Реферат1320
АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Новосибирск, 2020
Содержание
Введение 3
1. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма 4
2. Адаптация к физическим упражнениям у детей и подростков 9
3. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста 10
Заключение. 17
Список использованной литературы 18
Введение
Без понимания нормального течения физиологических процессов и характеризующих их констант специалисты не могут правильно оценивать функциональное состояние организма человека и его работоспособность в различных условиях деятельности.
Знание физиологических механизмов регуляции различных функций организма имеет большое значение в понимании хода восстановительных процессов во время и после напряженного мышечного труда. Чем сложнее задачи, поставленные перед организмом человека, тем большее число звеньев регуляции включается в работу, и с большим напряжением функционируют физиологические системы.
Спортивная физиология - специальный раздел физиологии человека, изучающий изменения функций организма при мышечной (спортивной) деятельности и обосновывающий практические мероприятия по повышению ее эффективности. Спортивная физиология исследует функции организма при тренировочных и состязательных упражнениях. Основным содержанием является анализ механизмов адаптации физиологических систем организма к физическим нагрузкам
Спортивная физиология дает характеристику вегетативных реакций при выполнении физических упражнений различной направленности. Предметом исследования является человек в условиях занятий физическими упражнениями.
Любому тренеру и педагогу для успешной профессиональной деятельности необходимо знание функций организма человека.
1. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма
Адаптация - это приспособительный процесс, возникающий в ходе индивидуальной жизни человека, в результате которого приобретается способность жить в ранее непривычных для жизни условиях, или на новом уровне активности, то есть повышается устойчивость организма к действию факторов этих новых условий существования.
Любой фактор внешней среды, к которому развивается процесс адаптации, если действует очень долго или становится слишком интенсивным, может перейти в разряд повреждающих - стрессорных.
Таким образом, при действии раздражителя высокой интенсивности вследствие чрезвычайного напряжения функциональной активности органа она может оказаться неадекватной данным условиям, и процесс физиологического переходит в патологический. Такой переход целесообразно называть стрессомили общим адаптационным синдромом.
В своем развитии стресс проходит три стадии: тревога, резистентность, истощение. После стрессорного воздействия развивается первая стадия - реакция тревоги. В это время происходит начальная мобилизация защитных сил организма. Одним из основных механизмов их является выраженная активация симпатоадреналовой системы. При этом увеличивается и повышается активность коркового слоя надпочечников, сморщиваются и уменьшаются вилочковая железа, лимфоидные железы.
Эта стадия в благоприятных условиях через 1-2 суток переходит в стадию резистентности, т.е. устойчивости. Если же стрессор оказался слишком мощным или организм недостаточно устойчивым, развивается стадия истощения. В отличие от первой стадии, мобилизующей организм, здесь при сильном и длительном воздействии стрессора возникает болезнь или даже смерть организма.
При адаптации к физическим нагрузкам ответственная за неё функциональная система формируется при первоначальном действии любого сигнала, вызывающего интенсивную и длительную двигательную реакцию. При этом в ответ на действие сигнала на рецепторы возникает возбуждение соответствующих афферентных, моторных и вегетативных центров, активация функции эндокринных желез, что приводит к мобилизации скелетной мускулатуры, непосредственно осуществляющей данную двигательную реакцию, а также органов дыхания и кровообращения, обеспечивающих энергетический метаболизм работающих мышц.
Таким образом, функциональная система, ответственная за адаптацию к физическим нагрузкам, включает в себя афферентное звено - рецепторы, центральное регуляторное звено - центры нейрогуморальной регуляции на разных уровнях ЦНС, и эффекторное звено - скелетные мышцы, органы дыхания, кровообращения.
Процесс адаптации организма к воздействию физических нагрузок (ФН) имеет фазный характер. Поэтому выделяют два основных этапа адаптации: срочный и долговременный.
