Часть пятая ан-12 африка

                I  Начало полётов

Вот я в Джанкое. Как оказалось, 369-й Отдельный Ясский Краснознамённый Военнотранспортный полк, выполняет в основном международные задания Генштаба. Значит при благоприятном стечении обстоятельств, и добросовестной службе, есть шанс повидать Мир.
Наземная подготовка. Занятия в классах, на аэродроме, на борту самолёта. Потом вывозная программа, полёты с инструктором. Сначала допуск на самостоятельные полёты в районе аэродрома, затем по маршрутам вне трасс, и основной – на полёты и ведение радиосвязи по трассам МГА. Через год, если повезет, могут отправить заграницу, сначала с инструктором, а далее уже и самостоятельно.
Целый месяц не пропуская ни одних полётов, днём и ночью, летать, летать, летать. Получен допуск в районе аэродрома и вне трасс. Теперь необходимо ждать, когда отправят в командировку с инструктором. Но конец года, я за штатом (в экипаж определят с нового года), я ищу квартиру и уезжаю в отпуск в Николаев. Там уже заждалась Валентина, мы играем свадьбу и уезжаем вместе к месту службы. В Николаеве был магазин «Юный техник», там продавали радиодетали и некондиционные телевизоры. Я выбрал такой, что можно отремонтировать самому, с небольшими поломками, отремонтировал, и в новой семье был свой цветной телевизор. Можно было готовиться к командировкам и не переживать, что молодой жене будет скучно сидеть одной дома и ждать меня из полёта.
Новый Год. Меня определили в экипаж капитана Анатолия Маслова. Первая командировка в Таганрог. Там был авиазавод на котором делали капремонт самолётов Ан-12. Туда экипаж везли как пассажиров, а я с инструктором получал допуск к самостоятельным полётам по трассам МГА. Инструктор со своим экипажем вернулись домой, мы с экипажем Маслова и техниками приступили к приёмке самолёта.
Первая ночёвка в заводской гостинице. Соседний экипаж тоже принимает свой самолёт. Мы знакомимся. За знакомство предлагают выпить спирт. Я хотел его разбавить, но мне строго настрого запретили. Пришлось в первый раз попробовать выпить чистый спирт. Ничего, получилось. Наутро перед завтраком решил немного выпить разбавленного. Наливаю в стакан и добавляю воду из под крана… Вся жидкость моментально побелела, и посыпались крупные хлопья, как снег. Зрелище ужасное! Командир смеётся и говорит, что меня предупреждали, а старших нужно слушаться.
Вода в Таганроге пахнет сероводородом, пить её вообще нельзя, а суп и компот в столовой можно есть только после некоторой тренировки.
Город Таганрог мне понравился. Маленький, уютный, как все южные приморские города. Ходил в дом А.П.Чехова, гулял по набережной, одним словом отдыхал между неудачными попытками облетать самолёт.
Приёмка шла целый месяц, вместо положенных четырёх дней. Всякий раз приходя на аэродром для облёта самолёта, находились неисправности, которые требовали нескольких дней на усронение, мы возвращаемся в гостиницу и продолжаем отдыхать, пока не доложат об устранении. И так продолжалось 34дня! Когда уже всё, что можно было устранили и после испытательного полёта вокруг завода мы пришли на вылет домой, оказались спущенные колёса. Заводским механикам пришлось ещё и все колёса новые поставить. Вот такая у меня была первая командировка.
Через пару недель летим на остров Новая Земля. Так же интересная получилась командировка. Лето, июнь месяц, на улице +4 градуса жары, вода в Северном Ледовитом океане +5, срывается лёгкий снежок. Мой первый океан. Искупался не по своей воле, экипаж заставил, говорят традиция, как крещение. Вода,  сказать бодрящая – ничего не сказать. Стакан спирта влил в себя и не почувствовал. Кстати за полярным кругом водки нет, она зимой замерзает, продаётся «спирт питьевой», специально для северных районов, а бутылку пива меняют на целую рыбину кеты или чавычи, горбушу за рыбу вообще не считают, ей кормят собак, а совсем пересушенной топят печку.
Ещё куда то слетали, уже не помню. Потом Командира, капитана Маслова списывают на землю, за неспособность управлять экипажем (Юра Левшин, штурман, бухал страшно, и даже в полёте умудрялся выпить и правильно вести самолёт, кто-то из пассажиров «стуканул», и их обоих сняли) Маслова назначили диспетчером, и я ещё много лет слышал в эфире голос моего первого командира.
Начинал службу в третьей эскадрильи, Командиром был Князев, у него вторым пилотом летал Валера Гредин. Он был комсоргом эскадрильи, а я его замом.
Замполит предложил вступить в КПСС (кстати, он тоже из Николаева), я согласился. Собрал рекомендации от старых коммунистов, изучил Устав и поехал в Политотдел Дивизии, в Мелитополь. Меня приняли Кандидатом в члены КПСС, а комсомольский билет, как комсомольскому работнику оставили «на вечное хранение», досихпор помню номер №17188965.


