Под небом благословенной Карелии. Часть первая

Соколова А.С .               
Под небом благословенной Карелии/ А.С.Соколова. - М.: Тип. ГБОУ СПО МИПК им. Ивана Фёдорова, 2015.



СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Часть первая.
«Крещены суть в нашу веру...»
                -  Страницы истории Русского Севера
                -  В союзе с Великим Новгородом
                -  Русская Фиваида

Часть вторая.
Из истории Сяндемского Успенского женского монастыря
                - Основание Сяндемской пустыни трудами преподобного
                Афанасия Сяндемского
                - Пустынь после войны «немецких людей»
                - Обретение святых мощей преподобного Афанасия  Сяндемского
                - Благоустроители Сяндемской пустыни
                - Божия обитель в начале XX века
                - Накануне великих потрясений
                - Годы воинствующего безбожия
                - Время возрождения

                - Библиография


               
 
 


                ОТ АВТОРА

          Духовная сила, которая, по словам Высокопреосвященнейшего Мануила, Архиепископа Петрозаводского и Карельского, кроется в святынях и памятниках благословенной Карелии, издавна влекла к себе жаждущих стяжания Святого Духа паломников.
          Могучими духовными стражами стоят вдоль русских северных границ карельские монастыри. Не зарастает народная тропа, ведущая к стенам величайших христианских святынь, расположенных на территории исторической Карелии: Валаамскому, Соловецкому, Коневскому, Александро-Свирскому монастырям, известность о которых распространилась далеко за пределы России.
          Символы духовного противостояния западной католической, а затем лютеранской экспансии, форпосты Православия на северо-западных границах Русского государства, эти монастыри воспитали целый сонм угодников Божиих, многие из которых стали основателями новых святых обителей на Карельской земле.
          В суровом северном краю, среди непроходимых карельских лесов, на холме перешейка двух небольших озёр Рощинского и Сяндемского, в 22-х верстах от города Олонца в годы царствования Иоанна Васильевича Грозного валаамским иноком преподобным Афанасием был основан мужской монастырь — Сяндемская пустынь.
На протяжении веков жизнь насельников монастыря и притекающих к стенам
Божией обители паломников была озарена светом деяний её первоначальника — преподобного Афанасия Сяндемского.
          В 1909 году Божия обитель была преобразована в женскую. Древняя
карельская святыня в полной мере разделила историческую судьбу России
и Русской Православной Церкви.
          До Октябрьской революции 1917 года в Карелии было 565 приходов,
20 монастырей, более тысячи трёхсот священников. В советское время осталось только 4 прихода. По словам Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла, «каток» атеизма, такого воинствующего безбожия, прокатился по нашему Северу так, как ни по одной другой части Руси.
          В 1918 году  Сяндемский  Успенский женский монастырь был закрыт,
на землях святой обители образовано советское хозяйство имени Ленина.
          Во время Великой Отечественной войны рубеж обороны проходил
вблизи монастыря. Под шквальным перекрестным огнём были уничтожены
все монастырские храмы и постройки.
           Начало возрождению церковной жизни в стране было положено
в 1988 году всенародным празднованием Тысячелетия Крещения Руси. В год 20-летия возрождения Карельской Епархии, в 2010 году в Карелии уже действовало 7 мужских монастырей, 75 храмов и молитвенных домов, 6 благочиннических округов.
           Сяндемский Успенский  женский  монастырь в наши дни обретает своё второе рождение. Возрождение древней святыни Карельского края началось в 2009 году. Высокопреосвященнейший Мануил, Архиепископ Петрозаводский и Карельский отслужил молебен у возведённого в Сяндемской пустыни поклонного креста.
На основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви
от 27 июля 2011 года  монастырю был присвоен официальный статус.
           Приглашаю читателей совершить путешествие в глубь веков.
           В первой части книги отражены значимые события в истории Русского
Севера, предшествующие времени основания Сяндемской пустыни.
           О многовековой истории святой обители, свидетелем возрождения которой мне довелось стать,  читатель узнает со страниц  второй части повествования.
           В рубрике «Исторические хроники» отражены события, оказавшие
влияние на ход отечественной истории и взгляд на эти события иерархов
Русской Православной Церкви.

               


                Часть первая

                "КРЕЩЕНЫ СУТЬ В НАШУ ВЕРУ"

      "Карелия — не просто северная окраина русской
земли, на протяжении всей нашей истории онаиграла особую роль, все политические и военные катаклизмы, культурные и духовные изменения отражались на жизни этого края".