Начальный этап - «срочная», но несовершенная адаптация и последующий этап - «долговременная», устойчивая адаптация. Во всех случаях «срочная» адаптация реализуется мгновенно, но реакция организма протекает «на пределе», с утратой резервов, с низким, кратковременным результатом, и сопровождается выраженной стресс-реакцией. Этап срочной адаптации сводится преимущественно к изменениям энергетического обмена и связанных с ним функций вегетативного обеспечения на основе уже сформированных механизмов их реализации, и представляет собой непосредственный ответ организма на однократные воздействия физических нагрузок.
При многократном повторении физических воздействий и суммировании многих следов нагрузок, постепенно развивается долговременная адаптация. «Долговременная», устойчивая адаптация характеризуется более совершенной экономной реакцией организма на данный фактор среды, отсутствием выраженной стресс-реакции и возможностью нормальной жизнедеятельности в условиях действия этого фактора. Этот этап связан с формированием в организме функциональных и структурных изменений, происходящих вследствие стимуляции генетического аппарата нагружаемых во время работы клеток. В процессе долговременной адаптации к физическим нагрузкам активируется синтез нуклеиновых кислот и специфических белков, в результате чего происходит увеличение возможностей опорно-двигательного аппарата, совершенствуется его энергообеспечение.
Для того чтобы срочная адаптация перешла в долговременную, должна произойти активация синтеза нуклеиновых кислот и белков, образующихся в клетках и обеспечивающих формирование системного структурного следа. Этот след сохраняется при наличии воздействующего фактора. Если же воздействие прекращается, то наступает дезадаптация, или детренированность.
Фазовость протекания процессов адаптации к физическим нагрузкам позволяет выделять три разновидности эффектов в ответ на выполняемую работу.
Срочный тренировочный эффект, возникающий непосредственно во время выполнения физических упражнений и в период срочного восстановления в течение 0.5 - 1.0 часа после окончания работы. В это время происходит устранение образовавшегося во время работы кислородного долга.
Отставленный тренировочный эффект, сущность которого составляет активизация физической нагрузкой пластических процессов для избыточного синтеза разрушенных при работе клеточных структур и восполнение энергетических ресурсов организма. Этот эффект наблюдается на поздних фазах восстановления (обычно в пределах до 48 часов после окончания нагрузки).
Кумулятивный тренировочный эффект - является результатом последовательного суммирования срочных и отставленных эффектов повторяющихся нагрузок. В результате кумуляции следовых процессов физических воздействий на протяжении длительных периодов тренировки (более одного месяца) происходит прирост показателей работоспособности и улучшение спортивных результатов.
Небольшие по объему физические нагрузки не стимулируют развитие тренируемой функции и считаются неэффективными. Для достижения выраженного кумулятивного тренировочного эффекта необходимо выполнить объем работы, превышающий величину неэффективных нагрузок.
Дальнейшее наращивание объемов выполняемой работы сопровождается, до определенного предела, пропорциональным увеличением тренируемой функции. Если же нагрузка превышает предельно допустимый уровень, то развивается состояние перетренированности, происходит срыв адаптации.
Согласно современным исследованиям, главными результатами стресс-реакции, сопровождающей физические нагрузки, являются: мобилизация энергетических ресурсов организма и их перераспределение с избирательным направлением в органы и ткани функциональной системы адаптации; потенциация работы самой этой системы; формирование структурной основы долговременной адаптации.
Таким образом, спортивная тренировка - это активная адаптация, приспособление человека к мышечной деятельности, позволяющее выполнять физическую работу большей интенсивности и длительности. Такая адаптация касается в первую очередь процессов регуляции и координации функций, она сопровождается глубокими физиологическими и биохимическими изменениями в организме.
Физиологические резервы представляют собой возможности органов и систем органов изменять свою функциональную активность и взаимодействие между собой с целью достижения оптимального для конкретных условий функционирования организма. Психические резервы могут быть представлены как возможности психики, связанные с проявлением таких качеств, как память, внимание, мышление и т.д., с мотивацией деятельности человека и определяющие его тактику поведения и особенности психологической и социальной адаптации.
