Голосование Зеркало-4

Приветствую вас, дорогие участники и гости Четвёртого Конкурса символической поэзии Зеркало!


Начинаем ОТКРЫТОЕ голосование.

Голосуют только участники конкурса. Кто не проголосовал - выбывает из Конкурса.


На Конкурс поступило 13 произведений.

Все стихотворения размещены в порядке поступления заявок. Каждому произведению присвоен свой номер. Авторство будет открыто в Итогах.


В помощь голосующим - немного из теории символизма.
Что такое СИМВОЛ, его отличие от метафоры:

~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*

«Символ в переводе с греческого означает “знак”, причем знак, понятный только определенной группе лиц. (Например, знак рыбы был у первых христиан и служил своеобразным паролем в условиях преследования христиан язычниками). Так в процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ вырабатывались условные знаки, за которыми стали предметы, мысли или информация.

Только понимая смысловое содержание знака, мы можем испытывать эмоциональное воздействие.

В “Поэтическом словаре” А. Квятковского символ определяется как “многозначный, предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой (поэтом) действительности на основе их существенной общности, родственности”.
Отмечается присущее символу метафорическое начало, “содержащееся и в поэтических тропах, но в символе оно обогащено глубоким замыслом”. Отмечается и объясняется коренная черта символа - МНОГОЗНАЧНОСТЬ:
“многозначность символического образа обусловлена тем, что он с равным основанием может быть приложен к различным аспектам бытия”.

Разнообразнейшие значения знаков-символов не заучиваются нами, а закрепляются во множестве ассоциаций в процессе жизненной и художественной практики.

Ассоциация, то есть создание в сознании человека смысловой или эмоциональной параллели происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом, заставляет зрителя домыслить то, о чем только заявлено, обозначено. От уровня интеллекта, эрудиции и жизненного опыта во многом зависит оценка происходящего.

Часто повторяющиеся символы, обладая излишней доступностью, могут утратить эмоциональность и превратить в штамп. Создание новых символов или использование их в новом, неожиданном значении - это открытие новых связей между понятием и предметом.

Символ очень тесно связан со своими «соседями» - метафорой и аллегорией. При этом важно установить и связь, и, прежде всего, существенные различия.

Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои новые значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом и явлением, которые обозначаются каким-то словом, знаком, и другим предметом или явлением, на которое переносим это обозначение. Однако символ коренным образом отличается и от аллегории, и от метафоры.

Прежде всего тем, что он наделен огромным множеством значений (по сути дела - неисчислимым), и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга.

Формальное отличие символа и метафоры в том, что метафора создается как бы «на наших глазах»: мы видим, какие именно слова, понятия сопоставлены, и поэтому догадываемся какие их значения сближаются, чтобы породить третье, новое. Символ может входить и метафорическое построение, но оно для него не обязательно.»

СИМВОЛ ЖЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ТЕКСТ НЕОЖИДАННО, подразумевая то, что читатель знает его значение, или может ИНТУИТИВНО понять его НЕЗАВИСИМО от контекста.

СИМВОЛ ПРЕДПОЛАГАЕТ ТО, ЧТО ЧИТАТЕЛЬ ОСТАНОВИТСЯ НАД НИМ И СТАНЕТ ДУМАТЬ,  понимая его в соответствии со своим опытом, эрудицией, ИНТУИЦИЕЙ.

Вячеслав Иванов, говоря о символизме и символическом образе, особо подчеркивал МИСТИКО-РЕЛИГИОЗНОЕ начало поэзии, утверждая, что поэт является "устроителем жизни, истолкователем и укрепителем божественной связи сущего."
_________
Из материалов: www.culturescience.ru

~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*


На ОТКРЫТОЕ голосование отводится 6 дней - по 28 МАРТА включительно.


ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ:

ВЫБИРАЕМ ОТ 4 ДО 8 ПОНРАВИВШИХСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - НЕ МЕНЕЕ 4 И НЕ БОЛЕЕ 8 !

И ПИШЕМ ИХ В СТРОЧКУ, СОГЛАСНО НОМЕРАМ В СПИСКЕ КОНКУРСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПУБЛИКУЕМ В РЕЦЕНЗИИ. НИЖЕ - РАЗВЁРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА ОДНО САМОЕ ЛУЧШЕЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЗ ВЫБРАННЫХ (ПО ЖЕЛАНИЮ).

ЗА РЕЦЕНЗИЮ НА ЛУЧШЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РЕЦЕНЗЕНТ ПОЛУЧАЕТ + 1 БАЛЛ к своему результату!

Можно в своей рецензии опубликовать более одного развёрнутого отзыва на несколько произведений, но к добавлению балла рассматривается только один подробный отзыв, раскрывающий собственное понимание символов произведения: что и как увидел рецензент в тексте, какие приёмы ему понравились и тп.
 

Образец публикуемого шорта:
______________________________________
1, 3, 6, 11... (и т.д от 4 до 8 произведений)

Ниже - рецензия на лучшее произведение
______________________________________

ЗА СВОЁ СТИХОТВОРЕНИЕ НЕ ГОЛОСУЕМ!