                II Мозамбик

Мой новый командир экипажа Коля Сыпочев с ним мы готовимся в длительную командировку. Открывалась новая точка Мозамбик. Там из наших ещё никто не был. Готовимся месяц. Изучаем маршрут перелёта, аэродромы на территории Мозамбика. Жена с дочерью остаются ждать меня в Джанкое (к тому времени уже появилась на свет первая дочь Ирина).
 
Перелёт в Ташкент, аэродром Восточный, там ночёвка, граница, таможня и вылет за пределы Родины. Первая посадка на дозаправку в Карачи, Пакистан. Страна для нас не дружественная. Из самолёта выходить нельзя, только техник на заправку и штурман к диспетчеру за разрешением на вылет. Туалет в ведро в грузовой кабине, покурить можно там же, смотрели на аэродром только в элюминаторы. Разрешение получено, взлёт и дальше на юг к Красному морю. Следующая посадка с ночёвкой в Адене, Южный Йемен. Открывается дверь самолёта и оказываешься в парилке. +50 градусов, влажность близка к ста процентам, вся одежда мгновенно промокает и запах чужой земли, который невозможно ни с чем перепутать. Вспомнилось у Пушкина - «…там Русский дух, там Русью пахнет…». Впоследствии во многих других странах я стал замечать, что в каждой местности по-разному пахнет воздух. Не плохо, не приятно, просто по-другому…
Привезли в посольство, накормили, уложили спать. Спать в такой жаре можно только с кондиционером, а он грохочет и дует сильно. В то время кондиционеров у нас ещё небыло, а в жарких странах без них не обойтись, но конструкции не совершенны и гремят ужасно. Вобщем спали не спали, а утром дальше на вылет через Аденский залив в Индийский океан.
В Аденском заливе к нам пристраиваются Американские «Миражи», сопровождают совсем близко, так что можно лицо пилота рассмотреть, перестраиваются, в развороте показывают свой боезапас с ракетами под плоскостями. Было страшновато сначала, но привыкли, наблюдали друг за другом больше часа. Я передал в Москву радиограмму, что нас облётывают «Миражи» с эмблемами США, получил подтверждение продолжать следовать своим курсом и сообщать каждые 15 минут об обстановке в небе. Углубились в открытый океан, «Миражи» отвернули и ушли в сторону своего авианосца.
Дозаправка на Сейшельских островах, остров Виктория. Аэродром очень интересный, но и довольно опасный. С одной стороны взлетно-посадочной полосы Скала, с трёх сторон океан. Чуть промахнулся и в скалу или в воду. Романтика! На стоянке все вышли, фотографировались, сходили в ресторан пообедали, отдохнули после перелёта и ночёвки в Адене. И дальше на юг, мимо Мадагаскара, в Мапуту, столицу Мозамбика.
Встречали нас с почестями. Впервые прилетели на длительную работу два больших самолёта из Советского Союза. Сначала отвезли в гостиницу, накормили, разместили на ночлег. Утром был приём в министерстве обороны Мозамбика с царским банкетом. Еда и напитки, всё из Европы, из экзотики только местные фрукты. Негритянские генералы с женами и члены правительства, весь свет Мапуту.

