Реферат1338

 
РЕФЕРАТ
 
АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Новосибирск – 2021

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИЙ 7
2. ПОНЯТИЕ РЕЗИСТЕНТНОСТИ 8
3. АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

;
ВВЕДЕНИЕ
Жизненный цикл человека после рождения делится на отдельные возрастные периоды, то есть отрезки времени, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями - функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими. Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы.
С учётом количественных и качественных изменений в организме различают следующие возрастные периоды:
До 10 дней - новорожденный, до 1 года - грудной, до 3-х лет — раннее детство, до 7 лет — первое детство, до 12 лет у мальчиков и до 11 лет у девочек - подростковый, до 20-21 года - юношеский, до 35 лет - первый зрелый, до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин - второй зрелый, до 75 лет - пожилой, до 90 лет - старческий, после 90 лет - все люди долгожители. 
В связи с тем, что важным этапом в жизни каждого человека является обучение в школе, выделяют следующие периоды:
дошкольный - до 7 лет, младший школьный- до 10 лет, средний до 14 лет, старший школьный - до 17 лет. Особо отличают период полового созревания (переходный или пубертатный). Различают 2 фазы этого периода. В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, возрастает утомление при нагрузках, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоции и поведения.
В ходе развития наблюдаются определённые периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают. Наиболее интенсивный рост длины тела происходит в первый год жизни и в период полового созревания. Речь формируется до 3-х лет, речевая регуляция движений с 4-х лет, в 6 лет начинается смена зубов, основные позы осваиваются до 1 года, а основной фонд движений закладывается до 3-х лет, после 14 лет нарастает вес тела и вес сердца, до 12 лет формируется иммунитет. В головном мозге происходит формирование полей коры больших полушарий: первичных - в первые годы жизни, вторичных (зон опознания и осмысления информации) до 5-7 лет, третичные поля (зоны прогнозирования и формирования программ поведения) функционально развиваются до 1 8-20 лет.
В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, формируются нормы физических и умственных нагрузок. Закономерности развития учитываются в законодательстве - возможность вступить в брак, получить работу, нести ответственность за поступки.
Знание основных закономерностей возрастной периодизации необходимы всем педагогам, в том числе школьным учителям физкультуры.
Систематические занятия физическими упражнениями обычно начинаются в школьном возрасте. Занятия физкультурой оказывают существенное влияние на развитие организма ребёнка, особенно на опорно-двигательную, дыхательную и сердечнососудистую системы. Важно правильно организовать занятия, правильно выбрать интенсивность нагрузок, с учётом возрастных особенностей. Такие занятия улучшают функциональное развитие, повышают работоспособность, сохраняют и укрепляют здоровье. Вот почему заслуживает внимание изучение вопроса возрастных особенностей организма детей.
Адаптация к физическим упражнениям. Срочная и долговременная адаптация.
Срочная и долговременная адаптация. Резкое изменение условий внешней среды, несущее угрозу организму, запускает его сложную адаптивную реакцию. Основной регуляторной системой последней является гипоталамо - гипофизарноадреналовая система, деятельность которой, в конечном итоге, и перестраивает активность вегетативных систем организма таким образом, что сдвиг гомеостаза устраняется или заблаговременно прекращается. В этой адаптивной перестройке активно участвует и нервная система, особенно ее гипоталамический отдел. В центральной нервной системе происходят изменения клеточного обмена, в частности, повышается метаболизм важнейших биологических макромолекул — РНК и белков. После ликвидации нарушений гомеостаза метаболизм макромолекул в нервных структурах, участвующих в процессе адаптации, все еще остается измененным. В этом и заключается механизм адаптации: если угроза повреждения гомеостаза повторится, она будет протекать уже на фоне измененного, адаптированного к стрессорному воздействию метаболизма клеточных структур.
