верёвочками их, и шла семь километров, из пригорода Курска -  станция Змиевка – на первую лекцию, в любую погоду.

  В институте учиться Елене Александровне нравилось, но ещё больше нравилась кипучая студенческая жизнь, бесконечные новые идеи, надежды на какую-то совершенно новую жизнь всей России.

  В институте же она познакомилась с поэзией Серебряного века и испытала огромное потрясение. Как «взрослую» поэтессу, Елену Благинину, конечно, сформировал Серебряный век.

  В 1921 году в сборнике поэзии «Начало», было опубликовано её первое стихотворение «Девочка с картинки».

  И далее, Елена Благинина публикует – под псевдонимом – в поэтических журналах первые стихи. Критика встречает их благосклонно. Но как сказать родным, что уже не хочется, как дедушка, учить детей, в ЦПШ.

  Хочется быть поэтессой, настоящей, не для себя, не между делом, а чтобы главное дело в жизни было – стихи.

  А в Москве тем временем открылся литературный институт – Высший литературно-художественный институт имени В.Я.Брюсова.

  Елена Александровна уезжает туда тайком, так и не найдя силы объясниться с родными. Выдержала собеседование с Валерием Брюсовым и – ура! Она – студентка.

  Только теперь семья узнаёт, что происходит. А Елена Благинина остаётся в Москве, устраивается на работу в багажное отделение газеты «Известия», к лекциям готовится ночами.

  И там же, в Москве, в институте, находит свою любовь – большого поэта Георгия Николаевича Оболдуева.

  Сказка закончилась вместе с учёбой в институте, в 1925 году. Работать приходилось совсем не поэтессой – так, в разных СМИ перебивалась редакторской работой.

  Семейная жизнь означала рождение ребёнка, бесконечные пелёнки в условиях, когда что-то, кроме пелёнок, ещё достань: страна только что вышла из Первой мировой  и Гражданской войны, жили буквально в почти всеобщей нищете.

  Но именно маленькая дочка раскрыла в Елене Благининой, особый талант, писать стихи для детей. При всей незамысловатости таких стихов, это очень сложный жанр.

  Недаром и Агния Барто, и Сергей Михалков, Самуил Маршак, подолгу шлифовали свои строки. В них не должно быть натяжки, в них не должно быть натуги, они должны быть лёгкими, как дыхание: дети – очень придирчивые слушатели.

  В тридцатых годах Елену Благинину начинают, наконец, много публиковать. Она встречается со своими маленькими читателями, улыбается их улыбкам навстречу.

  С 1933 года Елена Благинина постоянный автор, позже редактор детских журналов «Мурзилка» и «Затейник». В 1936 году вышли её первые книги для детей – «Осень» и «Садко».

  Также писала и взрослые стихи, большинство из которых были напечатаны только после её смерти автора и распада СССР.

  Книг стихов, сказок и переводов Елены Благининой – более 40, всегда пользовались признанием. Писатель и детский поэт Корней Чуковский называл стихи Елены Александровны «чистым золотом поэзии».

  Елена Благинина переводила детскую поэзию, в частности Л.Квитко, Т.Г.Шевченко, Ю.Тувима, сказки М.Коноплицкой – с 1938 года больше 30 книг.

  В 1938 году Елену Благинину приняли в члены Союза писателей СССР.

  А мужа, тем временем, арестовывают с обвинением – «антисоветская пропаганда». Поэт Георгий Николаевич Оболдуев – действительно советскую власть поругивал, но до пропаганды было далеко.

  Просто, в 1933  году за чтение стихов Марины Цветаевой на вечеринке и передачу этих стихов друзьям,  был арестован по доносу.

  В результате – год предварительного заключения, три года ссылки в Карелии, куда жена приезжала к нему на свидание, и высылка после освобождения, в 1939 году, за сто первый километр, в города Малоярославец и Александров, где они вынужденно жили…

  По тем временам, и он, и его семья отделались лёгким испугом.

  Основной кормилицей становится Елена Александровна. Её сборники публикуют, она берётся переводить произведения украинских и польских авторов.