2. Адаптация к физическим упражнениям у детей и подростков
У детей адаптация протекает не так, как у взрослых. На ранних этапах развития практически любые новые воздействия на организм вызывают очень бурную реакцию, в которую включаются практически все внутренние механизмы (органы, системы). Такое воздействие крайне неэкономично и все эти внутренние механизмы не справляются с поставленной адаптивной задачей. С этим и связана неспособность детского организма справляться с слишком большой физической нагрузкой. Со временем адаптационный ответ перестает быть общим и становится более локальным, направленным на решение узкой адаптационной задачи. Под влиянием больших нагрузок в большинстве случаев наблюдается замедление созревания и снижение иммунитета у подростков. Лишь с 5-7 лет у детей организм начинает нормально реагировать в ходе своего приспособления. В период созревания адаптационные процессы замедляются и перестают быть локальными. А после 15-16 лет юноши и девушки способны адаптироваться почти как взрослые. Формирование мышечных волокон полностью приходится на 17-18 летний возраст, этот возраст считается самым оптимальным для выдерживания повышенного уровня адаптации и раскрытия дополнительных резервов организма. К старости (70 лет и старше) происходит снижение числа «сильных» волокон и более половины объема мышечной структуры приходится на более универсальные промежуточные волокна. С возрастом изменяется эластичность кровеносных сосудов. Увеличивается содержание зольных веществ в стенках сосудов, особенно солей кальция и фтора.
С возрастом внутренние механизмы организма человека работают медленнее и их адаптивная способность снижается. Самое главное соблюдать режим сна и питания, чтобы помочь организму адаптироваться в стрессовой ситуации.;
3. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста
Зрелый и пожилой возраст - это закономерно наступающие этапы индивидуального развития человека. Процессы созревания и старения происходят непрерывно, неравномерно и неодновременно. Они затрагивают не в равной степени различные ткани, органы и системы организма.
К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у женщин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается старший, или старческий, возраст (75-90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями.
В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением. Интенсивность старения зависит от образа жизни, особенностей питания, двигательного режима. Чем меньше двигательная активность человека, тем при прочих равных условиях быстрее наступают в его организме изменения, характерные для периода старости. И, наоборот, при достаточно активном образе жизни работоспособность организма может удерживаться на высоком уровне до преклонного возраста.
Существует целый ряд теорий старения на клеточном, молекулярном и организменном уровнях. Общим в большинстве этих теорий является признание роли возрастных мутаций в генетическом аппарате клетки.
Возрастные физиологические особенности приводят к изменению гомеостаза, развитию стрессовых реакций, ухудшению функций различных органов и систем, снижению умственной и физической работоспособности.
По сравнению с другими тканями организма раньше всего «стареет» соединительная ткань. Она теряет при этом свою эластичность. Возрастные изменения в мышечной системе и связочном аппарате выражаются в ухудшении эластических свойств мышц и связок, что при неправильном дозировании физических нагрузок может привести к разрыву мышечных волокон и связок; уменьшении величины проявляемой силы; замедленном переходе мышц из состояния расслабления в напряженное состояние и наоборот; уменьшении объема мышц (мышцы становятся дряблыми).
При старении организма снижается эластичность стенок артерий, построенных из соединительной ткани. Это ведет к уменьшению кровоснабжения органов, что отрицательно влияет на их работоспособность. Особенно тяжелые последствия вызывают нарушения кровоснабжения мозга и сердца. Они не только сопровождаются ухудшением общей работоспособности организма, но и могут быть причиной тяжелых заболеваний. В связи с недостатком питания мышечные клетки сердца постепенно атрофируются. Это ведет к уменьшению объема сердца и изменению его функциональных свойств. Возбудимость, проводимость и сократимость миокарда снижаются. Для обеспечения необходимого минутного объема ослабленное сердце человека пожилого возраста должно чаще сокращаться Если в молодом возрасте у лиц, не занимающихся спортом, сердце сокращается около 70 раз в 1 мин., то у людей пожилого возраста сердечный ритм в покое учащен до 80-90 ударов.
Понижается эластичность кровеносных сосудов, оболочка их утолщается, просвет уменьшается, в результате чего повышается артериальное давление (в среднем оно составляет в покое 150/90 мм ртутного столба). Давление, повышенное в покое, еще больше возрастает при мышечной деятельности, что затрудняет деятельность сердца. Это обстоятельство важно учитывать при занятиях физическими упражнениями с людьми среднего и пожилого возраста. Резкое повышение кровяного давления может вызывать нарушение целости артериальной стенки и вследствие этого кровоизлияние в ткани.