Поскольку повторное воздействие стресс-фактора приводит к адаптации, а именно на этом основаны тренировки, то сдвиги в метаболизме РНК и белков биологически целесообразны и способствуют более эффективному развитию физиологических адаптации. В процессе формирования адаптации к природным факторам среды ведущую роль играют реакции коры надпочечников, возбуждаемые секрецией адренокортикотропного гормона гипофиза. Любое интенсивное воздействие на организм приводит к появлению в организме изменений, лучше всего определяемых по состоянию надпочечников — их весу и химическому составу или по выделению в кровь и содержанию в тканях гормонов кортикостероидов и катехоламинов. Это касается, в основном, формирования индивидуальных адаптаций, реакций организма на факторы внешней среды.

Необычные факторы окружающей среды (в данном случае – физическая нагрузка) оказывающие неблагоприятное влияние на общее состояние, самочувствие, здоровье и работоспособность человека, называются экстремальными факторами. По длительности воздействия на организм эти факторы могут быть кратковременными, воздействие которых организм компенсирует за счет имеющихся резервов, и длительные, которые требуют адаптационной перестройки деятельности функциональных систем человека, иногда даже неблагоприятной для здоровья.
При кратковременных воздействиях экстремальных факторов на организм человека запускаются все имеющиеся резервные возможности, направленные на самосохранение, и только после освобождения организма от экстремального воздействия происходит восстановление гомеостаза.
При длительных неадекватных воздействиях экстремальных факторов на организм человека функциональные перестройки определяются
;
1. МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИЙ
Существует три механизма адаптаций:
1.пассивный путь адаптации - по типу толерантности, выносливости;
2.адаптивный путь действует на клеточно-тканевом уровне;
3.резистентный путь – сохраняет относительное постоянство внутренней среды.
Специфические адаптивные механизмы, свойственные человеку, дают ему возможность переносить определенный размах отклонений факторов от оптимальных значений без нарушения нормальных функций организма. Зоны количественного выражения физической нагрузки, отклоняющегося от оптимума, но не нарушающего жизнедеятельности, определяются как зоны нормы. Их две: отклонение в сторону недостатка дозирования физической нагрузки и в сторону избытка. Дальнейший сдвиг может снизить эффективность адаптивных механизмов и даже нарушить жизнедеятельность организма. При крайнем недостатке нагрузки или ее избытке выделяют зоны пессимума. Адаптация к любому фактору связана с затратами энергии. В зоне оптимума активные механизмы не нужны, и энергия расходуется на фундаментальные жизненные процессы, организм находится в равновесии со средой. При увеличении нагрузки и выходе ее за пределы оптимума включается адекватные механизмы.
Механизмы, обеспечивающие адаптивный характер общего уровня стабилизации отдельных функциональных систем (т. е. увеличивается потребление организмом кислорода, повышается интенсивность обменных процессов. Это происходит на органном уровне: увеличивается скорость кровотока, повышается артериальное давление, увеличивается дыхательный объем легких, учащается дыхание, дыхание становится более глубоким) и организма в целом. Общие адаптационные реакции организма являются неспецифическими, то есть организм аналогично реагирует в ответ на действия различных по качеству и силе раздражителей (физические упражнения).;
2. ПОНЯТИЕ РЕЗИСТЕНТНОСТИ
Состояние резистентности или устойчивости – приспособление к физической нагрузке. Это состояние приводит к поддержанию нормального существования организма в новых условиях. Под резистентностью понимается устойчивость, сопротивляемость организма воздействию внешних факторов. Специфическая резистентность – устойчивость по отношению к определенному фактору, неспецифическая – по отношению к различным факторам.
При систематическом повторении тренировочных воздействий развивается стадия перестройки, переходящая затем в стадию тренированности, при которой резистентность организма более значительно повышена за счет активности защитных систем организма, в первую очередь тимико-лимфатической.
Количественно-качественная закономерность развития адаптационных реакций не ограничивается одной триадой (тренировка, активация, стресс). Мы показали, что эта триада является лишь функциональной единицей, повторяющейся многократно по мере увеличения дозы (силы) воздействия от минимальной до смертельной, т. е. на разных уровнях («этажах») реактивности. Между триадами отмечается особая зона — зона ареактнвности, когда раздражитель оказывается, как бы не действующим.