  За сто первым километре, семья Благининой и Оболдуев встретили войну. С началом войны в творчестве Елены Благининой появляется военная тематика, которую поэтесса продолжила и в послевоенные годы, как дань благодарности и в память о погибших на войне.

  У самой, Елены Александровны на фронте погибли её родные братья, Дмитрий и Михаил.

  В 40-е годы Елена Благинина становится одним из ведущих детских писателей СССР. В 1942 году на студии  «Союзмультфильм»  вышел мультфильм «Лиса, заяц и петух» по сценарию Елены Александровны.

  В 1946 году вышло несколько радиопередач для детей по сценариям Елены Благининой.
В сорок третьем Георгий ушёл на фронт, до самой победы прошёл фронтовым разведчиком, в противотанковом дивизионе, где помогало его знание немецкого языка.

  При наступлении наших войск, получил в бою тяжёлую контузию. В сорок пятом ему разрешили вернуться в Москву, с семьёй.

  Всё наконец-то наладилось. Нельзя сказать, что с этого момента жизнь их была безоблачной. Поэта Георгия Оболдуева не печатали, как не старалась Елена Благинина пробить его стихи в печать.

  При жизни у пота Георгия Оболдуева было опубликовано лишь одно его оригинальное стихотворение: «Скачет босой жеребец», в 1929 году, в журнале «Новый мир» №10
У самой же Елены Александровны не хотели брать обычных стихов – а она была не худшая поэтесса своего времени.

  Недоумевали: «Вы же детская писательница? Детишкам и пишите!». С таким отношением, к себе, сталкивались многие детские поэты в СССР.

  Та же история случилась и с другим замечательным детским поэтом и переводчиком Борисом Заходером, которому отказали печатать взрослые стихи с удивительной аргументацией: «Детский писатель не может писать для взрослых!»

  Об этом печальном недоразумение у Елены Благининой есть такие, с надрывом строки:

«Что может быть грустней предмета,
Который вовсе ни к чему?
Вот лестница большая эта
В моём разрушенном дому.
Она не тронута разрывом
И даже не повреждена –
Движеньем лёгким и красивым
Вперёд и вверх устремлена.
Один, и два, и три пролёта,
И я стою, стою без сил,
Как будто очень страшный кто-то
Мой быстрый бег остановил»

  В 1950-е годы, когда началась травля поэта Бориса Пастернака, поддержала его, а впоследствии и исключённую из Союза писателей писательницу Лидию Чуковскую.

  А ведь, Елена Александровна могла и писала, по жизни, далеко не только благостные детские стихи, а вот и такие – наполненные светлой печалью:

«Деревья те, что мы любили,
Теперь срубили…

Цветы, которые мы рвали,
Давно увяли…

То пламя, что для нас горело,
Других согрело…

Сердца, что рядом с нами бились,
Остановились.

И только песня остаётся
И всё поётся,
Всё поётся…

  В послевоенные годы вышли сборники Елены Благининой, для детей: «Радуга»-1948, «Огонёк»-1949, «Не мешайте мне трудиться»-1959, «Травушка-муравушка» и «Гори-гори ясно!»-1971, «Журавушка»-1973.

  Только в 1966 году вышел первый сборник избранных «взрослых» стихов Елены Благининой «Окно в сад», на 63-ем году её жизни, а в 1973 году второй, со знаменательным названием «Складень».

  В 1969 году вышла грампластинка журнала «Колобок» с записью голоса Елены Благининой, где поэтесса прочла свои стихи.

  Удивительно, но, ни она, ни Георгий Оболдуев, несмотря на тяжёлую жизнь и пережитые трагедии, не были противниками и борцами с советской властью, хотя видели и понимали, что происходит в стране.

  Они выстояли, не изменив ни себе, не своим корням, не своим принципам, в отличие от многих других поэтов и писателей.

  Георгий Оболдуев и Елена Благинина – родом из Серебряного века, на обоих лежит его печать, и не только культурная, но и жизненная, не пощадившая никого, кто был рождён на переломе двух веков.

  Георгий Николаевич Оболдуев умер в 1954 году, вследствие тяжёлой фронтовой контузии.