               
                Высокопреосвященнейший Мануил
               
                Архиепископ Петрозаводский и Карельский



                СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РУССКОГО СЕВЕРА


           Вера Христова, обретённая Россией более тысячелетия назад, стала смыслом её земного бытия, духовной основой единства всей Русской земли. Богом хранимая Русь веками сплачивала вокруг себя соседние племена и народы. Православная Церковь призывала народы жить в согласии с духом евангельской любви и мира.
          Со времени возникновения Новгородского княжества населяющие Карельский перешеек и север Приладожья финские племена, карелы, входили в состав Русского государства: С IХ и до начала ХII века — Руси Киевской, с ХII века — Новгородской республики, с 1478 года — Русского централизованного государства.
          С крупным культурным, торговым и ремесленным центром
Русского Севера Великим Новгородом Карелию соединяли торговые пути, проходящие через Ладогу (ныне Старая Ладога) — древнерусский город, располагавшийся недалеко от впадения реки Волхов в Ладожское озеро. По водной глади Волховского пути,
являвшегося частью пути «из варягов в греки», шли суда славян, скандинавов,
 финно-угров и других народов Балтики.
           Населяемые карелами территории, расположенные на границе  России со Скандинавией, входили в состав Новгородского княжества и имели важное стратегическое значение для Русского Севера.
           Иоакимовская летопись сообщает о крещении новгородцев на реке Волхов в 989 году, совершённом наместниками святого князя Владимира Добрыней и Путятой. По словам летописца, «нача вера хрестьяньска плодиться и расширяться: и черноризцы (монахи) стали множиться и монастыри появляться».
           Между Русью и Скандинавией активно развивались торговые,культурные и духовные связи. Упрочению связей с северными соседями Руси способствовало заключение династического брака между новгородским князем Ярославом I Владимировичем Мудрым — сыном святого равноапостольного князя киевского Владимира Святославича, в 988 году крестившего Русь и шведской принцессой Ингигерд — дочерью шведского короля Олафа Шетконунга, принявшего крещение вместе со всей своей семьёй.
            С принятием христианства широкое распространение в Киевской Руси получают письменность, духовная литература, зодчество. Заняв киевский престол в 1019 году, Ярослав Мудрый приступает к строительству по всей Руси «множества церквей», в их числе Софийские соборы в Киеве и в Новгороде Великом.
            Князь Ярослав и его супруга Ингигерд, в святом крещении Ирина, радели об упрочении Православной веры на северных русских землях. Для распространения грамоты в Новгороде в 1025 году было открыто училище, в котором обучалось 300 юношей. Обучение молодых людей князь поручил духовенству. Тогда же при Софийском
соборе Новгорода была учреждена первая на Руси публичная библиотека. Грамотность и образованность в Новгороде были общедоступны, об этом свидетельствуют найденные в наше время новгородские берестяные грамоты. Заботясь о развитии на Руси «книжного учения», князь собрал при своем дворе писцов и поручил им перевод греческих книг на славянский язык. Появляется церковный устав или Кормчая книга — перевод византийского Номоканона. Ко времени княжения Ярослава Мудрого относится составление первого свода законов «Русская Правда» или «Суд Ярославль», в числе которых был прописан закон о порядках в Новгороде. Летописи свидетельствуют:
«Владимир взорал (вспахал) землю русскую, Ярослав засеял книжной мудростию, а мы пожинаем плоды их».
               В 1030 году в честь своего небесного покровителя, святого великомученика Георгия Победоносца, великий князь киевский (1019-1054 гг.) Ярослав Мудрый основал в Восточной Эстонии город Юрьев (Дерпт), ныне Тарту.


                - ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ  -

            Cвятой великомученик Георгий Победоносец пострадал за веру
Христову в 303 году в годы правления римского императора Диоклетиана (284-305 гг.). Придя на Русь вместе с христианством,святой Георгий становится одним
из особо чтимых на Руси святых — заступником перед Господом за Русскую Землю, одним из национальных символов России, небесным покровителем Москвы,
ангелом-хранителем земледельцев и Православного Русского Воинства.
             Русские князья отдают под покровительство святого Георгия своих сыновей: святой равноапостольный князь Владимир нарекает Георгия  своему сыну Ярославу Мудрому, Владимир Мономах  - своему сыну, будущему основателю Москвы, Юрию Владимировичу Долгорукому. Святой Георгий  становится ангелом-хранителем сыновей великих князей московских  Ивана I Данииловича Калиты, Дмитрия Ивановича Донского, Ивана III Васильевича.
                _________________