Организм обладает двойной шкалой отсчета силы (дозы, биологической активности) любого действующего фактора. Одна шкала — относительная — определяет характер развивающейся адаптационной реакции. Если для данного уровня реактивности организма раздражитель слабый, развивается реакция тренировки, если средний — реакция активации, если сильный — стресс. Абсолютная величина раздражителя определяет тот уровень, на котором развивается реакция. Между одноименными реакциями есть признаки отличия, они зависят от уровня реактивности организма. Прежде всего, это касается энергетического обеспечения реакций. Реакции, вызываемые раздражителями большей величины, т. е. на низких уровнях реактивности (высоких «этажах»), требуют больших затрат энергии, чем реакции, вызываемые раздражителями, малыми по абсолютной величине, т. е. на высоких уровнях реактивности (низких «этажах»). Таким образом, наиболее физиологическими реакциями являются реакции активации и тренировки, развивающиеся на высоких уровнях реактивности организма. Для молодых здоровых людей реакция активации, развивающаяся на высоких уровнях реактивности, является физиологической нормой.
Известно, что для гармоничной активации нейрогормональной регуляции и оптимального уровня гомеостаза нужна физическая нагрузка, не вызывающая чрезмерного напряжения и переутомления. Вместе с тем специфические черты мышечной тренировки требуют систематического применения значительных по величине нагрузок. Можно ли и как защитить организм от перенапряжения, развития стресса? Реальная возможность такой защиты обусловлена в первую очередь тем, что организм реагирует дискретно, а не суммируя действие всех раздражителей. Поэтому малые раздражители действуют, несмотря на наличие сильных. Адаптационные реакции организма имеют суточный ритм. Если с помощью слабого раздражителя выработать необходимую реакцию, то ее в течение суток даже трудно; перевести в другую, т. е. по отношению к адаптационным реакциям отмечается своеобразная рефрактерность: из двух раздражителей, последовательно действующих на организм, характер реакции и даже уровень реактивности организма определяется первым раздражителем.
В детских дошкольных учреждениях физические упражнения проводят в виде групповых гимнастических занятий и некоторых спортивных развлечений. Одежда ребенка должна быть свободной и не стеснять движения. Для придания разнообразия и увлекательности занятиям необходимо использовать различные предметы и оборудование: мячи, флажки, обручи, скамейки, лесенки. Важно, чтобы инвентарь соответствовал росту и возрасту ребенка.

Согласно «Программе воспитания в детском саду», начиная с 3-летнего возраста необходимо ежедневно проводить утреннюю гимнастику, вначале с 5—6 мин (3 года) и до 10—12 мин (6 лет). Помимо 'нот. предусматривается проведение физкультурных досугов 1 раз в месяц длительностью 15 ?.0 мин для детей 3 лет и до 40 мин для детей 6 лет.
Для занятий гимнастикой необходим коврик, который важно содержать в чистоте. Гимнастические упражнения лучше проводить не раньше, чем через 30 мин после завтрака или дневного она. Весьма важно, чтобы у детей сформировалась привычка делать утреннюю гимнастику систематически В особенности важно проводить сеансы гимнастических упражнений после длительных малоподвижных занятий - рисования, лепки, рукоделия.
Организация физических упражнений при закаливании детей предусматривает прежде всего подбор упражнений с преимущественным развитием больших мышечных групп. Необходимо чередовать упражнения большой и малой интенсивности. Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни должна быть 20-—25 мин. Вводная и подготовительная части занятий составляют 5-6мин, основная12-14мин, заключительная—3—4 мин. Длительность занятий с детьми 5-го года жизни составляет 25—30 мин. Вводная и подготовительная части занятий занимают 6—7 мин. На 6-м и 7-м году жизни занятия проводят 30—35 мин.;
3. АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Поскольку главной причиной нетрудоспособности и смертности в современном обществе являются сердечно-сосудистые заболевания, основное время занятий (от 70 до 90%) в этом возрасте необходимо отводить аэробным упражнениям (ходьбе, бегу, лыжам и езде на велосипеде), так как только циклические движения обладают в данном случае профилактическим эффектом. В этом единодушны специалисты в области оздоровления: и К. Купер, и Н. Амосов, и В. Зациорский, и многие другие.