  Елена Благинина его пережила надолго – успела увидеть Перестройку, в которую наконец, удалось напечатать несколько стихов мужа.

  Елена Благинина бережно хранила память о супруге, высоко ценила его талант: именно благодаря ей, сохранился архив поэта Георгия Оболдуева.

  Елена Александровна Благинина, за свой творческий труд, заслуженно получила ордена, медали:

-Два ордена «Знак Почёта», первый 31.01.1939.
-Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг»
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

  Надо отдать должное,  кроме своего большого вклада в детскую поэзию России, Елена Александровна Благинина была ангелом-хранителем  и хранительницей поэтического наследия, своего мужа, значительного поэта первой половины ХХ века, Георгия Николаевича Оболдуева.

  И вполне закономерно, что Евгений Евтушенко напечатал подборку  стихов Георгия Оболдуева в своей «Антологии русской поэзии. Строфы века»- в1995 году.

  Встретила смерть Елена Александровна Благинина в 1989 году, 24 апреля, прожив 85-ть лет, не дожив месяца до 86-ти лет.

  Похоронена рядом с мужем на Кобяковском кладбище, города Голицино, Одинцовского района, Московской области, где они проживали, и посещали друзей в местном  писательском Доме творчества.

  - 2005 год. Установлена мемориальная доска Елены Александровне Благининой в городе Орле.

  -2005 год. Имя  Е.А.Благининой присвоено Центральной библиотеке Свердловского района города Орла.

  Именем Елены Благининой также названы улицы в городе Орле и посёлке Змиевка, ээто центр Свердловского района Орловской области..

  27 декабря 2018 года по инициативе Орловской областной организации Союза писателей России, была учреждена Ежегодная открытая литературная премия имени Елены Благининой, русской поэтессы, на добрых и душевных произведениях которой выросло не одно поколение детей Советской, а затем и современной России.

  До самой её смерти – и, конечно, после неё – не переставали читать в семьях по всей стране её стихи:

«Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу…»

Из поэтического наследия Елены Благининой.

     «Черёмуха»

- Черёмуха, черёмуха,
Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.

- А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
- Для праздника весеннего,
Для майского денька.

- А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены?
- Для праздника, для праздника!
Для Мая! Для весны!

     «А – ту - ту»

А – ту -ту,
А-ту-ту,
Пять зубов у нас во рту.
А годик пройдёт,
Будет полон рот.
Попадёт морковь на зуб –
Хруп – хруп,
Хруп – хруп!
Попадёт капустка,
И ей не будет спуска.
И в орехах знаем толк –
Щёлк, щёлк!
Щёлк, щёлк!

     «Бабушка-забота»

Если внуки веселы,
Бабушка – подавно:
- Ишь, щебечут, как щеглы,
До чего же славно!

Если внуки есть хотят,
Бабушке – отрада:
- Пусть сидят, пусть едят,
Подрастать ми надо!

Если внуки вышли в сад,
Бабушка в тревоге:
- Ну как дождь или град –
Ведь промочат ноги!

Если внуки спать легли,
Бабушка не дышит:
- Баю – баю -люли,
Тише, тише, тише!

Чистота, тишина,
Теплота, дремота…
Вот какая она –
Бабушка – забота!

Ну, а вы каковы?
Как там с бабушкою вы?

«Доченька проснулась»

Доченька проснулась,
Сладко потянулась,
Побежала, побежала
Да и улыбнулась.

Сердце бьётся шибко.
Ах, ты моя рыбка!
До чего же дорога
Мне твоя улыбка!

      «Морозы жестокие»

Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.

Тревожно за Жучку.
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.

Но больше всего
Беспокойство за птиц
За наших воробышков,
Галок, синиц.

У нас приготовлено
Всё для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки – мы.

Побольше сенца
В конуру принесём,
Беднягу дворнягу
От стужи спасём.

Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.

     «Уморилась»

Солнце жёлтым косяком
Улеглось на лавке.
Я сегодня босиком
Бегала по травке.

Я видала, как растут
Острые травинки,
Я видала, как цветут
Синие барвинки.