         
         Детей своих великокняжеская чета воспитывала в канонах Православной Веры. В «Слове о Законе и Благодати» (около 1040 г.) в Похвале святому князю Владимиру святителя Киевского Илариона говорится: «… взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они содержат благоверие, тобой переданное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются Его Имени!».
          Налаживанию дипломатических отношений между Русью и европейскими
странами служили брачные союзы, заключённые между детьми князя и представителями высшего эшелона европейской знати.
          Дочери князя становятся супругами европейских властителей: Елизавета — норвежского короля Геральда III Смелого; Анастасия — венгерского короля Андрея I; Анна — французского короля Генриха I.
          Сыновья князя были женаты на европейских принцессах: Изяслав избрал в жёны дочь польского короля Мешко II; супругой Святослава становится дочь немецкого графа Леопольда фон Штаде; Игорь был женат на принцессе германской; святой благоверный князь Владимир Ярославич избрал в жёны внучатую племянницу папы римского Льва IX; Всеволод получил руку греческой царевны, дочери византийского императора Константина Мономаха.
          Потомки великого князя киевского (с 1078 г.) Всеволода I Ярославича — великие русские князья и государи, правили на Руси свыше пяти столетий
( до 1598 г.). Многие из них были прославлены Русской Церковью в лике святых.
         С Новгородом был связан последний период жизни княгини Ирины-Ингигерд. Здесь она находилась при своём первенце, князе новгородском Владимире Ярославиче. Княгиня Ирина становится первой монахиней в русском княжеском доме.
         Жития святых так повествуют о жизни святого благоверного князя Владимира Ярославича и его матери святой благоверной княгини Ирины, вошедшей в православные святцы с именем Анна: «Владимир Ярославич, князь новгородский, жил в ХI столетии.
Он был старшим сыном Ярослава Великого. 14-ти лет он был посажен княжить в Новгороде. Ему помогали в управлении воевода Вышата и епископ Лука. Пришедши в совершенный возраст, князь отличался мужеством и храбростью — разбил ямь (нынешних финнов) и греков. В то же время он отличался и благочестием. Основал
в Новгороде Софийский собор, существующий и доселе. Скончался великий князь молодым, будучи 32-х лет, в 1051 году. Его погребли в Софийском соборе. В 1180 были открыты святые его мощи. В Софийском же соборе открыто почивают мощи матери святого князя Владимира, супруги великого князя Ярослава Анны. Она была дочерью шведского короля. Переселившись к сыну в Новгород, она проводила остаток дней своих в великом благочестии. Перед кончиною приняла иноческий чин. Скончалась также в 1051 году».
            Ярослав Мудрый отошёл ко Господу в 1054 году. Обретя власть в результате жестокой борьбы с родными братьями, князь в своём завещании предостерегал сыновей от междоусобиц, призывал жить в тесной любви, сохранять мир в государстве. Но после смерти князя Ярослава распри между его потомками и другими русскими князьями в борьбе за киевский престол не прекращались. Однако единство Киевской Руси ещё удавалось сохранять внуку Ярослава Мудрого, сыну князя Всеволода I Ярославича Владимиру II Всеволодовичу Мономаху, сидевшему на киевском престоле с 1113 по 1125 год.
            В завещании детям великий князь Владимир писал: «Страх Божий и любовь к человечеству есть основные добродетели. Велик Бог и чудесны дела Его! О, дети мои, хвалите Бога. Любите также человечество. Не пост, не уединение спасёт вас, но благодеяние. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Будьте отцами сирот, судите вдовиц сами: не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного. Жизнь и душа христианина священна…».
             Владимиром Мономахом было введено почитание первых русских святых, благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба ( в святом крещении Романа и Давида), как защитников земли Русской.  В 1015 году сыновья святого равноапостольного князя Владимира Борис и Глеб пали от руки их брата Святополка, прозванного русским народом «Окаянным».
            После кончины Владимира Мономаха в 1125 году правление перешло к его сыну, двадцатилетнему князю Мстиславу Владимировичу Новгородскому. Молодому правителю Киевской Руси на время удалось прекратить братоубийственные распри.
В древнем Прологе говорится: «Он был неудержимо милостив ко всякому, серебра и
золота в руки не принимал и заранее узнал день преставления своего». Святой князь Мстислав I Великий почил на Пасхальной неделе 28 апреля (15 по ст.ст.) 1132 года.
После кончины князя Киевская Русь окончательно распалась на отдельные княжества.
           Населенные карелами территории вошли в состав Новгородской республики (1136-1478 гг.) — феодального государства, образовавшегося на северо-западе и севере Руси.

               
                -  ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ -

               В 1240 году во время монгольского нашествия Киев был полностью сожжён. После разорения Киева уцелевшее население уходило в другие, по преимуществу северные княжества. Инициатива объединения Руси переходит к Владимирским князьям.
              В 1299 году митрополит Максим переносит свою резиденцию из запустевшего Киева во Владимир-на-Клязьме.

                _____________________



             С прекращением в середине ХI века древней династии Инглингов, к которой принадлежала благоверная княгиня Анна — принцесса Ингигерд, добрососедские отношения со Швецией остались в прошлом. В 1142 году шведская военная флотилия в Финском заливе совершила нападение на новгородские торговые суда. Так было положено начало многовековому противостоянию Швеции и России, носившему геополитический и религиозный характер. Под знаменем католической миссии в 1155 году началось вторжение шведов на территорию юго-западной Финляндии.
          Карельские земли на долгие столетия становятся ареной политического и военного противостояния между католическим, а впоследствии протестантским Западом и Русским государством. Рим давал благословение на проведение военных действий против православной Руси.

               
                -  ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ -

                Со времени IV Вселенского собора (451 г.) берут начало разногласия между восточным (греческим) и западным (римским) христианскими направлениями веры. Объявив себя наместником апостола Петра, папа римский требовал подчинения ему византийских патриархов.
               В 476 году Константинополь объявил себя независимым от Рима.
               VIII Вселенский собор в 869-870 гг. осудил византийское — греческое или восточное христианство как ересь. Решение VIII Вселенского собора Византия не приняла. Произошёл второй раскол христианского мира на греческую (восточную) православную и римскую (западную) католическую церкви.
               В 1054 году происходит окончательный раскол. Папа предает анафеме константинопольского патриарха, а тот, в свою очередь, римского папу. (Только через девять веков, в 1965 году, анафемы были сняты).
               Поскольку Церковь Киевская входила в юрисдикцию константинопольскую, то эта анафема касалась и Святой Руси. На Флорентийском Соборе (1439г) Константинопольская и  другие православные Церкви заключили унию с Римом. Русская Церковь эту унию отвергла.
               Автокефальность (независимость) Русской Церкви от Константинополя была признана в 1448 году Собором русских епископов.  Первым митрополитом Московским
и всея Руси Собор избрал епископа Рязанского и Муромского Иону (1448-1461гг.).
«И Промыслу Божию угодно было благословить это решение. 1448 год является
началом автокефалии Русской Церкви. Таким образом, автокефалия является памятником благочестивой ревности русского народа о вере и верности его Православной Церкви» — Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
              В 1458 г. Русская митрополия разделилась на две — Киевскую и Московскую.