Помимо циклических упражнений необходимо выполнять и ациклические: для укрепления основных мышечных групп — брюшного пресса, спины и плечевого пояса, а также упражнения на гибкость для позвоночника и суставов, что связано с необходимостью профилактики и задержки развития неизбежных возрастных дегенеративных изменений опорно-двигательного аппарата, костно-мышечной системы (остеохондроз позвоночника, артрозы, тугоподвижность в суставах, мышечная атрофия и др.). Об оптимальном варианте комплекса этих упражнений и пишет автор письма. Состоять такой комплекс должен из упражнений для укрепления мышц брюшного пресса и спины, так как именно они обеспечивают нормальную функцию важнейшего органа человеческого тела — позвоночника, а также упражнений для суставов. Что же касается периодической смены комплекса упражнений, то вопрос этот имеет вполне определенную физиологическую базу.
Бегун точно так же адаптируется к определенной порции эндорфинов — гормонов хорошего настроения, вырабатываемых гипофизом при длительном неторопливом беге, которые также дают кайф. Именно это толкает любителей оздоровительного бега к марафону и многодневным пробегам. Это тоже своего рода «наркомания», но только не смертельно опасная, а полезная до определенного предела (существует даже термин «беговая наркомания»).
Неизбежна адаптация и при выполнении любых других упражнений: мышцы перестают реагировать на привычные нагрузки и повышение их функциональных возможностей (силы, быстроты, выносливости) постепенно приостанавливается или совсем прекращается. Данное явление хорошо известно в спорте — это так называемый застой спортивных результатов, когда достижения стабилизируются на определенном уровне и дальше не растут. И сдвинуть их с мертвой точки бывает достаточно трудно. Вот почему в спорте существует принцип не плавного, линейного роста увеличения нагрузок, а ступенчатого, при котором нагрузка через какое-то время (недельный, месячный, годовой цикл тренировки) увеличивается резко (порогом) на довольно значительную величину. Этот принцип был предложен Д. Харе и до настоящего времени не утратил своей роли. В соответствии с ним даже в недельном цикле тренировки (микроцикле) предусматривается чередование больших, средних и малых по величине тренировочных нагрузок. Так, например, в микроцикле бегуна тренировочные дистанции могут варьироваться от 10 до 40 км.
У тяжелоатлетов и гимнастов, несмотря на все различие в методах и средствах тренировки, она строится по тем же принципам. Для того чтобы не допустить застоя в результатах и росте мышечной силы, в течение недельного цикла меняются комплексы упражнений. Например, по нечетным дням недели выполняются упражнения для развития силы мышц спины, нижних конечностей и брюшного пресса, а по четным — верхних конечностей, плечевого пояса и груди. Но это принципы спортивной тренировки.
Что же касается людей зрелого возраста (к ним я отношу и себя), которые к тому же имеют совершенно другую мотивацию: не «дальше, выше и быстрее», а профилактику возрастных заболеваний и укрепление здоровья, то принципы их тренировки существенно отличаются от спортивной. И после относительно короткого периода развития функциональных возможностей организма (сердечно-сосудистой, дыхательной систем и двигательного аппарата) от состояния полной детренированности в начале занятий до среднего или высокого уровня физического состояния — должен наступить длительный многолетний период поддержания функционального состояния, резервных возможностей организма (на всю оставшуюся жизнь). И ни о каком застое результатов здесь и речи быть не может.
;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высокий уровень тренированности в состоянии относительного мышечного покоя характеризуется функциональными и структурными изменениями, которые отражают нарастающую экономичность физиологических функций, повышением потенциальных возможностей организма к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок.
Наиболее выраженные структурные изменения наблюдаются в опорно-двигательном аппарате, а также в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. В костной ткани происходят морфологические перестройки, повышающие механическую прочность костей (их поперечные размеры увеличиваются, становятся более выраженными бугристости и костные гребни — места прикрепления мышц). У спортсменов с высоким уровнем тренированности состояние ЦНС характеризуется большой слаженностью регуляторных влияний на соматические и вегетативные функции, повышенной способностью центральных приборов анализаторов к срочной переработке текущей информации. Для этих спортсменов характерно уменьшение скрытого времени двигательных рефлексов, умеренное повышение порогов возбудимости зрительного анализатора. Систематическая тренировка приводит к усилению процессов внутреннего торможения, более быстрому формированию сложных двигательных дифференцировок.
