Свобода это сиротство

Человек не рождается готовым. Из чрева матери выходит обезьянка, из которой и вырастет непонятное беспомощное животное, если его не воспитывать, не обучать, не предоставить возможности социализации.
Итак, человеком не рождаются: человеком становятся. И это – задача всей жизни имярека; сиречь младенца, получившего имя, и так начавшего процесс социализации и (с ним) становления человеком. Весь отпущенный природой нашему животному телу срок мы, в числе прочего, учимся быть людьми. За этими словами стоит наше активное участие в названном процессе «очеловечения», который – взятый со стороны социума как производящего сообщества, – часто называют сотворением, созиданием или, напрямую, изготовлением человека.
В культуре Модерна присутствует осознание сказанного выше. Самым популярным свидетельством и, одновременно, литературной формой этого сознания может служить всемирно известная новелла Карло Коллоди «Пиноккио», переложенная Алексеем Толстым на русский язык в виде сказки для детей под названием «Приключения Буратино».

Разумеется, в итальянском оригинале это никакая не сказка, а серьёзное пропедевтическое философское произведение, сюжетом которого как раз и служит персональный онтогенез, или становление новорождённого имярека человеком, изложенное аллегорически и притчеобразно для максимально широкого круга читателей.
Вкратце можно напомнить, что приёмный отец новорождённого, Джепетто был очень бедным и мечтал, в лице сына, выбраться наконец из хронической нищеты. Залогом успеха должен был, по его понятиям, быть выбор счастливого имени для сына. И потому он дал ему имя Пиноккио, в память известного семейства Пино, все члены которого были экономически весьма успешны. Однако, – как неслучайно отмечает Коллоди, – самыми успешными из них были сборщики милостыни.

Сына папе Джепетто подарил его друг столяр Антонио, – что аллегорически намекает на адюльтер. Джепетто, после закономерного скандала, принял бессловесного слепого неразумного младенца (представленного в сюжете поленом неотёсанным) как своего, и дал ему любовное первичное воспитание.
В ходе которого, к вящему изумлению отца, лишь только у младенца открылись глаза и прорезался голос, тот сразу обнаружил склонность к соблазну и дерзости, как если бы в нём изначально был заложен порок; и вскоре разрушил мечты Джепетто. Тот, грешным делом, хотел сделать из него домашнюю куклу для своего утешения в старости, но обманулся: Пиноккио сбежал из дома в мир, как только научился ходить.

Мы не можем здесь излагать всю новеллу Коллоди, укажем лишь на отображённые в ней этапы становления полена – человеком. Сначала, Пиноккио стал марионеткой мира-театра, потом стал жертвой мошенников, затем преобразился в осла, и, наконец, с помощью небесной (с голубыми волосами) Феи, превратился из деревянного подобия в настоящего живого мальчика; вернулся к отцу, взял в руки букварь и пошёл в школу.
В контексте нашего заголовка, в этой персональной истории Пиноккио – символизирующего собой становящегося человека – нас особенно интересует момент соблазнения миром, непослушания отца и бегства из под властной руки его в самовольную жизнь.

Итак, любопытный от природы Пиноккио, высунувший за дверь свой длинный нос, соблазнился внешней жизнью и сбежал. Отец Джепетто, не понаслышке знавший об опасностях города, попытался вернуть мальчишку домой, – тот сопротивлялся…. И тогда на сцене явилась общественная корпорация, именующая себя Республикой и стоящая на страже личной свободы юных граждан, охраняя их персональное волеизъявление от тирании деспотичных отцов.
В лице жандармов Республика арестовала негодного отца, совершающего насилие над ребёнком, и поместила его в темницу. Так, в одночасье, Пиноккио обрёл свободу от родителя, то есть стал сиротой. И тем обрек себя на голодное существование, так как не умел ещё прокормить себя.
Республика, между тем, сделала своё дело, и далее не интересовалась судьбой Пиноккио, – ведь он как свободный гражданин отныне сам отвечал за себя…, получивши из рук Республики величайший и драгоценнейший дар «Свободы»!