Я слыхала, как в пруду
Квакала лягушка,
Я слыхала, как в саду
Плакала кукушка.

Я видала гусака
У цветочной грядки.
Он большого червяка
Расклевал у кадки.

Я слыхала соловья –
Вот певун хороший!
Я видала муравья
Под тяжёлой ношей.

Я такому силачу
Два часа дивилась…
А теперь я спать хочу,
Ну вас, уморилась…

     «С Новым годом!»

Ну и ёлка! Просто диво!
Как нарядна! Как красива!
Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных огней!

И, верхушки украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая звезда!

Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несётся в пляске!
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех.

Поздравляю с Новым годом!
С новым счастьем сразу всех!

  «Другие сны слетятся к изголовью»

Другие сны слетятся к изголовью,
Умокнут грозы в стынущей крови,
И то, что называли мы любовью,
Воспоминаньем станет о любви.

И отзовётся жизнь иною мукой,
Иным вонзится в сердце остриём,
И то, что называли мы разлукой,
Быть может, страхом смерти назовём?

И только в час полночного молчанья,
Когда восстанут вдруг в проснувшейся крови
Все неисполненные обещанья,
Все росстани, все горести любви,

Мы встретим их мучительным рыданьем,
Обрадуемся, что ещё живём,
И то, что называли мы страданьем,
Обыкновенной жизнью назовём…

  Примечание, к повествованию «Имя на поэтической поверке. Елена Благинина»:
Георгий Николаевич Оболдуев (19 мая 1898.Москва. - 27 августа 1954.Голицино, Московская область) – русский советский поэт,прозаик, переводчик.

  Выходец из семьи предводителя дворянства города Коврова. С раннего детства тонко чувствовал музыку и замечательно играл на фортепьяно.

  В 1916 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. С 1918 года служил в РККА, в культурно-просветительных отделах. После демобилизации в 1921 году поступил в ВЛХИ имени В.Я.Брюсова, который окончил в 1924 году.

  Работал в различных издательствах, по договору – переводчиком. В декабре 1933 года был арестован, как  потомственный дворянин, по обвинению в антисоветской пропаганде и в 1934 году осуждён на 3-и года высылки в Карелию.

  После  ссылки, с 1939 года, жил за 101-ым километром, в городе Малоярославец и Александров, вместе с женой поэтессой Благининой Еленой Александровной.

  В 1943 году, Георгий Оболдуев был мобилизован, воевал во фронтовой разведке. В 1945 году получив тяжёлую контузию, был демобилизован, с разрешением проживания в Москве, с этого времени.

  Стихи Георгий Оболдуев стал писать в возрасте 14-15 лет, но наиболее ранние сохранившиеся стихотворения датированы началом 1920- х годов. Георгий Николаевич посещал  литературные «Никитинские субботники».

  Название «Никитинские субботники» - возникло в захващенном белогвардейцами Ростове-на-Дону, где литературовед Никитина (урождённая Плотникова) Евдоксия Фёдоровна, собирала у себя на квартире в 1919-1920 годы литературно-художественные вечера.

  Осенью 1920 года Никитина Е.Ф. вернулась в Москву, где в 1921 году официально зарегистрировала объединение (1921-1934).

  После учреждения Союза писателей СССР, в 1934 году, объединения прекратило своё существование. В «Никитском субботнике» участвовали представители разных творческих направлений:

  Писатели-П.Г.Антокольский, И.Э.Бабель, А.Белый, М.А.Булгаков, В.В.Вересаев, В.М.Инбер, М.М.Пришвин, А.Л.Сельвинский, К.А.Федин, М.И.Цветаева, К.И.Чуковский, артисты Е.Н.Гоголева, В.И.Качалов, И.М.Москвин, Яблочкина, художники Кукрыниксы, Е.Е.Лансере, К.Ф.Юон.

  Георгий Оболдуев был близок к группе поэтов – конструктивистов, а в 1929 году вместе с Иваном Аксёновым и Иваном Пулькиным и другими создал «Союз приблизительно равных».

  В 1940-1950 годах для заработка занимался переводами. Работал в детской литературе, оперные либретто.