ВАШ ВЫБОР НОМЕРОВ В ШОРТ СНИМАЮ СРАЗУ ПОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ, МЕНЯТЬ ИХ ПОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ! ЕСЛИ ЗАКРАЛАСЬ СЛУЧАЙНАЯ ОШИБКА - СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ ВЕДУЩЕЙ в комментарии ниже.


ЕЩЁ РАЗ: ГОЛОСУЕМ ПО 28 МАРТА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО.

А теперь - ваши произведения...

Желаю приятного чтения!

~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*



1. БЕЛОЕ БЕЗМОЛВИЕ

Пустошь –
пустыня –
 
беспредельно безмолвие, –
в белизну молчания воплощена.
Серпантины сияния, холодные молнии, –
дикая магия, оглушительная
тишина.
 
Шёпота щепОть
на глыбы-льдины
небо сыплет – звёздные зёрна, –
северные звёзды с тишиной едины –
так же молчаливы,
 
так же
иллюзорны ….


2. Плед пустоты
 
   . . . . Образованье, преобразованье
   . . . . И вечной мысли вечное дрожанье,
   . . . . Вкруг образы всех тварей, словно дым.
   . . . . ("Фауст", ч. 2. Перев. А. Фета)
 
 
Ночь тишина покой двулун
вспоротая бледная губа губа
седая льется как копоть ртуть
мертвая все не ожив вода
 
шёпчутся барханы да скаты дюн
в перешёпоте шёпот кричит
во след не заблудшему путнику
немотою вслух кровоточит
 
путник забрел в глухомань
не вернулся б отсюда и кант
дотянулась лишь чья-то длань
с пустыней южный ковенант 
 
лишь ветра в след на след плащ
лижет следы вслед да в послед
Несет невесомый незримый калач
В россыпи зерен ничей плед


3. Пустынное

Весна.
Как пулею в висок
ввинтилось
зёрнышко в песок,
и капля жжёного стекла
по небу
медленно стекла
на грунт из кремния
и зла...
И вот –
былинка проросла,
как символ хлеба.
Но вырос жёсткий сухоцвет –
в нём жизни нет,
в нём плоти нет...
Бессмертником зовётся он,
пустыней мёртвой
порождён,
но цвет лилов –
от неба.
В нём есть и кремний,
и металл,
в нём каждый стебелёк –
кинжал,
Его с небес не бес
кидал,
а Зевс – в насмешку.
В пустыне вечной
мы живём,
пустыня – наш родимый дом,
миг нашей жизни
невесом –
то ли реальность,
то ли сон…
Судьба:
орёл, иль решка?


4. На радость

Выручка и растрата,
Ценность и новизна...
Радуется старатель
Золоту из свинца:

Клятвенному полону
Дружественной толпы
Жертвенник окраплённый
Вызолотила пыль;

Уникум и конвейер
Вырядили в гламур
Верующих – по вере ,
Знающих – по уму.

Истинностью святыни
Всё определено:
Жаждущему в пустыне –
Глянцевое зерно,

Жертвеннику златому –
Кляняющийся дар –
Это не идиома,
Вдумчиво прочитай.


5. Миражи

Я хожу всё вокруг да около,
Почему-то боюсь тебя,
Может это любовь без отклика
И на сердце твоём – зима.
Я иду вдоль стены лабиринта
Наобум, по наитию, ощупью,
Легче было пиратам Флинта:
Вокруг море и звёзды россыпью.
А в пустыне твоей много солнца,
Но с зерна не растут цветы,
Далеко от воды, от колодца.
Миражи. Мне туда не дойти.


6. Планета Вечность

Космический холод,
Бескрайний песок,
Неистовый голод –
Хоть пулю в висок.

Здесь ночь бесконечна,
Здесь вечность без сна,
Здесь бесчеловечно.
В зените луна.

Ветров не смолкает
Чудовищный свист.
В песках утопает
Заблудший турист.

И выхода нет, но
Возможно одно –
Найти среди плевел
Живое зерно.

Дыханьем согреть и
Слезою омыть,
В песок положить и
Собою накрыть.

Всю душу отдать.
Смерти смерть пережить…
Пустыне отныне
Оазисом быть!


7.  Зерно истины
 
Переплывал в тиши житейский океан
Один в пустынном месте старец Вассиан,
Шалаш построил. Сорок лет в лесной глуши
Жил и молился о спасении души.
 
К нему, узнав об этом, с посохом и без
Шагали пилигримы без дорог сквозь лес.
Не испугало их безмолвие вокруг,
И их душа вела, не зная груз недуг.
 
А ведь когда-то был разбойник он и тать,
Пока не снизошла в лазури благодать.
Ведь не пахал, не сеял, но, упав, зерно,
Взойдёт на почве благодатной всё равно.
 
Небесной птице столько воли не дано,
Врата евангельские старец всё равно
Хотел увидеть, славил столько лет в глуши,
И люди верили в спасение души.
 