Поздравления с прибытием, и началом интернациональной помощи освободившемуся от португальского колониального рабства народу Мозамбика.
 
До позднего вечера продолжалось общение и знакомство с местными обычаями, нравами.
К стати, утром нас всех по одному сфотографировали, совсем в непринуждённой обстановке, многие даже и не поняли, для чего их снимают, но вечером в конце банкета всем выдали удостоверения личности для беспрепятственного перемещения по всей стране.
Вот я уже в Африке. Начинают сбываться детские мечты о дальних странах и полётах в неизвестное…

Первый рейс на «аэродром» Уамбо. Аэродромом это можно назвать с большой натяжкой. Грунтовая полоса в джунглях, на ней пасутся коровы. Необходимо два раза пролететь низко, над самой полосой, чтоб разогнать коров и разбудить «диспетчера». Потом уходишь в зону ожидания и ждёшь ответа диспетчера о разрешении на посадку по правилам визуального захода.
После выключения двигателей со всех щелей выползают местные жители. В основном дети голые полностью и женщины с висящими до пояса грудями.
Через полчаса подходят мужчины и начинают разгружать самолёт. Груз сразу растаскивают женщины и дети. Затем приезжают военные, ставят оцепление, охраняют груз и ловят тех кто не успел скрыться.
Возим в основном продукты: сгущёнку, макароны, сахар, муку, вяленую рыбу. Иногда бывают только военные грузы. Патроны, гранаты, и прочие боеприпасы. Тогда первыми на выгрузку приезжают военные.
Полёты по стране начинаются с первой контрольной точки: LP (Лима ПапА) – речка Лимпопо. Вспоминаешь сказку про доктора Айболита, оказывается он лечил обезьян и пострадал от Бармалея в Мозамбике, возле Мапуту, на берегу Лимпопо!..
Подход к аэродрому Мапуту, так же начинается с пролёта контрольной точки Лима ПапА.
И ещё о сказке. Там есть речка ЛимпопО. Где гуляет гипопО. Прилетели к нашим ребятам, они стоят на берегу Лимпопо, охраняют мост через реку. Бегемоты в Лимпопо очень кровожадные. Женщины приходят на берег стирать бельё, и каждый раз кто-то не возвращается. Может унести крокодил, а чаще сжирает бегемот. Наши солдаты показывали охоту на бегемота. Автомат Калашникова не берёт. С подствольного гранатомёта стреляют в открытую пасть и вот после этого можно зацепить тросом тушу, чтобы вытащить его на берег. Мясо не отличается от свинины, только сала с полметра, и шкуру есть нельзя. Остаток мяса моментально растаскивает босоногая ватага маленьких «пендосиков», (взрослые не подходят к делёжке, наверное боятся, и посылают детей, их русские солдаты не тронут, и обязательно угостят). Вспоминаю «котлетки из гипопотамчика», -  вкуснятина неописуемая. Ну и конечно просто мясо жареное на углях. От свинины не отличить.

Теперь о «пендосах». Как проехали по городу, обратили внимание – на каждом перекрёстке висят плакаты «Vivat Andapandons!» - (Даздравствует Независимость). Они на каждом углу восхлавляли свою независимость от Португалии, и наслаждались обретением Свободы. От туда мы и стали называть этих «патриотов» Пендосами. Со временем слово «пендос» перешло ко всем освободившимся от колониального ига африканцам, а сегодня им называют выходцев из Африки с не очень культурными манерами. Мне иногда приходится объяснять молодым людям, что это слово означает, и как я и мои товарищи ввели его в оборот.

