Псалом 55-й Ефрема Сирина Образец самоиспытания и
После того, как уже приобрел я познание истины, стал я бийцей и обидчиком, ссорюсь за малости, стал завистлив и жесток к живущим со мной, немилостив к нищим, гневлив, спорлив, укорен, ленив, раздражителен, питаю злые мысли, люблю нарядные одежды; и доныне еще очень много во мне скверных помыслов, вспышек самолюбия, чревоугодия, сластолюбия, тщеславия, гордыни, зложелательства, пересудов, тайноядения, уныния, соперничества, негодования.
Не значу ничего, а думаю о себе много; непрестанно лгу и гневаюсь на лжецов; оскверняю свой храм (тело) блудными помыслами и строго сужу блудников; осуждаю падающих, а сам непрестанно падаю; осуждаю злоречивых и татей, а сам и тать и злоречив. Хожу с светлым взором, хотя весь нечист.
В церквах и за трапезами хочу быть на первом месте. Вижу иноков и величаюсь; вижу монахов и кичусь. Домогаюсь того, чтоб казаться приятным для женщин, величавым для чужих, смышленым и благоразумным для своих, совершеннейшим для благоразумных; с благочестивыми обхожусь, как мудрейший, неразумных презираю, как безсловесных.
Если оскорблен, мщу; если почтен, гнушаюсь почтившим; если требуют чего от меня по праву, начинаю тяжбу; а кто говорит мне правду, тех почитаю врагами.
Обличаемый, гневаюсь; но если льстят мне, не совсем недоволен.
Не хочу почтить достойного, а сам, будучи недостоин, требую почестей. Не хочу утруждать себя; а если кто мне не услужит, гневаюсь на него. Не хочу идти вместе с работающими; а если кто мне не поможет в деле, злословлю его.
Брату, когда он в нужде, горделиво отказываю, а когда сам нуждаюсь, обращаюсь к нему.
Ненавижу больного, а когда сам болен, желаю, чтобы все любили меня. Высших знать не хочу, низших презираю.
Если удержу себя от неразумного пожелания, тщеславлюсь; если преуспеваю в бдении, впадаю в сети непокорности и прекословия; если воздержусь от снедей, утопаю в кичливости и высокомерии; если неусыпен в молитве, препобеждаюсь раздражительностью и гневом; если вижу в ком добродетель, не останавливаюсь на нем вниманием.
Презрел я мирские приятности, но не отстаю от суетного пожелания оных. Если вижу женщину, развеселяюсь. По наружности смиренномудрствую, а в душе высокоумствую; по внешности нестяжателен, а на самом деле страдаю любоиманием. И к чему распространяться? По видимости отрекся я от мира, а на деле опять все думаю о мирском.
Во время службы занимаюсь все разговорами, блужданием помыслов, суетными припоминаниями. Во время трапезы вдаюсь в пустословие; имею алчность к подаркам; принимаю участие в чужих падениях, вдаюсь в гибельное соперничество.
Такова моя жизнь! Столько худого противополагаю я своему спасению!
И мое высокомерие, мое тщеславие не дозволяет мне подумать о своих язвах, чтоб уврачевать себя. Вот мои доблестные подвиги! Таким множеством грехов ополчается на меня враг!..
И при всем том я домогаюсь прославиться святостью, окаянный. Живу во грехах, а желаю, чтоб почитали меня праведником.
Одно у меня оправдание во всем этом: диавол опутал. Но это не послужило в оправдание Адаму. Конечно, и Каина научил диавол; но и он не избежал осуждения. Что же буду делать, если посетит меня Господь? Никакого нет у меня оправдания в нерадении моем.
Боюсь, чтобы и мне не быть в числе тех, которых Павел наименовал сосудами гнева, которые подвергнутся подобной с диаволом участи и которых Бог за пренебрежение их к Нему предал в страсти безчестия.
Итак, опасно, чтобы и на меня не было произнесено такое же определение.
Если хочешь спасти меня, недостойного, милостивый Господи, положи покаяние мне, грешному, оживотвори умерщвленную грехами душу мою, Жизнодатель.
Изгони каменное ожесточение из бедного сердца моего и даруй мне источник сокрушения, Источивший нам жизнь из животочного ребра Своего.
***
После того, как уже приобрёл я истины суть,
стал я убийцей, обидчиком, ссорюсь, увы, за малости,
к живущим со мною жесток, и зависть мне давит грудь,
немилостив к нищим, гневлив, и спорлив упорно до наглости,
ленив, раздражителен я, и мысли питаю злом,
люблю одежды нарядные, и весь я в помыслах сквЕрных,
в огнях самолюбия весь и чревоугодник при том,
храню сластолюбие и в тщеславии среди первых,
гордыни во мне полно и зложелательства – спуд,
погряз в пересудах я и тайноядении,
уныния много во мне, изгнать его – тяжкий труд,
соперничеством живу, в негодовании бремени.