Возрастные изменения в дыхательной системе характеризуются ухудшением эластичности легочной ткани, ослаблением дыхательных мышц, ограничением подвижности грудной клетки, уменьшением легочной вентиляции. Жизненная емкость легких вследствие этого уменьшается. Легочная вентиляция в состоянии покоя тоже несколько уменьшается, но. кислородная потребность при этом удовлетворяется полностью При выполнении же даже легкой работы легочная вентиляция у людей пожилого возраста не может увеличиваться в должной мере. В результате в организме образуется кислородный долг, дыхание при этом резко учащается.
Понижение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожилом возрасте, а также уменьшение кислородной емкости крови ведет к резкому снижению аэробной производительности. Максимальное потребление кислорода после 25-30 лет постепенно уменьшается и к 70 годам составляет 50% от уровня 20 лет. Люди пожилого возраста, систематически занимающиеся физическими упражнениями, могут выполнять длительную работу. Однако мощность ее не должна быть большой. Как только мощность работы, следовательно, и кислородная потребность возрастают, организм начинает испытывать непреодолимые трудности и вынужден прекратить работу.
Анаэробная производительность с возрастом также снижается. В пожилом возрасте ткани организма плохо переносят недостаток кислорода и накопление кислых продуктов. Особенно страдает при этом сердечная мышца. Работа, требующая высокой анаэробной производительности, должна быть полностью исключена при занятиях физическими упражнениями с лицами пожилого возраста.
Изменение деятельности желез внутренней секреции играет большую роль в уменьшении работоспособности людей среднего и пожилого возраста. К 40-45 годам ослабевают функции половых желез, снижается выделение ими гормонов. Это ведет к понижению интенсивности обмена веществ в тканях.
Мышечная сила при угасании функции половых желез снижается. Уменьшенное количество половых гормонов вызывает нарушение деятельности других желез внутренней секреции. Это сопровождается временным нарушением гормонального равновесия в организме. Период, в течение которого происходит адаптация к новым условиям существования, называется климактерическим. Обычно он бывает более резко выражен у женщин. В это время особенно необходимы физические упражнения. Они облегчают приспособление организма к измененным соотношениям разных гормонов и поддерживают на необходимом уровне регуляторные функции.
Совокупность отмеченных возрастных изменений морфофункционального характера проявляется в ухудшении работоспособности и отдельных физических качеств. Падают показатели быстроты и точности двигательных действий, менее совершенной становится координация движений, постепенно уменьшается их амплитуда.
Изменение деятельности желез внутренней секреции играет большую роль в уменьшении работоспособности людей среднего и пожилого возраста. К 40-45 годам ослабевают функции половых желез, снижается выделение ими гормонов. Это ведет к понижению интенсивности обмена веществ в тканях.
Мышечная сила при угасании функции половых желез снижается. Уменьшенное количество половых гормонов вызывает нарушение деятельности других желез внутренней секреции. Это сопровождается временным нарушением гормонального равновесия в организме. Период, в течение которого происходит адаптация к новым условиям существования, называется климактерическим. Обычно он бывает более резко выражен у женщин. В это время особенно необходимы физические упражнения. Они облегчают приспособление организма к измененным соотношениям разных гормонов и поддерживают на необходимом уровне регуляторные функции.
В пожилом возрасте происходят существенные изменения в деятельности мозга, чаще всего это обусловлено ухудшением его кровоснабжения. Реакции на раздражения замедленны, новые временные связи образуются с трудом. Все это следует учитывать при занятиях физическими упражнениями с людьми этого возраста. Выполняемые движения должны быть простыми по координации и по возможности состоять из элементов, уже ранее знакомых занимающимся.
