Записки о поэзии Игорь Северянин

                ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН (1887-1941)

  Игорь Северянин -  поэтический авторский псевдоним Игоря Васильевича Лотарева. Родился поэт в 1887 году в Петербурге.
  Публиковаться начал в 1905 году в провинциальных газетах. С 1905 по 1912 год выпустил за свой счёт целый ряд небольших (до двадцати четырёх страниц) книжек.

  Первый свой сборник, изданный в столице в 1913 году – «Громокипящий кубок», принёс шумную славу. Предисловие к книге написал Фёдор Сологуб. Очень похвально отозвался о стихах и Валерий Брюсов, который впоследствии, в 1915 году, написал подробную статью, посвящённую трём сборникам И. Северянина: «Громокипящий кубок», «Златолира» и «Victoria Regia».

     Казалось бы, вот она слава автора, поэта, обусловленная его ярким талантом. Однако даже сам  Игорь Северянин считал её двусмысленной:

             «Двусмысленная Слава»
            Моя двусмысленная слава
            Двусмысленна не потому,
            Что я превознесён неправо,
            Не по таланту своему, -
      
            А потому, что явный вызов
            Условностям – в моих стихах
            И ряд изысканных сюрпризов
            В капризничающих словах.

            Во мне выискивали пошлость
            Из виду опустив одно:
            Ведь кто живописует площадь,
            Тот пишет кистью площадной.

            Бранили за смешенье стилей,
            Хотя в смешеньи – то и стиль!
            Чем, чем меня не угостили!
            Каких мне не дали «pastilles»*… 
             *  -  (пилюли)
          
   27 февраля 1918 года на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был провозглашён «королём поэзии». Второе место занял Владимир Маяковский. Северянин, как и многие не принял революцию и в марте 1918 года уехал в Эстонию. Живя за пределами России, поэт выпустил несколько книг: «Вервена» (1920), «Менестрель» (1921), «Фея Eiole» (1922), «Падучая стремнина» (1922), «Соловей» (1923),  «Роса оранжевого часа» (1925), «Колокола собора чувств» (1925), «Классические розы» (1931), «Адриатика» (1932), переводил стихи эстонских авторов.
   Игорь Северянин остро чувствовал разлуку с родиной, мечтал вернуться.
   Он прожил короткую яркую жизнь настоящего поэта, глашатая своего времени. А каким видели это время другие творческие люди России?

   11 февраля 2021 года памятная дата – 110 лет со дня рождения инженера, мемуариста, заключённого - Дмитрия Панина. Вот как он описывал первые годы после революций 1917 года.
    Так называемая «февральская революция» ознаменовалась в моей детской памяти резким нарушением порядка, вежливости, обходительности. Началась эра грубости, ругани, хамства, зловещих митингов, грязных не подметённых улиц, налузганных под ногами семечек, застреленных собак, валяющихся на кучах снега, потерявших выправку солдат, шатающихся толпами, напряжённых разбойничьих лиц вооружённых молодых людей; исчезновения городовых, непрестанного звучания слова «слабода», оправдывающего любую низость. Вслед за этим позором, как из рога изобилия посыпались обыски, облавы, аресты, расстрелы… началась разруха, голод, холод…
    Таким оказался фон, действительность за окном у поэта Игоря Северянина.
Но поэта ожидал ошеломительный успех в тиражах его книг. По данным на конец 1918 года было продано свыше 31000 экземпляров  1 тома «Громокипящий кубок». Том 2 – «Златолира» -шесть изданий и тираж 9800 экземпляров. Том 3 – «Ананасы в шампанском», четыре издания с 195 года – 12960 экземпляров! Следующие тома поэта также имели большой успех. Общий тираж  произведений Северянина достиг внушительной цифры – 86 138 экземпляров! Какими стихами был обусловлен такой успех?
        - Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
          ……………………………………………………
          Я сливочного не имею, фисташковое все распродал,
          Ах, граждане, да неужели вы требуете крэм-брюле?
          Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа
          На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирэле.
Или вот ещё:
          Затянут в чёрный бархат, шоффэр – и мой клеврет –
          Коснулся рукоятки, и вздрогнувший мотор,
          Как жеребец заржавший, пошёл на весь простор,
          А ветер восхищённый сорвал с меня берэт…

   Именно так, для простого народа, чтобы быть ближе к нему в вывертах слов, когда вместо шофёра пишется в строку «шоффэр». Так «изысканее».

   И его набившие оскомину, ставшие нарицательным строчки:

          Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
          Удивительно вкусно, искристо и остро!
          Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!
          Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

   Это один стиль Северянина, и лично мне приходят ассоциативно на память некоторые строки уже Владимира Маяковского в таком же девизном, глашатайном стиле. Вопрос: а не позаимствовал ли последний после успеха Северянина этот стиль в своём творчестве?