С первой зарплаты заказываю в посольском магазине музыкальный центр Национал Панасоник, присылают из Японии новенький аппарат – двухкасетник; FM радио; колонки на 120ватт; и самое главное – автоматический проигрыватель на шесть пластинок!!!, DOLBY, квадро выход, и прочие новшества… Рядом с гостиницей был магазин грампластинок, я стал самым частым покупателем. Даже брал новые пластинки для перезаписи, и возвращал на следующий день.
Купаться в бухте Мапуту нельзя. Мусором завалены все берега. Нас возили очень далеко от города. Там чистое побережье, но две неприятности. В отлив Индийский океан отходит очень далеко от берега и на пляже можно играть в футбол, а в прилив вода быстро подходит к берегу, но мелко, как на Арабатской стрелке. Купаться сложно – воды по колено. Вторая неприятность – это обезьяны. Их на пляже тьма. Одежду нельзя оставлять без присмотра, тащат всё, что можно. Но для нас это даже интересно, развлекались, как могли.
Купаться в Индийском океане можно только в Бенгеле. Берег с белоснежными песчаными пляжами, океан чистый, с богатой растительностью, и многообразием рыб. Вода круглый год около 28и градусов и кристально чистая. Видимость под водой такая же как и на воздухе. Но в Бенгелу командировки не часты, и лететь туда более двух часов. Поэтому с океаном в Мозамбике мы встречались не часто.

Как-то раз в гостинице кончилась вода.
После двух дней без неудобств, мы обратились к администрации и нам сообщили, что сломался насос.
Авиационные техники смогут справится с любыми насосами! Спускаемся в подвал. Картина ужасная. Бассейн под всей гостиницей, вокруг полчища крыс, на стенах, по полу бегают не стесняясь, в бассейне плавают дохлые крысы. С отвращением отремонтировали перегрызанный кабель, вода пошла, но даже ноги после этого мыли только кипяченой водой.

Недалеко от гостиницы португальское кладбище. Город в городе, со своими улицами и «небоскрёбами». Можно часами бродить между склепами с фотографиями, бюстами, надписями, картинами из мозаики. Красиво, величественно, и как то не по-нашему интересно. Во многих склепах живут пиндосы, варят еду, стирают бельё, воспитывают детей. Там идёт своя, не понятная для нас жизнь.
В те дни, гуляя между этих склепов родилась тема для стихотворения, написанного много позже:

А жизнь идёт без передышки,
Не прекращаясь ни на миг.
Идёт, когда читаем книжки.
Когда спешим на чей то крик.

Идёт. В пылу мы или в дрёме.
Затишье нынче или бой.
Идёт, когда сырые комья
Стучат по крышке гробовой…

Второй и главный толчок к написанию этих строк  был уже в Анголе. Когда наши самолёты не возвращались в Луанду. А мы продолжали летать, и старались отдыхать между полётами как в последний раз, разговаривали с домом по два часа, не обращая внимания на большие цены на международные звонки из Анголы в Украину… Но это уже совсем другая история.

Как везде в мире, после обретения независимости, и в Мозамбике не исключение, начинается гражданская война. Местные кланы делят власть. Основные силы расположены в столице и в крупных селениях, там есть аэродромы, мы подвозим для войск провизию и боеприпасы. Между крупными селениями прерия и джунгли. Там своя власть, разные племена борются за влияние. Такие конфликты длятся десятилетия. Их подпитывают ЮАР и США. Вот и получается США и СССР воюют за влияние в Африке, но в основном чужими руками…

Подьём по тревоге. Группу Советских геологов похитили в районе Пембы. Мы трое суток, на предельно малых высотах, летаем над саванной и высматриваем костры или группы людей с надеждой найти похищенную группу. Но всё тщетно…

Шесть месяцев прошли, как один день. Опять дома. Привёз музыкальный центр – жена в ярости – не мог что-то путное купить, или денег больше привезти.
Занимаю у друга немного денег, еду в Москву и покупаю Жигули ВАЗ 21013, бежевого цвета.

Кандидатский стаж успешно пройден, выполняя интернациональный долг за пределами Отечества.
Меня приняли в члены КПСС.
После очередного отпуска начнётся подготовка к командировкам в Анголу. А пока в отпуск. К морю, потом в Николаев, Одессу. Там валютные магазины. Жена накупит барахла и успокоится. Занимаю у товарища немного денег, под будущую командировку, и покупаю в Москве ВАЗ 21013. Самый модный в те времена цвет – тёмный беж.
Проехав 1700км. до Джанкоя ложусь спать, а утром машина не заводится?! Новая, на гарантии, пришлось менять аккумулятор. Во всём остальном «ласточка» была на редкость послушная, нареканий не имела.