               
               
                В СОЮЗЕ С ВЕЛИКИМ НОВГОРОДОМ

               Карелы верой и правдой отстаивали интересы своего могущественного соседа и покровителя — господина Великого Новгорода, принимая участие в междоусобных, завоевательных и оборонительных походах в составе дружин князей новгородских.
              В XII-XV вв. новгородские дружины успешно отражали агрессию шведских феодалов и Ливонского ордена (1237-1561 гг.) — католической государственной и военной организации, базирующейся в Восточной Прибалтике на захваченных орденом латышских и эстонских землях.
             В «Новгородской первой летописи старшего извода» впервые в русских летописях находим упоминание о карелах, как союзниках Новгорода: «В лето 6651 (1143 г.) …ходиша корела на емь и отбежаша лоиву бити». Народ  емь, заселявший территорию центральной Финляндии, упоминается в числе данников Руси в «Повести временных лет» — общерусском летописном своде, составленном во 1113 году иноком Киево-Печерского монастыря преподобным Нестором.
            В 1148 году на стороне Новгородского князя Изяслава карелы участвовали в усобице против суздальского князя Юрия Долгорукого: «Тоя же зимы Изяслав поиде на дядю своего Юриа за обиду новгородскую, а с ним брат его Ростислав со смолняны и с новгородци с корелою на емь, и воеваша землю их и пожьгоша и скот исекоша».
           В начале 1170-х гг. шведские отряды стали совершать набеги на карельские земли, находящиеся в подчинении Новгороду, а также и на Ладогу. В 1178 году карельское ополчение совершило поход на финское племя емь, завоёванное шведами.
          Объединённым карело-новгородским войском в 1187 году был совершён набег на Швецию. В качестве трофея новгородцы увезли в Новгород городские ворота шведской столицы, поместив их в Софийском соборе.
           Под влиянием шведов, стремящихся захватить западные новгородские вотчины, оказалось племя хяме (тавасты), против которого в 1227 году вместе со своими союзниками карелами выступил правнук Владимира Мономаха — новгородский князь Ярослав II Всеволодович (1191-1246 гг).
           Карельские ратники решили судьбу завоевательного похода, предпринятого в 1228 году емью против новгородцев, наголову разбив противника Новгорода: « тех корела, кде обидуче, в лесе ли, выводяче, избиша: бе бо их пришло творяху две тысяще или боле, Бог весть, а то все мертво».
               
                _______________________


             В Уставной грамоте князя новгородского Святослава (1134 г.) содержатся первые сведения о Православии в Карелии. Согласно хроникам, летом 1227 года по указанию князя новгородского Ярослава с благословения новгородского архиепископа Арсения было предпринято крещение карел в Православную веру. Как повествует летопись: «…князь Ярослав Всеволодович, послав, крестил множество карел, мало не всех людей». 
            Карелы-христиане с того времени подчинялись погостам, то есть
приходам. Однако обращение в православную веру населявших  карельские земли народностей — карел, эстов, хяме, веси, «чуди заволочской», исповедовавших язычество, растянулось на столетия. Отдельные группы карел продолжали посещать древние языческие культовые места. До наших дней сохранились каменные  культовые конструкции, расположенные на вершинах островов Русский и Немецкий Кузова, на горах Воттоваара и Кивакка, на Заветном острове в Водлозерском национальном парке.
                _______________________

             В «Слове о погибели Русской земли», написанном в первые годы нашествия золотоордынских ханов на Русь (предположительно между 1238 и 1246 гг.), карельские земли упоминаются в числе территорий, входивших в состав Русского государства еще со времён Руси изначальной:
           «О светло светлая и украсно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озёрами многими, реками и кладязьми местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми разноличными, садами обительными (монастырскими), домами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими — всего еси исполнена земля Русская, о правоверная вера христианская.
             Отселе до угор и до ляхов и до чехов, от чехов до ятвягов (до литовского племени) и от ятвягов до литвы и до немец, от немец до корелы, от корелы до Устюга, где живут тоймичи-язычники (финское племя), и за Дышущим морем (за Северным Ледовитым океаном), от моря до болгар (до волжских болгар), от болгар до буртас (до мордовского племени), от буртас до черемис (до марийцев), от черемис до мордвы, — то все покорено было Богом христианскому народу: великому князю Всеволоду, отцу его Юрью, князю Киевскому, деду его Володимиру Мономаху, которым половцы детей своих в колыбели пугали. А литва из болота на свет не выбиралась. А угры укрепляли каменные города железными воротами, чтобы Володимир на них не ходил войной. А немцы радовались, будучи далече за синим морем. Буртасы, черемисы, веда (мордовское племя) и мордва бортничали на князя великого Володимира. И царь Мануил Царьградский, опас имея, послал к нему великие дары, дабы великий князь Володимир Царьграда у него не взял.
           А в те дни болезнь (беда) христианам от великого Ярослава* и до Володимира,** и до нынешнего Ярослава,*** и до брата его Юрья,**** князя Владимирского».
                _______________
* Великий Ярослав — князь Ярослав I Мудрый, сын великого князя киевского
Владимира-Красное Солнышко, в 988 году крестившего Русь.
** Володимир — князь Владимир Мономах, сын князя Всеволода I Ярославича.
*** Нынешний Ярослав — князь Ярослав II Всеволодович, сын князя Всеволода
II Большое Гнездо, отец Александра Невского.
**** Юрий — князь Юрий (Георгий) Всеволодович — при нём монгольские
орды взяли Владимир в 1237 году.
                __________________