    В тот рубежный 1913 год дому Романовых исполнилось 300 лет, Северянину – 26, Маяковскому – 20, Есенину и того меньше – 18 лет! Славному вождю русских символистов Брюсову осталось жить 11 лет, а Александру Блоку ещё предстояло написать «Двенадцать» и «Скифы».
   Но был и другой, лиричный Игорь Северянин, написавший много красивых строк, лирически утончённый поэт.

                …Люблю октябрь, угрюмый месяц,
                Люблю обмершие леса,
                Когда хромает ветхий месяц,
                Как половина колеса…
Или вот эти строки:
                Вы помните прелестный уголок –
                Осенний парк в цвету янтарно-алом?
                И мрамор урн, поставленных бокалом
                На перекрёстке палевых дорог?

   Такое впечатление, что написал эти замечательные строки совсем другой, умный, образованный в искренних чувствах человек. Он тонко подмечает красоту природы в традициях русской поэзии и литературы.
   Но в его творческом портфеле мы находим и такие помпезные бравурные строки триумфатора:

               Я, гений Игорь Северянин,
               Своей победой упоён:
               Я повсеградно оэкранен!
               Я повсесердно утверждён!

   Перу Игоря Северянина принадлежит интересное стихотворение, в котором автор мастерски демонстрирует свой творческий талант. Речь идёт о сонете, заключенном в акростих «В-А-Л-Е-Р-И-Ю Б-Р-Ю-С-О-В-У.
   И всё же одним из лейтмотивов творчества Северянина стала ироническая подача материала перед зарвавшейся толпой современников из числа богатых сытых обывателей.

               Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
               Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
               Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
               Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

В поэтическом наследии Игоря Северянина много лирических, красивых стихов. Помните, известные строки:

                «ЭТО БЫЛО У МОРЯ…» (поэма-миньонет), 1910г.
                Это было у моря, где ажурная пена,
                Где встречается редко городской экипаж,
                Королева играла – в башне замка – Шопена,
                И, внимая Шопену, полюбил её паж…

И, наконец, не могу пройти мимо этих замечательных строк:

                «СИРЕНЕВЫЙ НОКТЮРН»
                В твоём саду бокальчики сирени
                Росою наполняют смеющийся Июнь,
                И сердце утопает в мелодиях курений,
                И сердце ускользает в развеянную лунь…

   Игорю Северянину принадлежат стихи – медальоны, посвящённые известным творческим публичным современникам поэта. Так мы находим стихи к Есенину, Блоку, Ахматовой, Зощенко, Брюсову, Бунину, Гиппиус, Горькому, Цветаевой. Безусловно не всем пришлись по нраву эти строки, в которых автор на всеобщий суд открывал личную жизнь и даже сокровенные чувства некоторых в их личной жизни. Кому это понравится?

   Возможно по этой причине Анна Ахматова в своей книге «Десятые годы» Издательства МПИ, Москва, 1989г., в письмах о 1910 годе, так упоминает о Северянине:
   «Конечно, в это, как и во всякое другое время, было много безвкусных людей, (например), Игорь Северянин и дутых репутаций, - подозрительна также «слава» Брюсова». Вот таким было мнение Ахматовой о Северянине.

    Умер поэт в 1941 году 20 декабря в оккупированном фашистами Таллинне.

                Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой,
                Не предавал тебя ни мыслью, ни душой…

   Сам он мог смело и скорбно написать о себе, о своём творчестве, обыграв знаменитые строки из стихотворения «Розы» Ивана Петровича Мятлева, острослова, стихотворца-любителя, чьи стихи и куплеты ценили Пушкин, Вяземский, Лермонтов.

                Как хороши, как свежи будут розы,
                Моей страны мне брошенные в гроб!

   Именно эти строки выбиты на его могильной плите на русском кладбище в Таллинне.
PS В одном из своих стихотворных произведений поэт обозначил себя, как «экофутурист».
NB. Каждый год на Внутреннем Городском кладбище Таллинна в день рождения и смерти поэта Игоря Северянина собираются люди, поклонники таланта, литераторы, чтобы почтить память и возложить живые цветы на его могилу.

     Исследуя творчество Игоря Северянина, я написал два стихотворения, посвятив их мастеру поэтической строки. Они опубликованы на моей страничке портала стихи.ру:
это стих «Северянин» и «Ода».

 В материале записки использованы следующие источники:
1. Судьбы поэтов серебряного века, М., Из-во «Книжная палата» 1993г.,
2. Игорь Северянин, Лирика, Ленинград, Изд-во «Детская литература,1991г.,
3. Игорь Северянин, Лирика, Минск, Изд-во «Харвест» 1999г.,
4. Анна Ахматова, Десятые годы, М., Изд-во МПИ, 1989г.


Рецензии