Начальные фазы тренированности характеризуются созданием элементов функциональной системы управления произвольными движениями. По мере повышения уровня тренированности все более значительную роль в этой системе играют вегетативные элементы. Вегетативные реакции становятся упорядоченными, адекватно отражающими потребности организма. Главным признаком этой упорядоченности является более экономное функционирование гормональной системы и снижение порогов чувствительности тканей-мишеней. Так, уже на начальных этапах развития тренированности повышается чувствительность сердечной мышцы к адреналину. Следовательно, едва намечающийся сдвиг в секреции этого гормона приводит сердце в состояние готовности к усилению сократительной функции.
Выраженность физиологических реакций при напряженной мышечной работе определяется соответствием структурных и функциональных адаптивных перестроек специфической тренировочной нагрузке. Это соответствие проявляется главным образом в понижении чувствительности к действию нагрузок. Однако тренировка может сопровождаться и обострением чувствительности к специфическим упражнениям (например, к сложным по координации движениям в гимнастике, прыжках в воду, акробатике, фигурном катании на коньках).
Адаптация к физической работе, вызывающей предельное напряжение физиологических функций, сопровождается не снижением чувствительности к ней, а повышением способности к максимальной мобилизации ресурсов организма при повторном выполнении работы. Круг приспособительных реакций существенно расширяется за счет эмоциональной регуляции физиологических функций. В числе важнейших регуляторов адаптации выступает и сознательная установка на достижение положительного результата.
Обобщенной характеристикой тренированности спортсмена является энергопроизводительность организма, т. е. способность обеспечить достаточным количеством энергии самую напряженную мышечную работу. В свою очередь, все функциональные системы организма в этих условиях должны сохранить относительную устойчивость, т. е. «не переходить грань», разделяющую физиологические сдвиги от патологических нарушений жизнедеятельности.
Таким образом, наиболее физиологическими реакциями являются реакции активации и тренировки, развивающиеся на высоких уровнях реактивности организма. Для молодых здоровых людей реакция активации, развивающаяся на высоких уровнях реактивности, является физиологической нормой.
Дозированная мышечная работа служит прекрасным средством получения и поддержания реакции активации, однако при больших мышечных нагрузках организм работает на низких уровнях реактивности (высоких «этажах»), что увеличивает выносливость организма к физической нагрузке, но требует больших энергетических трат.
Адаптационные реакции организма имеют суточный ритм, если большой мышечной нагрузке будет предшествовать слабое воздействие, то в здоровом молодом организме в большинстве случаев должна развиться реакция активации даже без специального подбора силы (дозы).
Адаптацией можно управлять, то есть способствовать повышению выносливости своего организма. Необычные факторы окружающей среды (в данном случае – физическая нагрузка) оказывающие неблагоприятное влияние на общее состояние, самочувствие, здоровье и работоспособность человека, называются экстремальными факторами. По длительности воздействия на организм эти факторы могут быть кратковременными, воздействие которых организм компенсирует за счет имеющихся резервов, и длительные, которые требуют адаптационной перестройки деятельности функциональных систем человека, иногда даже неблагоприятной для здоровья. 
;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. - М.: Прометей, 1993. - 156 с.
2. Белов В.И. Энциклопедия здоровья: Молодость до ста лет.- М.: Химия, 1993. - 400 с.
3. Горлова О.Е., Гурова А.И. Практикум по общей гигиене. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991. - 140 с.
4. Дубровский В.И. Спортивная медицина. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 479 с.
5. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: СпортАкадемЭкспресс, 2000. - 280 с.
6. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. / Методические основы развития физических качеств / Под ред. А.В.Карасева. - М.: МПТОС, 1994 . - 368 с.
7. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена./ Учебник. - М.: ФиС, 1990. - 368 с.
8. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. /Под ред. М.Я. Виленского, О.С, Метлушко. - М.: Аспект Пресс, 1995. -318с.


Рецензии