                Как только в 1237 году орды золотоордынского хана Батыя нанесли Руси первые сокрушительные удары, папа Григорий IX направил в Упсалу буллу с призывом к «крестовому походу» на православную Русь.
             Защиту северных русских земель от западных агрессоров возглавил сын великого князя владимирского (1238-1246 гг.) Ярослава Всеволодовича, святой благоверный князь Александр Ярославич (1220-1263 гг.). Будучи в послушании у святого митрополита Кирилла, молодой новгородский (1236-1251 гг.) князь Александр с малолетства впитал христианское учение о духовном смысле государственного служения.
             Молитвенным предстательством Царицы Небесной и русских святых, святой благоверный князь Александр Невский обезопасил северо-западные границы Руси от католической экспансии её западных соседей на восток. Жития святых так свидетельствуют о подвижнической жизни святого князя, о скорой помощи его деяниям
Сил небесных: «В его время русские находились под игом татар; кроме того, соседние народы — литовцы и немцы, много тревожили их. Поэтому для святого князя было немало заботы и труда, чтобы ладить с татарами и отражать врагов. Господь Сам помогал ему за его благочестие. С небольшим войском он поразил страшную силу шведов на реке Неве, за что и получил название Невского. Перед началом войны один благочестивый воин видел корабль со святыми Борисом и Глебом и слышал следующие их слова:
             «Пойдём, поможем сроднику нашему Александру». А когда святой князь сражался с немцами, то по его молитве явился полк небесных воинов и помог его войску поразить врагов» .  Победа русских ратников над шведами на реке Неве состоялась в День памяти святого равноапостольного князя Владимира, 15 июля 1240 года. Через два года в День похвалы Пресвятой Богородицы, 5 апреля 1242 года, русское войско под предводительством Александра Невского одержало полную победу над  немецкими рыцарями-крестоносцами на льду Чудского озера.
               
              Из Софийской летописи становится известно, что на стороне князя Александра воевали и дружественные новгородцам карелы: «Приеха князь великий Александр Ярославич в Новгород, и изыде вскоре с новогородци, и с ладожаны, и с корелою … немец избиша».
             В 1251 году Александр Невский категорически отверг предложение римского папы присоединить Русь к Римской католической церкви.
            Благодаря мудрой политике святого русского князя, в 1261 году в столице Золотой Орды Сарае была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Открытие епархии явилось духовной победой русского народа, началом миссионерской деятельности в Орде.
            Как повествуют жития святых, возвращаясь из Золотой Орды осенью 1263 года, князь Александр занемог. Чувствуя приближение своей кончины, 43-х летний великий князь владимирский (1252-1263 гг.) Александр Ярославич, «оставляя земное царство и возжелав небесного, воспринял ангельский образ иноческого жития, сподобившись высшего чина — схимы, в 14-й день месяца ноября. В ту же ночь и преставился. Митрополит Кирилл, совершавший литургию, сказал, обращаясь к народу: «Чада моя милая, знайте, что закатилось солнце земли русской!». Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые, и весь народ вскрикнули: «Погибаем!»… Плач, рыдания и скорбь
были таковы, каких никогда не было — точно земля тряслась…Во Владимире положили его в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, ноября 23-го дня, на память св.Амфилохия. И было тогда чудо дивное, достойное памяти. По окончании отпевания честного тела эконом митрополита Кирилла Севастиан приступил ко гробу и хотел
разогнуть руку почившего, чтобы вложить духовную грамоту; тогда почивший сам, как живой, простер руку свою и взял грамоту от руки митрополита. Так Бог прославил Своего угодника, который много потрудился, полагая жизнь свою за землю русскую, за Новгород, за Псков, за все великое княжение и за веру православную».

                ______________________________


             Второй «крестовый поход» шведов в Финляндию, приведший к покорению Тавастланда, был предпринят в 1249 году. Карелы принимали активное участие в военных кампаниях 1253-1254 гг.: «корела много зла сотвориша волости их нямецкой»; в  кампании 1257 года и баталиях других лет.
             По призыву Рима в 1293 году был организован третий «крестовый поход», в ходе которого шведские рыцари захватили территории трёх западно-карельских погостов и основали военное поселение — замок Выборг, ставший восточным форпостом шведской власти.
             В 1295 году выборгский наместник Сигурд Локке атаковал и разорил новгородское укрепление — Корельский городок (Кексгольм).
             В 1300 году шведами была предпринята попытка утвердиться на новгородском порубежье — реке Неве. 30 мая в устье реки Охта шведы приступили к возведению крепости Ландскрона. Год спустя этот шведский форпост был штурмом взят и разрушен русскими войсками.
             Военные действия на Карельском перешейке прекратились лишь в 1323 году, когда был подписан Ореховский мирный договор «о развод и межа». Была установлена граница, прошедшая по реке Сестра: за Шведским королевством остались захваченные ещё в 1293-1294 годах западно-карельские земли, значительная же часть карельской земли отныне официально стала принадлежать Новгородской республике.
             В 1327 году по условиям мирного договора между Новгородом и Шведским королевством был произведен раздел карельских земель. Нарушая условия мирного договора, шведы продолжали набеги на русско-карельские земли.
             В Новгородской летописи упоминается один из таких набегов, совершенных в 1396 году на Кирьяжский и Кюлолакшский погосты:
             «Пришедшее Немци в Корельскую землю и повоеваша два поста:
Кюрьескыи и Кюлоласкыи, и церковь сожгоша, и князь Костянтин с Корелою гнался по их».
             Оказавшиеся под шведским началом многие верные Православию карелы бежали на русскую сторону. На требования вернуть беглецов шведы получали такой ответ: «А сих не выдадим: крещены суть в нашу веру; а и без того мало бе их осталося».


