Художник золотого века... Якоб ван Лоо
Золотой век голландской живописи — самая выдающаяся эпоха в нидерландской живописи, приходящаяся на XVII век. Известными представителями голландской живописи того времени были Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох, Ян Хавикзоон Стен, Герард Терборх, Якоб ван Рёйсдал, Виллем Корнелис Дейстер, Паулюс Бор, Ян Ливенс, Якоб Дук и другие.
В 1579 году семь мятежных провинций Нидерландов в городе Утрехт создали так называемую Республику Семи Объединённых Провинций. Во время войны с Испанией ей удалось отстоять свою независимость. Испанские захватчики отомстили убийством 10 000 граждан города Антверпен, что привело к массовой эмиграции в «Объединенные Провинции» с территорий Фландрии, контролируемых Испанией. Вестфальское мирное соглашение 1648 года признало независимость «Объединенных Провинций», которые стали известны как Голландия.
Искусство Голландии логично выросло в искусстве Нидерландов XV—XVI веков, когда они были единым государством. С XVII века прошло государственное и художественное разграничение, что побудило формирование двух национальных художественных школ, единых по происхождению, но разных по признакам. Свой вклад в художественное разграничение внесли и конфессиональные разногласия. Фландрия осталась в лоне католицизма, где религиозное искусство испытывало новый расцвет в XVII в.
В XVII веке голландская нация только начинала свой исторический путь. Именно в этот период произошёл решительный разрыв голландского искусства с искусством предыдущей эпохи. Простая жизнь голландских бюргеров порождала примитивные и приземлённые вкусы в искусстве, в работах художников они стремились видеть отражение собственной жизни, лишённой благородства, широкого образования, утончённых вкусов и почитания многих традиций.
Но в начале XVII века тенденция переменилась. Успешно заканчивалась борьба за собственную независимость от могущественной империи Испании. Самоутверждение было присуще и поведению жителей, и национальному искусству, активно освобождавшемуся от религиозных ограничений, которые шли от католической Испании. Господство протестантизма привело к значительному сокращению заказов на религиозную живопись, и, одновременно, к взрывному распространению светских по тематике жанров. Именно в искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт, подобного которому не знали даже выдающиеся центры искусства в Италии или Франции. Искусство Голландии XVII века стало своеобразным феноменом в художественной ситуации Европы XVII века. Путём, проложенным художниками Голландии, пойдут художники других национальных художественных школ Европы.
Такое видение направило голландских живописцев к новой разновидности художественного реализма, который постепенно появился во всех художественных жанрах — портретах, интерьерах, пейзажах, натюрмортах. Мода на эти работы приобрела невиданный размах среди всех слоёв общества, что породило колоссальный спрос на картины. Именно эти события привели к тому, что XVII век стал «золотым» для голландского искусства.
Якоб ван Лоо (Нидерл. Jacob van Loo; 1614, Слейс, Зеландия — 26 ноября 1670, Париж) — голландский художник эпохи барокко.
Якоб ван Лоо является одним из самых значительных голландских мастеров живописи XVII столетия и родоначальником художественной фамилии ван Лоо. Полотна его отличаются уточнённым подбором красок. Он особенно прославился за качество работ с обнаженной натурой до такой степени, что при жизни его женские фигуры считались превосходными и более популярными, чем произведения его амстердамского современника и конкурента Рембрандта .
Якоба ван Лоо, написал многочисленные портреты, картины мифологического содержания, был признанным мастером жанровой живописи. Находился под творческим влиянием Вермеера Дельфийского.
Якоб ван Лоо родился в 1614 году в Зеландии, одной из соединённый провинций. Существует некоторая путаница в источниках о деятельности его отца Йоханнеса Ван Лоо: по некоторым данным, он был нотариусом, в то время как другие источники описывают его как художника, и даже указывают, что он был первым учителем своего сына. В юности Якоб находился под влиянием живописи Томаса де Кейзер и Якоба Бекера.
В 1642 году художник приехал в Амстердам, где тогда работали такие мастера, как Рембрандт и Франс Халс.
А в 1652 г. он заплатил пошлину, чтобы приобрести права гражданства в Амстердаме, где к тому времени он был известен как ведущий живописец. Поэт Ян Воз восхищался его работами, сравнивая их с работами Рембрандта, Говарта Флинка и Фердинанда Бола.
В 1643 году художник женился на сестре живописца Мартина Ленгеле; которого он уполномочил оформить на себя одну четвертую долю в доме ювелира в Гааге и имел в этом браке шестерых детей. Якоб и его жена в 1645 г. составили завещание, к тому времени его мать очевидно всё ещё жила в Слейсе. Хотя год спустя, он сам получил наследство от родственницы, которая жила в Генте.
7 августа 1660 г. Якоб составил завещание, называя наследниками своих шестерых детей. В то время, он жил на улице Розенграхт (Rozengracht) в Амстердаме и очевидно имел слабое здоровье.
В этом же 1660 году ван Лоо был вынужден бежать из Голландии в Париж, так как заколол в драке некое лицо. Состоявшийся его отсутствие суд приговорил художника к смертной казни в случае его возвращения в Голландию. . В 1663 году, через три года после бегства в Париж, Якоб ван Лоо был принят в Королевскую академию искусства и скульптуры в качестве преподавателя рисунка.
Существует ряд документов, которые описывают инцидент, произошедший в 1660 году, в результате которого Якоб оказался во Франции.
Винный торговец по имени Хендрик Бред устроил драку в саду таверны «Hoff van Vrieslandt». Противник Бреды был помощником шерифа Лоренсом Пелгром.
В ходе драки Бред, как предполагается, использовал оскорбительные и угрожающие для Пелгром выражения, говоря: «Вы мерзкий как злая собака! Я преподал бы Вам урок, если бы моя жена не была здесь в подвале». В судебном архиве от 31 октября 1660 выясняется, что Якоб Ван Лоо, присутствующий при этой драке, нанес удар Бреде, «причиняя ножом рану в живот, которая немного позже вызвала смерть Бреда».
В результате Ван Лоо был вынужден спешно покинуть Амстердам. Он был приговорен к смертной казни заочно и ему запретили навсегда въезд в провинции Голландию и Западную Фринсландию.
Картины Якоба Ван Лоо хранятся в Амстердамском Рейксмузеум, Королевской художественной галерее Маурицхейса, Коллекции Кремера, Замке Мёйдерслота, Государственном Эрмитаже, Лувре, в музее изящных искусств Руана, Музее барона Мартена, Музее Конде в Шантийи, Музее Томаса-Генри, Художественной галерее Келвингроу, Берлинской картинной галерее, Художественной галерее Бамберга, Музее Тиссена-Борнемиссы, Будапештском музее изобразительных искусств, Датском государственном музее изобразительных искусств, Виллянувском дворце, Музее искусств Миннеаполиса, Художественном музее Мичиганского университета, Аргентинском Национальном музее изящных искусств, частных коллекциях.
@
Свидетельство о публикации №121032005188
И как доказательство представили эту картину с ребенком.
Какая игра света! Как выписаны складки атласов! Просто восхитительно!
Еще и не каждое фото сравнится с реалистичностью картины!
Спасибо за приобщение к мировой культуре Золотого века!
С весенней улыбкой, Валентина.
🌿🌿🌿
Валентина Пташинская 21.03.2021 03:40 Заявить о нарушении
С теплом и улыбкой, Алексей.
Алексей Гончаров2 23.03.2021 09:41 Заявить о нарушении