У людей среднего и пожилого возраста ухудшаются зрение и слух, притупляются осязание и проприоцептивная чувствительность. У людей среднего и пожилого возраста понижена эластичность хрусталика. В связи с этим он не может изменять форму, и глаз теряет способность хорошо видеть близко расположенные предметы. Позднее нарушается способность видеть и далеко расположенные предметы. В результате у людей этого возраста ухудшается зрительная информация об изменениях, происходящих в окружающей обстановке. При чтении и другой работе с мелкими предметами людям пожилого возраста приходится пользоваться очками, которые усиливают преломляющие свойства глаза.
Снижение эластичности тканей в пожилом возрасте вызывает и понижение слуха. С возрастом уменьшается и эластичность основной мембраны, что и ведет к понижению слуха. Люди пожилого возраста особенно плохо воспринимают высокие звуки. Ухудшение функций органов чувств ограничивает необходимую при двигательной деятельности информацию. Это осложняет управление движениями.
Ухудшение координации движений у людей пожилого возраста вызвано наряду с изменениями в деятельности мозга и органов чувств и возрастными изменениями скелетных мышц, связок и других периферических звеньев двигательного аппарата. Чем старше человек, тем меньше прочность его костей. Они становятся хрупкими, ломкими. Это важно учитывать при занятиях физическими упражнениями. Движения не должны быть очень резкими. Места приземления при прыжках не должны быть жесткими. Следует предохранять занимающихся от возможных падений. С возрастом уменьшается объем скелетных мышц и число мышечных волокон, снижаются мышечный тонус, растяжимость и сила мышц. Эти изменения сочетаются со снижением подвижности в суставах. Все это приводит к уменьшению амплитуды, скорости и силы движений. Ухудшаются с возрастом и скоростные качества.
Несколько дольше сохраняется способность к силовой работе. Однако силовые упражнения не рекомендуются людям пожилого возраста, так как при этом возникает натуживание, неблагоприятно влияющее на деятельность сердца.
Дольше других физических качеств у людей среднего и пожилого возраста сохраняется выносливость. Выносливость к работе умеренной мощности при соответствующей тренировке может развиваться до 42-45 лет и удерживаться на достигнутом уровне еще в течение нескольких лет. Известны случаи высоких спортивных результатов, показанных в беге на длинные дистанции и в лыжных гонках людьми старше 40 лет. Однако эти люди регулярно занимались спортом с молодых лет.
Систематически выполняемая динамическая работа умеренной мощности способствует сохранению относительно высокого уровня общей выносливости. Хорошие результаты в этом отношении дают длительный бег трусцой, прогулки на лыжах, гребля и другие виды физических упражнений, не предъявляющих чрезмерных требований к сердечно-сосудистой и дыхательной системам и в то же время заставляющих их длительно функционировать на несколько повышенном уровне.
У людей, не занимающихся физическими упражнениями и достаточной по объему физической работой, выносливость с возрастом снижается так же, как и другие физические качества.
Главенствующей социальной функцией физического воспитания людей в возрасте 55 лет и старше становится оздоровительная. В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Основными средствами воздействия на организм людей пожилого и старшего возраста служат физические упражнения, которые не только способствуют поддержанию систем опорно-двигательного аппарата на достаточно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влияние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отдавать тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке.
Основные задачи направленного использования средств физического воспитания в пожилом и старшем возрасте заключаются в том, чтобы:
• содействовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья; задержать и уменьшить возрастные инволюционные изменения, обеспечив расширение функциональных возможностей организма и сохранение его работоспособности;
• не допустить регресса жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые;
• пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного применения средств физического воспитания; последовательно воплощать эти знания в практические умения.
Заключение.
Систематические занятия физкультурой приводят к адаптации человеческого организма к выполняемой физической работе. Так как в основе адаптации лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок, то все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности. Нагрузки, применяемые в процессе физической подготовки, выполняют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме.
Тренировочный эффект определяется направленностью и величиной физиологических и биохимических изменений, происходящих под воздействием применяемых нагрузок.
Список использованной литературы
1. https://www.sovsport.ru/
2. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 с
3. Чанчаева Е.А. Физиология физического воспитания и спорта: учебно- метод, комплекс / Е.А. Чанчаева. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007.
Свидетельство о публикации №121031901836