Реферат1323
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Новосибирск – 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Физическая культура и спорт – часть общечеловеческой культуры 4
2. Значение физической культуры и спорта 6
3. Роль спорта в формировании личности 8
4. Специфические функции физической культуры 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
;
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура, как многогранное общественное явление, связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. Её возникновение относится к древнейшим временам. Как и культура в целом, она является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека,
его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Забота о развитии физкультуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных сил и общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности.
В физкультурно-спортивной сфере через разнообразие ее организационных
форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом.;
1. Физическая культура и спорт – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования, личности.
Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.
К материальным ценностям относятся:
а) спортивные сооружения;
б) инвентарь;
в) специальное оборудование;
г) спортивная экипировка;
д) медицинское обеспечение.
К духовным ценностям относятся:
а) информация;
б) произведения искусства;
в) разнообразные виды спорта;
г) игры;
д) комплексы физических упражнений;
е) этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение.
В структуру физической культуры входят следующие компоненты (рисунок 1):
Рисунок 1 – Компоненты физической культуры
Спорт – часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей. Это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, действенное средство воспитания и самовоспитания человека. В нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений, определенные правила и нормы поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.
Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).
В качестве средств физической культуры используются:
а) физические упражнения;
б) естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие);
в) гигиенические факторы (личная гигиена - распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек).
Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
2. Значение физической культуры и спорта
Физические упражнения оказывают благотворное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды:
; Занятия физкультурой, спортом, трудом способствуют формированию и развитию скелета и мышц.
; Физические упражнения, посильный труд, активный образ жизни способствуют нормальной работе сердца. При физической работе увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу, улучшается снабжение ее кислородом и питательными веществами. Это способствует укреплению сердечной мышцы и ее развитию. При снижении физических нагрузок сердечная мышца слабеет.
; Физическая активность и закаливание организма сохраняют и укрепляют здоровье, повышают работоспособность, стимулируют защитно-приспособительные реакции организма.
; Физические упражнения имеют важное значение не только в предупреждении, но и в успешном лечении различных заболеваний.
; Физические упражнения позволяют обеспечивать правильное развитие организма, повышают иммунитет, способствуют адаптации к возрастающим нагрузкам.
; В процессе многократного повторения физических упражнений совершенствуются имеющиеся, восстанавливаются утраченные и развиваются новые двигательные навыки и физические качества, происходят положительные изменения функции органов и систем, что в совокупности способствует восстановлению здоровья, тренированности, повышению физической работоспособности и другим сдвигам в состоянии организма.
; Под влиянием занятий физической культурой повышается уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения, улучшается деятельность двигательного, вестибулярного, слухового, зрительного, тактильного анализаторов.
; Физическая культура способствует восстановлению моторно-висцеральных рефлекторных реакций, улучшая функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения.
; Физические упражнения вызывают активизацию энергетических процессов, нормализацию нарушенного липидного и углеводного обмена.
; Адаптация к физическим упражнениям сопровождается более экономными реакциями организма на возрастающие физические нагрузки.
; Физические упражнения существенно стимулируют периферическое кровообращение и микроциркуляцию, облегчая работу сердца.
Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью комплексной системы воспитания. Недостаточная двигательная активность может вызвать множество неблагоприятных последствий: приводит к ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создает предпосылки для развития различных форм патологии.
Эффективность физической культуры зависит не только от дозирования физической нагрузки, но и от правильного подбора разнообразных средств физической культуры, последовательности физических упражнений. Физическим трудом, физическими упражнениями нужно заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку. В основе физической культуры лежат дидактические принципы физической тренировки: повторность, регулярность и длительность воздействия, необходимые для укрепления двигательного навыка. Выбор средств физической культуры зависит от состояния человека, режима двигательной активности.
3. Роль спорта в формировании личности
Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение – способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.
Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.
Социальные функции спортивной деятельности по отношению к отдельному человеку и по отношению к человечеству в целом – различны. Применительно к отдельному индивидууму спорт является средством самосовершенствования, достижения предельно возможного развития физических способностей. В спорте человек обретает душевный комфорт, способность к самоанализу, самонаблюдению, критическому отношению к собственным ошибкам, достижениям и неудачам.