                -  ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ  -

               
           Собиратель Руси Московской, родоначальник династии московских князей, четвёртый, младший сын святого благоверного князя Александра Невского, святой князь Даниил Александрович Московский (1261-1303 гг.), оставшись после смерти отца ребёнком двух лет, получил в удел Москву, в ту пору один из небольших городов Владимирского княжества.
           Как пишет историк, профессор В.В.Назаревский, князь Даниил Московский «соединил в себе святость, храбрость и политическую мудрость отца своего... При нём Москва окрепла. Выросший под бурями татарскими, среди борьбы своих родичей из-за Владимирского великокняжеского стола, наш энергичный князь направил свои силына увеличение и округление собственного небольшого удела…Этот князь первым возвысил Москву на степень стольного княжеского города, основав отдельное Московское княжество, и был первоначальником собирания русских земель под главенством Москвы».
           Сыновья князя Даниила, великие князья Юрий (Георгий) Даниилович (1303-1325 гг.) и Иван I Даниилович Калита (1325-1341 гг.), продолжили начатое их отцом дело по собиранию Земли Русской вокруг её «срединного града» — Москвы.
           В 1325 году святитель Пётр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, предсказывая освобождение от золотоордынских ханов и будущее возвышение Москвы как центра всей Руси. Преемник Святителя Петра митрополит Феогност окончательно утвердил в Москве митрополичью кафедру.
          Внук Ивана Калиты святой благоверный великий князь московский Дмитрий Иванович (1350-1389 гг.) получил благословение преподобного Сергия Радонежского на битву с полчищами золотоордынского темника Мамая. Битва состоялась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 1380 года на поле Куликовом,
между реками Доном и Непрядвой. За победу на Куликовом поле народ нарек святого князя Донским.
          Так было положено начало освобождению Руси от владычества Золотой Орды.
 С 1380 года Русской Церковью было установлено литургическое совершение Вечной памяти о всех, павших на поле  Куликовом.
          В.О.Ключевский писал: «Московское государство родилось на Куликовом поле».
         «Органическая сила Москвы», сплотившая русский народ в могучее единое независимое государство, особо ярко проявила себя в годы правления правнука Дмитрия Донского Ивана III Васильевича (1462-1505 гг.). «Стояние на Угре» (1480 г.), закончившееся бегством полчищ хана Ахмата за пределы Руси, ознаменовало конец монгольскому владычеству, терзавшему Русь два с половиной столетия. Летописец записал: «Бежали же татары с Угры, а были наги и босы, ободрались».
           Успешно продолжив начатое князем Даниилом Московским объединение разрозненных княжеств под началом Москвы, Иван III заявляет о себе как о прямом и единственном наследнике всех владений Древнерусского государства, принимает титул «государя и великого князя всея Руси», в ряде документов именуется первым русским
«царем» и «самодержцем».
            В 1453 году под натиском Османской империи пала Византия. Её исторической преемницей становится Московская Русь. В 1472 году великий князь московский Иван III заключает брачный союз с византийской принцессой, племянницей последнего  византийского императора Константина XI Палеолога (1403-1453 гг.) Зоей (Софией) Палеолог, ещё раз подтвердив родство, заложенное во времена Мономахов. После заключения брачного союза Иван III принимает герб Византийской империи — двуглавого орла, который , по словам В.В.Назаревского,  «очень дружно сжился с московским гербом — святым Георгием Победоносцем, поражающим змия».
            Россия завязывает дипломатические отношения с папой римским, германским императором, датским и венгерским королями, венецианским дожем, турецким султаном, персидским шахом. Иностранные послы величают Ивана III царём и цезарем. Так, князь Иверской земли Александр в посланной русскому царю «почтительной» грамоте, называет русского государя «звездой христианского
мира, всесветлым и грозным государем, управой всем князьям».
           Сам же Иван III так понимал свое предназначение: «Мы, Божией милостью государь на своей земле изначала, от первых своих прародителей… и нашим детям от века так быть, как мы теперь есть государи на своей земле».
           Н.М. Карамзин в «Записках о Древней и Новой России» отдаёт Ивану III предпочтение перед Петром I за то, что он, «возвысивши могущество России и заводя сношения с Западом, не нарушил её исторического и народного строя».