От старца уходили, горний видя свет,
Он помогал не пасть душой в горниле бед,
Мирская чаша наполнялась через край,
Ведь впереди их ждал небесный божий рай.


8.  Полёт

Снежная бескрайняя пустыня,
небеса – Малевича квадрат,
только вот дополнена картина,
в ней – луна, и зёрна звёзд горят.

Тишину взрывая бубенцами,
не давая седоку вздремнуть,
поднимая снежный шлейф ногами,
мчатся кони, ввысь торят свой путь.

Он, как Млечный звёздно серебрится,
лёгок, нескончаем конский бег,
то не кони, птица-тройка мчится,
крыльями сбивая звёзды в снег.

Млечный Путь – легко и без усилий,
одолей, не замедляй полёт!
Ночь уходит, Матушка-Россия,
следом, верю, солнышко взойдёт!


9. Челнок прибыл
 
. . . . В небесной пустыне сверкнуло зерно,
        Челнок приземлился, раскрылся, в нём – кто?...


О, небо нашего ума!
Ты – твердь или пустыня света?
Не потерять бы мне зерна,
Не сохранить – посеять где-то.
Оно мало, ему расти,
Сверкнуть и снова в путь идти,
Лететь сквозь твердь, пронзая сердце,
Что прорастило нам в наследство.
Цветок мой аленький простой –
Гори! Гори во мне самой!


10. В пустыне снов

В пустыне снов бесцветность до рассвета –
в ней не всплывёт оазисный мираж.
Лишь рябь песка и зной тоски ответом,
а утром – явь с разматываньем пряж.

Без надобности милость зим и вёсен,
всё меньше час от часа полотно.
Вкрапленьям-зёрнышкам надежд несносных
невсхожести забвенье суждено.

Пойду туда, где ярко-безмятежно –
потянет к кроне солнечной сосны.
Впитаю звуки и тайги безбрежность.
Живу сейчас. И так вторичны сны.

Природа растревожит подсознанье,
и караван красот вернётся в сон.
Припомнится и он мне утром ранним –
в нём саженец водою напоён...


11. Попытки

Мощное пламя выжгло дотла
Всё, что цвело и зрело.
И незабудки пустыня смела,
Яркое стало серым.

Были попытки сеять зерно –
Не прорастало семя.
Грех не простился – грозной ценой
Так отплатило время.

Можно найти оазис добра –
Истина там зарыта.
Если вину отпустить смогла,
Значит – душа открыта.


12. ***

Зерно иль суть какой-то темы
Мы ищем в спорах и поныне.
Дано ли нам решить дилеммы,
Забравшись в мрачные руины?

И старые перебирая книги,
Тщась истины найти намёк,
Как Сфинкса вечные энигмы,
Как слово, что изрёк Пророк.

О, как мираж в пустыне ясен!
С какою силой притяженья,
Волнуя ум, воображенье,
Как сон волшебный, он прекрасен.

Цветущий сад, фонтаны, воды…
Среди пустыни бьёт родник –
Источник он живой природы.
Как и когда он там возник?

Зерно напоено водою –
Живёт, растёт, цветёт оно!
Вдруг меркнет всё… Передо мною
Земля засохшая, зерно.

Как странно всё в подлунном мире:
Вот руку протяни и – Рай.
Но… видится вселенский край
Горящей огненной пустыней.


13. Время жатвы

Сначала цвёл прекрасный сад.
В нём каждый побывать был рад.
Казалось, много дней подряд
Прошло не зря.
Созрели сочные плоды,
А с ними сладкие мечты
Всех довели до слепоты
И до беды.
Сад облетевший загрустил.
Давно был истощён, без сил.
Изъел внутри червь, подкосил.
Зима вблизи.
И рухнул сад, как старый дед.
Лежал под снегом, гол и сед.
Был виден только птичий след.
Хозяев нет.
Когда же солнце припекло,
Сугробы таяли легко.
В ручьях обломки унесло
Вмиг далеко.
Жара стояла без дождей
И становилась злей и злей.
Рисунок трещин средь камней
Нёс пену дней.
Пытались различить в ней знак:
Когда? что делать? сколько? как?
Напрасен поиск, если «брак»  –
Любой пустяк.
И стало пусто на душе.
Росла пустыня – пядь, саже’нь…
Где спрячешь совесть? в шалаше?
Она –  мишень.
Кого все ждали, тот пришёл
И бросил семя, чтоб взошло.
Но чтобы в сердце проросло –
Не хватит слов.
Иной трудился день за днём.
Другой роптал, всё о пустом,
Критиковал: «Зерно не то…»
А что потом?
Кто хлеб имел, раздал друзьям,
А мудрым – семя, каждый сам,
Посеяв, соберёт до ста
По именам.



Картина художника Томаша Алена Копера - для настроения.


Рецензии
Все проголосовали, всем спасибо. Итоги опубликованы здесь: http://stihi.ru/2021/03/29/6352

Маллар Ме   29.03.2021 16:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.