Спорт требует наблюдательности, умения быстро оценивать ситуацию, молниеносно принимать решения. Высокоразвитый, острый ум спортсмену нужен для срочного анализа своих достоинств и недостатков, точного исполнения тактических и стратегических элементов спортивной борьбы.
В спорте каждый человек может наилучшим образом выразить себя в деятельности, которая ему более всего по душе. В процессе занятий спортом формируются такие важные черты характера, как стремление помочь товарищу, доброжелательность, честность и бескорыстие при выполнении сложных обязанностей, связанных с требованиями тренировки и соревнований.
Спорт – одно из эффективных средств формирования социально ценной личности. Выполнение определённых объемов тренировочной нагрузки формирует трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Выявление и воспитание спортивных талантов, удовлетворение потребности в разумном, эмоционально насыщенном проведении свободного времени – одна из существенных сторон социальной функции спорта. Спорт выполняет и социально-политическую функцию, создавая условия для укрепления международных контактов, развития и укрепления международной солидарности и мира.
Становление, формирование личности является и самореализацией, самовыражением человеческой сущности, единением естественных основ социально значимых качеств, приобретаемых индивидуумом в человеческом обществе. Уровень социализации индивидуума, соответствие его мировоззрения идеалам общества, отношение к труду, следование нормам нравственности, коллективизм, гражданская зрелость и, наконец, физическое совершенство в значительной мере связаны с биологическими, природными задатками. Однако решающую роль в формировании личности играют господствующая в обществе идеология, уровень развития системы воспитания, вся совокупность общественных институтов воздействия на человека. В ряду этих воздействий физическая культура и спорт занимают важнейшее место.
4. Специфические функции физической культуры
Под специфическими функциями надо понимать лишь те ее функции, которые свойственны в полной мере только ей как особой стороне культуры. Ни одна другая сторона культуры не может заместить физическую культуру в ее специфических функциях. Они подразделяются в зависимости от особенностей ее видов и разновидностей. Причем можно выделить функции, свойственные физической культуре в целом, которые реализуются при условии сочетания всех или большинства её видов, и функции, свойственные преимущественно некоторым её разделам, видам и разновидностям.
Специфические функции физической культуры в целом заключаются прежде всего в ее свойствах, позволяющих удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, создаваемых обществом, основные специфические функции находят свое выражение в целенаправленном использовании физической культуры, в качестве фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гармонично развитой личности.
Функции физической культуры (рисунок 2) специализируются в зависимости от особенностей социальных институтов и жизнедеятельности человека, в которые включены те или иные ее виды. Принимая это во внимание, в ряду специфических функций физической культуры надо, в частности, различать:
; образовательные функции;
; прикладные функции;
; «спортивные» функции;
; рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции.
Рисунок 2 – Функции физической культуры
Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Они выражают социальное бытие физической культуры как общественного явления, её способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явление. Как и культура в целом, физическая культура – продукт социального развития.
Социальная жизнь, к которой относится и физическая культура-результат совместной деятельности и взаимодействия людей. Физическая культура является неотъемлемой частью социальной жизни – результат целостного общественного развития.
Физическая культура как общественное явление, тесно связана с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей. Она удовлетворяет потребность в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Выделяют специфические и общекультурные функции физической культуры. К общекультурным функциям относятся – эстетические, нормативные, информативные.
Специфические функции физической культуры – это лишь те функции, которые свойственны в полной мере только ей как стороне культуры. К ней относятся – образовательные, прикладные, «спортивные», рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции.
Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а на ряду с этим – и одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворение духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей. В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретно социальных условий приобретает различные черты и формы.;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виленский М. Я., Зайцев А. И., Ильинич В. И. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2011.
2. Е. Г. Мильнер. Формула жизни. – М.: Фис, 2011.
3. Виленский М. Я., Зайцев А. И., Ильинич В. И. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2001.
4. Е. Г. Мильнер. Формула жизни. – М.: Фис, 1991.
5. В. И. Ильинич. Студенческий спорт и жизнь. – М. 1995.
Свидетельство о публикации №121031901883