                __________________________


           В 1478 году Новгород вошёл в состав Русского централизованного государства. Дальнейшая история Карелии с тех пор связана с Русью Московской.
           За возврат отторгнутой по Ореховскому договору западной Карелии Иван III в 1495 году начал войну со Швецией. Поход русских войск к Выборгу закончился неудачей. В 1496 году русские войска разорили «Каянскую землю» (Северная Финляндия). В августе того же года шведы взяли штурмом русскую крепость Ивангород, но при приближении трехтысячного отряда русских войск и псковских ратников, покинули захваченную крепость. Ивангород — первый русский порт на Балтике, построенный Иваном III, напротив шведской тогда Нарвы.
           Через Ивангород и Нарву проходила так называемая Ганзейская линия — торговый путь, связывающий Русское государство со странами Западной Европы. Однако вступить в прямые торговые сношения с Европой русским людям мешали ливонские купцы, держащие в своих руках все движение товаров.
           В 1497 году между Русью и Швецией было заключено шестилетнее перемирие, впоследствии продлённое правительствами наследника Ивана III — великого князя Василия III (1505-1533 гг.) и его вдовы — великой княгини Елены Глинской (1533-1536 гг.).

               
                -  ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ –

           Великий князь московский Василий III Иванович, завершив объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова, Волоцкого уезда, Смоленска, Рязанского и Новгород-Северского княжеств, стал официально именоваться «самодержцем», «государем всея Руси».Из Послания старца инока Филофея великому князю ВасилиюIII:
          «Храни и внимай, благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твоё, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать!».
          Теория «Третьего Рима», кратким выражением которой стала формула «Москва — Третий Рим», обосновала величие России, как самостоятельного и в политическом, и в религиозном отношении государства.
           В Успенском соборе Московского Кремля, 16 января 1547 года состоялось венчание на царство старшего сына великокняжеской четы — Василия III и Елены Глинской, великого князя московского Иоанна IV Васильевича (1530-1584 гг.). На юного  шестнадцатилетнего царя были возложены знаки царского достоинства: крест
Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн над Иоанном IV было совершено церковное Таинство Миропомазания.
          Как пишет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, «помазание царей святым миром имеет своё основание в прямом повелении Божием. Православный катехизис свидетельствует, что «миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании священным миром частей тела во имя Святаго Духа подаются дары Святаго Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной». Над каждым верующим это таинство совершается лишь единожды — сразу после крещения. Начиная с Грозного, русский царь был единственным человеком на земле, над кем Святая Церковь совершала это таинство дважды, свидетельствуя о благодатном даровании ему способностей, необходимых для нелёгкого царского служения. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения…Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью её течение обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что её ход имеет в основе не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга».
               Н.М.Карамзин отмечал, что «Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле помазанника Божия».

   

                РУССКАЯ ФИВАИДА

     «Мы обязаны монахам нашей историей, следовательно, и просвещением»
               