Не значу совсем ничего, а в думах себя возношу,
я гневаюсь на лжецов, но сам же лгу непрестанно,
скверню своё тело-храм – в мыслях блудных хожу,
и строго сужу блудников, судить мне их так желанно;
и падающих сужу, хоть падаю чаще сам,
и злоречивых людей, и татей всегда осуждаю,
а сам злоречив и тать, покорный своим грехам,
со светлым взором хожу, им грязь свою прикрываю.
В церквАх, за трАпезой быть на первом месте хочу,
пред иноками величаюсь, кичусь, увидев монахов.
Быть жЕнам приятным хочу, чужим величавость точу,
благоразумным кажусь – своим, хоть и мыслю – прахом,
для благоразумных стремлюсь я совершенство явить,
с благочестивыми же обхожусь всегда, как мудрейший,
на неразумных презрение всегда готов я излить,
как безсловесных, как их намного во всём сильнейший.
Гнушаюсь почтивших меня, за оскорбление мщу,
а если чего от меня потребует кто по праву,
то непременно тогда тяжбу начинаю, ропщу
а кто говорит мне правду, тот враг мне и не по нраву.
Гневаюсь на обличение, но нет недовольства на лесть,
достойного не почитаю, сам будучи недостоин
всё требую почестей, мне их так не хватает здесь,
себя утруждать не хочу, откажет мне кто – недоволен,
и гневаюсь я на него, в работу идти не хочу,
а если кто мне не поможет в моём очень нужном деле,
я это ему не прощу, злословьем своим затопчу,
а брату, когда он в нужде, отказываю доселе –
по гордости, а в нужде к нему обращаюсь сам.
Больной ненавистен мне, а сам же когда болею
желаю, чтобы любили меня все не по делам,
высших знать не хочу, низших презреть умею.
Тщеславлюсь, от неразумного желанья себя удержав,
в сетях непокорности бьюсь, если успешен в бдении,
высокомерен, кичлив, себя от снедей сдержав,
в молитве не усыпая, впадаю в гнев раздражения;
в ком добродетель есть, внимания им не даю.
Приятности мира презрел, но жажду их до безумства я,
увижу женщину – тем себя я развеселю,
смиренномудрый на вид, в душе же высокоумствую.
На вид не стяжателен, но страдаю любоимАнием,
и распространяться к чему? – Не знаю и сам о том.
Отрекся от мира я по видимости без старания,
на деле опять всё то же, всё думаю о мирском.
На службе веду разговоры, и помыслам – все условия,
и припоминАниями суетными облекаюсь.
Во время трАпезы так я сильно вдаюсь в пустословие,
имею алчность к подаркам, и в этом даже не каюсь;
в чужих падениях я принять участие рад,
в соперничество вдаюсь, себе самому на погибель.
Такая вот жизнь моя! Такой вот в душе разлад.
Спасения путь поправ, живу на худого глыбе.
И высокомерие мне с тщеславием не дают
подумать о язвах своих, чтоб как-то мне исцелиться.
Вот доблестный подвиг мой! Я полный грехов приют,
и враг их множеству рад, чтоб вновь на меня ополчиться.
При том домогаюсь я прославиться славой святых,
о, сколь окаянный и в грехах, но хочу почитания
как праведника того, кто дел не имел худых.
Во всём этом диком зле одно у меня оправдание:
диавол опутал. Но в том не смог оправдаться Адам,
и Каина он научил, и тот не избег осуждения.
А если Господь посетит меня? Будет страх и срам,
что делать? Как оправдать бесстыдное нерадение?
Боюсь, чтоб и мне не быть в числе беззаконных тех,
апостол Павел нарек сосудами гнева которых,
их вместе с диаволом всех подвергнут к ответу за грех,
что Бога пренебрегли, в страстях находясь матёрых.
Опасность есть, что на меня такое Бог определит.
Господь, если хочешь спасти, недостойного – дай покаяние,
будь милостив грешному мне, и душу оживотвори
грехами умершую, Ты Жизнодатель любого создания.
Из бедного сердца жестокость и камень во мне изыми,
и дАруй припасть наконец к источнику сокрушения.
Из ребра Источивший жизнь, мы блудные дети Твои,
дай время покаяться нам, и Сам поведи нас к спасению.
17.03.2021.
Свидетельство о публикации №121031901418