  При жизни Георгия Оболдуева было опубликовано одно оригинальное стихотворение в 1929 году в журнале «Новый мир».

  Начиная с конца 1920-х годов, любые публикации для поэта Георгия Оболдуева были невозможны, как из-за новаторского характера его поэзии, так и из-за остро - критического взгляда на советскую действительность.

  После Великой Отечественной войны, поэт предлагал в журналы приемлемые для цензуры стихи и поэму «Я видел», но напечатаны они не были.

  В 1960-1970 годах, вдове поэта Елене Александровне Благининой, удалось опубликовать несколько его стихотворений, первая книга: «Устойчивое неравенство» вышла в Мюнхене, в 1979 году, подготовленная немецким славинистом Вольфгангом Казаком.

  В СССР стихи Георгия Оболдуева, яркого, самобытного поэта, со сложной судьбой, начали широко печататься лишь в 1984 году, спустя 30-ть лет после его смерти.

  Вот некоторые стихи Георгия Оболдуева, по которым можно судить о силе его незаурядного, самобытного таланта:

     «Свидетелю»

Среди разного рода лишений
Единую знаешь поживу,
Которая в центре мишени:
Быть живу, быть живу, быть живу.

Очнись, отряхнись и ответствуй
Насупленному супостату,
Что мысли греховному месту
Быть святу, быть святу, быть святу.

Но помни, не гневаясь впрочем
В ответ на позорную тему,
Что лучше тебе, как и прочим,
Быть нему, быть нему, быть нему.

Прищурясь, посматривай: эко
Досталось в наследство к беспутству
Свидетелю нашего века
Быть слепу, быть глуху, быть пусту.
1948 год.

     «Я лежу, хожу, играю…»

Я лежу, хожу, играю,
Забываю, помню, знаю:
Я живу – упруг иль ломок –
Так же,  как и мой потомок.

Мы топорщимся и лезем
С нашим счастьицем крамольным,
С месивом страданий, нежностей,
Сбритых лезвием подпольным.

Пусть случайное потомство
Проживёт, ко мне приблизясь,
Нашу боль и вероломство,
Веру, катарсис и кризис.

Заведя свои прогулки.
Пусть оно почует, нежась
Близким привкусом разлуки,
Нашей жизни нашу свежесть.
1932 год.

      «Я не томился, не страдал…»

Я не томился, не страдал,
Не лез ни в Ленина, ни в Лессинга:
За то вот – и не умирал,
Как некоторые ровесники.

Слова и звуки, что цветы,
В стихах и музыках нарваны:
Эту смертельность красоты
Растопчут варвары.

Которые, - грубы
В своём трогательном невежестве, -
Думают, что весь вес судьбы
В быстроубитой свежести.

Не узнать им, что есть за ней
Неуничтожимое качество,
Какое своре дикарей –
Ни выдумать, ни выдрать начисто.

1933 год.

      «Нелюдимо»

Нелюдимо наше горе:
Одиночество, как тьма,
Обживается тем скоре,
Чем слабей огонь ума.

Нелюдима радость наша:
Бред угрюмый, сон больной…
Жизни выпитая чаша –
Бесприютный непокой.

И когда проходит мимо –
Ни обычно, ни ново –
Наше счастье: нелюдимо,
Потому, что нет его.

Сентябрь 1948 года.

  Поэтические произведения Георгия Николаевича Оболдуева удивительно узнаваемы.

  Достаточно короткого знакомства с его стихами – и их не спутаешь с другими, не забыть, слишком уж своеобычны, оригинальны они даже сегодня, на фоне современной поэзии.


Рецензии
Спасибо за познавательную статью! В ней было много нового и ценного!

Но где же всё-таки была эта Змиевка: под Курском или под Орлом?

Работник Неба   12.06.2021 23:02     Заявить о нарушении
Коллега, придётся уточнить: Свердловский район, Орловской области -центр его посёлок Змиёвка.С таким же навзанием станция на желдороге Курск-Орёл. С уважением! Лев.

Лев Баскин   13.06.2021 15:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.