                А.С.Пушкин

            Монастыри и храмы Карелии испокон веку служили духовными стражами северных границ Руси. Духовенству принадлежала важнейшая роль в деле просвещения народов Русского Севера. А.С.Пушкин в «Очерках по русской истории XVIII века» так пишет о влиянии духовенства на жизнь российского общества: «…греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, даёт нам особенный характер. В России влияние духовенства столь же было благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических. Там оно, признавая главою своею папу, составляло особое общество, независимое от гражданских законов, и вечно полагало суеверные преграды просве-
щению. У нас, напротив того, завися, как и все прочие состояния, от единой власти, но ограждённое святыней религии, оно всегда было посредником между народом и государем, как между человеком и Божеством. Мы обязаны монахам нашей историей, следовательно, и просвещением».
            Святитель Игнатий Ставропольский пишет: «Кто были великие учителя Церкви всех времен? Монахи. Кто объяснил с подробностью её учение, кто сохранил её предание для потомства, кто обличил и попрал ереси? Монахи. Это очень естественно… Монашество не есть учреждение человеческое, а Божеское, и цель его, отдалив христианина от сует и попечений мира, соединить его посредством покаяния и плача с Богом. Милость из милостей Царя царей, когда Он призовет человека к монашеской жизни, когда в ней дарует ему молитвенный плач и когда причастием Святого Духа освободит его от насилия страстей и введет в предвкушение вечного блаженства».
            «Русской Фиваидой» именуются в каноне всем святым в земли Российстей просиявшим (Глас 8 Песнь 6.) земли Олонецкие, Белозерские и Вологодские: «Ликуй, Фиваидо Русская, красуйтеся, пустыни и дебри Олонецкия, Белоезерския и Вологодския, возрастившия святое и славное отец множество, чудным житием всех наставляющее миру не прилеплятися, крест свой на рамена взятии и во след Христу шествовати».
            Термин «Русская Фиваида» введён в обиход православным писателем А.Н.Муравьевым, опубликовавшим в 1855 году свою книгу размышлений о паломничестве по Вологодским и  Белозерским святым местам под названием «Русская Фиваида на Севере».
            Поэтическое название северных русских земель «Северная Фиваида» появилось как сравнение с древнеегипетской областью Фиваидой — известным местом поселения раннехристианских монахов-отшельников в конце III — начале IV века.
            Лаврентьевская летопись сообщает, что в конце XI — начале ХII вв. на берегах Ладожского и Онежского озёр Вотской пятины Великого Новгорода насчитывалось 137 монастырей, 42 из них были карельскими. А к середине XVII века только в одном Обонежье было около 55 обителей.
            С XIV века в центре Карельской земли городе Кореле (Кексгольм, Кякисалми, ныне Приозерск) существовало четыре монастыря, впервые упоминаемые в Переписной книге 1500 года, но возникшие задолго до этого времени: Никольский, Юрьев (Егорьев),Воскресенский и монастырь Иоанна Предтечи.
            На территории исторической Карелии и Русского Севера центрами притяжения паломников издавна были Валаамский, Соловецкий, Коневский, Александро-Свирский, Кирилло-Белозерский монастыри.
            Древнейшим на Русском Севере монастырём   является Спасо-Преображенский Валаамский монастырь — цитадель северного монашества.
            Святитель Феофан Затворник (1815-1894 гг.) обращается к притекающим на Валаам паломникам с такими словами: «У Вас в виду Валаам. Даруй, Господи, утешиться Вам там святым утешением. Наберитесь тамошним воздухом побольше, чтобы хватило не на один год».
            Согласно древнему монашескому преданию, без малого два тысячелетия назад святой апостол Андрей Первозванный прибыл на Валаам. Разрушив языческое капище бога Велеса (Ваала), святой апостол воздвиг каменный крест, предрекая великое будущее Валаама, наступившее через тысячелетие с приходом на остров православных иноков.
            По церковному преданию, основатели Валаамского монастыря греческие священноиноки преподобные Сергий и Герман пришли во владения Великого Новгорода в Х веке, дабы просветить языческие карельские племена светом Христовой веры.
            Крайне скудны исторические сведения об этих великих угодниках Божиих. Их первые древние жития не сохранились. Древний синодик Валаамского монастыря, хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре, является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором преподобные Сергий
и Герман упоминаются в списке игуменов обители.
            Как сообщают новгородские летописи, во время нашествия шведов в 1163-1164 гг. были обретены святые мощи основателей Валаамской обители. Тогда же состоялось перенесение мощей преподобных в Новгород и местное прославление великих подвижников веры, положившее начало их церковному почитанию в пределах
Новгородской епархии. На Валаам святые мощи преподобных Сергия и Германа были возвращены в 1182 году. От возможного очередного нападения со стороны шведов валаамские иноки скрыли святые мощи своих покровителей в могиле, глубоко иссеченной в скале.
            В духовном становлении Русского Севера, в распространении Православия и упрочении его позиций среди карел и других северных народностей неоценима роль валаамских «питомцев»: начиная с XII века — валаамского инока Корнилия, основателя Палеостровского монастыря; в XIII веке — Белозерского князя Глеба Васильевича, устроителя Усть-Шехонской обители; преподобного Арсения Коневского, в XIV веке основавшего Коневскую обитель; преподобных Зосимы и Савватия, на Белом море основавших Соловецкий монастырь; преподобного Александра Свирского, выходца с Валаама, основавшего на Олонецком перешейке между Ладожским и Онежским озёрами Троицкий Свирский монастырь. Сам преподобный Александр воспитал целый сонм угодников Божиих — будущих строителей новых обителей в Обонежье. Его духовными чадами были: преподобные Адриан Андрусовский, Геннадий и Никифор, Корнилий Паданский, Дионисий Сермакский, Ферапонт Вознесенский, Игнатий, Леонид, Феодор Островские, Иона Яшезерский, Кассиан Соломенский, Иоасаф Машезерский и
основатель Сяндемской пустыни валаамский инок преподобный Афанасий Сяндемский.

               


Рецензии
Увидела и поняла, что труд не из лёгких, не каждому под силу.
Интересны события Русского Севера.
Во время ВОв многие ценности нашей страны были уничтожены и опоганены врагами.
А какую войну устроили свои в советское время - не секрет.
Но здесь Вы, Анастасия, рассказываете во всех подробностях о Карелии и истории её
духовного становления с фактами и доказательствами, без лишних слов.
Весь материал ценен и необходим.
Я, признаться, ожидала художественный текст, но и это прочитала с удовольствием.
Спасибо.
С теплом души

Лия Константиновна Телегина   29.10.2021 09:58     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, уважаемая Лия, за уделенное моему труду внимание и развернутый отзыв. Русский Север, судьба его святынь, его героическая и многострадальная история не может оставить равнодушным никого, кто хоть однажды там побывал.
Я же, с 60-х гг. и на протяжение последующих 60-ти лет неоднократно совершала паломничества по самым потаенным святым местам Карелии.
Вот на старости лет и дерзнула поделиться своими знаниями и впечатлениями с читателями, неравнодушными к судьбе Отечества.
И рада, что мои труды так высоко и доброжелательно Вами оценены!
Благодарю Вас!

С глубоким уважением и признательностью -
Анастасия Сергеевна.

Анастасия Сергеевна Соколова   29.10.2021 20:55   Заявить о нарушении
Анастасия Сергеевна,покорно снимаю шляпу за Ваши ТРУДЫ.
С глубоким уважением

Владимир Мишин 4   22.02.2024 10:35   Заявить о нарушении
От всей души благодарю Вас, Владимир, за уделенное моим трудам внимание и отзыв!
Примите мои сердечные поздравления с наступающим днем Защитника Отечества с пожеланиями крепкого здоровья и новых побед на всех фронтах во славу нашей русской литературы и родного Отечества нашего!

Анастасия Сергеевна Соколова   22.02.2024 13:13   Заявить о нарушении
Анастасия Сергеевна,премного благодарен.И Вам всего наилучшего

Владимир Мишин 4   22.02.2024 13:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.