Из дальнейшего развития сюжета становится ясно, в чьих интересах действовала помянутая общественная корпорация.
Вернувшийся из заключения папа Джепетто спас Пиноккио от голодной смерти, – сверчок которой из пустого желудка верещал мальчишке об ошибке непослушания отца. Вновь сытый и обласканный Пиноккио проникся естественной любовью к отцу, но пока ещё не вошёл в разум.
И папа Джепетто, сознававший необходимость образования для сына, продал всё, что имел, – оставшись буквально «гол как сокол», – чтобы отправить сына в школу.
С полученными от отца деньгами Пиноккио отправился в мир за образованием. Тут-то его и встретили мошенники, якобы принявшие горячее участие в его судьбе, а на деле хотевшие завладеть его деньгами. Но не грубо ограбить, нет! Недоделанный свободный гражданин Пиноккио Джепетович сам, по доброй воле, без сожалений и сопротивления, должен был отдать им свои деньги. И они, предложили ему как бы рационально свободно вложиться в их предприятие, якобы приносящее тысячу золотых на один вложенный в дело.
Ясно, однако, что разум не может верить в возможности таких баснословных прибылей. Потому мошенники прибегли к психологической манипуляции, сыграв на чувстве любви к отцу и совести Пиноккио, напоминавшей ему о его вине в отношении отца: вине, которую он хотел бы искупить. Такую возможность и предложили ему мошенники.
 – Ведь ты хочешь, чтобы твой папа выбрался из подвальной каморки и зажил во дворце с фонтанами в саду? – сказали они.
Спрашивается, – как неразумный мальчик, ведомый пока что, в основном, эмоциями, мог устоять перед таким предложением!?
В итоге, мошенники завладели деньгами, предназначенными на получение образования, и тем прервали становления Пиноккио из персонажа балаганного театра человеком. Он остался деревянной марионеткой, манипулируемой Кукловодом.
Откуда становится ясно, на кого работала жандармерия; и почему разбойники попросту не ограбили Пиноккио, но предпочли обманом соблазнить его.
Кукловоду, на которого работает республика, нужны свободные от всякой власти марионетки, сиречь манипулируемые сироты, и разбойники вынуждены считаться с Кукловодом и играть по его правилам – ведь иначе он может натравить на них своих псов, жандармов! Поэтому они встраивают свои лживые декорации в его театральные сцены…
Из понимания такого мироустройства, вполне раскрытого Карлом Коллоди, исходит заглавие нашего очерка: «Свобода – это сиротство»; культивируемое с целью не допустить нашего становления человеками, а оставить нас на стадии кукол уличного театра. Это – промысел Дьявола, извечного Врага Бога и убийцы человека.
Потому о либеральном мире давно известно, и не нами сказано, что «Сатана там правит бал».

Возвращаясь к теме становления человека, как его представил Коллоди в образе Пиноккио, можем отметить, что когда Пиноккио, поняв, что обманут, захотел вернуть себе свои «три золотых», мошенники раскрыли свою разбойничью сущность, и уже грубой силой изъяли у него деньги, оставив умирать повешенным на суку, обличая тем самым его деревянную природу.
Здесь его нашла добрая Фея и принялась выхаживать его, а именно – лечить от соблазна горьким лекарством правды, которое буратино не хотел принимать без сладкого сахара лжи.
 – Нет! Сначала сахар! – говорил он. То есть: обмани меня; правда слишком горька!
Так, вылечившись от соблазна быстрого осуществления мечты путём спекулятивного обогащения, Пиноккио, наконец, купил Букварь и отправился в школу; ставши, благодаря небесной Фее, живым мальчиком, оставив деревянную марионетку в своём прошлом.
В добрый путь, Пиноккио! И помни заветы Отца, чтобы не стать вновь жалким беспомощным сиротой: то есть, свободным.

В заключение можно отметить, что имя отца Пиноккио, Джепетто, или Иафет, может рассматриваться как обозначение европейца. Таким образом обозначена целевая аудитория повествования

(В качестве иллюстрации использован рисунок Фредерика Ричардсона)


Рецензии
Очень интересно, спасибо

Саша Степушкин   08.04.2021 17:18     Заявить о нарушении