После отпуска весь экипаж отправляют в Фергану.
Они будут менять наши экипажи в Мозамбике, и нам предстоит подготовить их к перелёту на место и условиям работы на Африканском континенте. Работаю немного инструктором, ко мне обращаются – Юрий Григорьевич! Чувство гордости и понимание важности приобретенного опыта. Закончив обучение накупаем ферганских дынь (краснуха) и винограда (кишмиш), возвращаемся в Джанкой зная, что кроме нас в Мозамбик ни кто из Джанкоя больше не полетит.


                III Ангола

Подготовка как обычно – изучение схем аэродромов, составление плана перелёта, закупка продуктов на длительное время (по возможности), всё как всегда.
Закатываем солёное сало в банки, сушим сухари из ржаного хлеба, селёдку покупаем в банках, и прочие продукты длительного хранения, которые в Африке купить невозможно. Главный продукт – водка! Её можно провозить через границу не более двух бутылок… Прятали в самолёте, кто где смог придумать. Для ремонта самолётов группы нам погрузили бочку с краской 200литров. Мы придумали опустить в бочку бутылки с водкой на проволоке, привязав их к крышке. Вместилось 23штуки!

Подготовка закончилась. Вылет на таможню в Одессу, оттуда первая ночёвка в г. Тёкель, Венгрия.
На утро летим в Алжир на дозаправку. Северная Африка. Первое впечатление – вокруг стоянки трава, как везде, но здесь – укроп по пояс высотой! Далее через Сахару в Гвинею. Встречают представители посольства СССР. Везут в «гостиницу». Почему в кавычках? Просто это назвать гостиницей можно с очень большой натяжкой. Спальное место под накомарником, туалет на улице, ужин своими силами, чем Бог послал, и на «свежем воздухе», под градом комаров.… Но вроде отдохнули, утро, опять в полёт…
Перелёт до Луанды по Атлантике. Нет ни каких ориентиров, спасибо штурману и системе навигации самолёта Ан12! Приходим прямо на дальний привод Луанды. Зона ожидания, заход на посадку. На стоянке открываем двери – воздух с особенным запахом ударяет в ноздри. Тогда как бы не придал значения, но впоследствии, сколько раз прилетал в Луанду, воздух, ни с чем не сравнимый, узнаётся мгновенно, даже через десять лет, как бы из другой жизни, но об этом позже…
Прилетели, нас встречают все в группе (12 экипажей с техниками и группами обслуживания). Разгружаем самолёт, собираем свои вещи, включая спрятанную водку, едем в гостиницу.
Приехали в гостиницу “Globo”.
На первом этаже «Rtsepshen» отсутствует. Охрана – два «пиндоса» с автоматами. Второй и третий этажи полностью наши. Занимаем свободные комнаты, готовим ужин и отдыхаем. Пробуем водку из бочки с краской, пить невозможно – чистый ацетон! Решили оставить «на дожатие», впоследствии вся ушла как так и надо…
Начинаются полёты по стране. Власть, как и в Мозамбике, только на аэродромах.
Вечером, после ужина, совещание командиров экипажей у старшего группы. Там доводят план полётов на завтра и подводят итоги прошедшего дня.
Затем командиры собирают свои экипажи и доводят план на завтра, небольшое обсуждение и отбой.

В первой командировке в Анголу я был в экипаже замполита майора Никитенко, жил в комнате со стрелком Юрой Ефремовым. Кондиционера в комнате небыло, спали под накомарниками (это такой балдахин из марли, на четыре кола натягиваешь над кроватью и спишь), спасаясь от малярии. Многие болели малярией, некоторые не по одному разу. Меня Бог миловал, ни разу не подцепил… Ещё в Мозамбике доктор научил – после полётов 100грамм джина, в течении дня минимум одну бутылку тоника, обязательно каждый день. От джина пот пахнет можжевельником, комары не кусают, а если один-два укусят, то хинин, который в тонике – убьёт слабый вирус. Вот так и спасался!

Первый полёт в Кабинду. Там стоял наш борт, который выкатился за полосу при посадке под проливным дождём. Его ремонтировали, мы привезли запчасти и ту самую краску, в которой прятали водку…
Взлёт, набор 130го эшелона в сторону океана, том ничего опасного, только наши корабли, по океану на север, правым разворотом курс на привод Кабинды, только следить за вертолётами с нефтяных вышек, они летают часто и на малой высоте. Мы снижаемся, запрашиваем посадку, садимся. В общем ни чего необычного.

Отступление : Кто не знаком с авиацией, советую прочитать воспоминания переводчика в Анголе.
(Сергей Жуклин.Полёты – воспоминания бортпереводчика 27.06.2014г.)
И от себя: про ужасы войны писать сегодня не буду, это действительно страшно, не подумайте, что мы отдыхали на курорте, наши пацаны гибли, мы видели страдания местного населения, но о войне нужно писать отдельно… Конец отступления.

Заруливаем на стоянку, нас встречают наши техники из ТЕЧ. Разгружаем самолёт сами, с помощью техников. Вышли на стоянку, осмотрели борт,  выкатившийся за полосу и отремонтированный нашими техниками. Осталось только покрасить той краской, которую мы привезли.
Пригласили на обед в аэропорту Кабинда. Весьма не плохо, учитывая, что я гурман, люблю пробовать блюда той страны, где сей час нахожусь, обед мне понравился, что подавали, честно сказать – не помню… В последствии я всегда заказывал местные блюда, чтобы понять как живут люди в данном регионе. Но это всё потом, потом, потом…
Обратно вылетаем в Луанду. Время уже под вечер. Полета минут 40-50. Вроде нет проблем… Взлёт на океан, набор эшелона, снижение,.. над приводом Луанды шесть бортов… Выход в зону ожидания и снижение по команде диспетчера по очереди на посадку. Ничего не обычного, как во всех крупных аэроузлах. Подошла очередь, посадка, заруливание на стоянку. Выгружать ни чего не надо, техники осматривают самолёт, подгоняют ТЗ, заправляют топливом. Мы их ожидаем, чтобы вместе поехать на отдых.
Выезжаем из аэропорта, у техников своя гостиница – Хаза Кубана, подъезжаем, нас встречает маленький «пиндосик ». Кричит -КанАципа – КанАфета! Даю ему пару конфет.
Отступление: Раньше там жили экипажи и техники вместе. Бортрадист Сергей Канципа всегда угощал этого пацана конфетами и обучал его русскому языку. С тех пор, когда приезжал новый экипаж, он всегда встречал и просил: - КанАципа – КанАфета!

Поехали к себе – в Глобо. Машина Газ66 бортовой. Сидим в кузове и смотрим на вечернюю Луанду.
Приехали в гостиницу, на входе чёрные автоматчики (охрана). Ужин в столовой на втором этаже. Питание по нормам лётного состава не отличается от «домашнего». Наши повара также в командировке, все-таки группа из 12ти экипажей. После ужина в столовой кино, завтра выходной. Свой проектор, а фильмы для обновления репертуара берём на наших кораблях, их на рейде Луанды много. Кстати и хлеб брали у них, и в баню к морякам ездили.
Утром после завтрака все в автобус и на океан. Рыбаки едут на океан до завтрака в 6 утра (маньяки), мы с Юрой Ефремовым – рыбаки. Я взял с собой ласты, маску и подводное ружьё, у Юры спиннинг и разные снасти.
Приезжаем на косу, которая закрывает бухту Луанды от Атлантического океана, на краю бухты запретная зона, туда пускают только Русских и Кубинцев (Советико и Кубано).
Рыбаки со спиннингами идут прямо, на край косы, или на право – в бухту Луанды. Ныряльщики идут в лево. Там океан. Берег разделён волнорезами. Это груда крупных камней от берега, уходящая в океан.

Продолжение следует...


Рецензии