О книге В. А. Смита про портреты В. А. Серова

О книге В.А. Смита про портреты В.А. Серова

В нашу «ковидную» пору начала 2021 года мой старый товарищ прислал мне книгу для ознакомления, известив – де-факто в разговоре по телефону – о её посылке почтой. Пришлось тащиться по обледенелым улочкам окраины райцентра, прикрытым предательским лёгким свежим снежком, полтора километра – к почтовому отделению, в маске выстоять очередь к окошку выдачи посылки, а потом прошагать обратный путь домой, отбив себе таки левый бок, поскользнувшись на припорошённом ледяном зеркале в ста метрах от дома. Натурально представил себе, что и сам товарищ – тоже на 9-м десятке – из своих альтруистических побуждений мог покалечиться на московском гололёде, топая с книжкой-посылкой на почту. Я поминал недобрыми словами возрастное прогрессирующее недомыслие – своё и товарища. В горах мы ко льду в былые времена относились с гораздо большим почтением.
В посылочном конверте оказалась книжка Вильяма Артуровича Смита «После выставки Серова. Портреты. Судьбы. История.» (издательство М. «Новый Хронограф», 2019 год, тираж 1000 экз.)
https://mdk-arbat.ru/book/49111 .
Автор книги В. А. Смит ((08.01.1931-29.03.2020) – химик органик, доктор наук, профессор, автор 200 научных статей и ряда монографий по органическому синтезу.  Мастер спорта по альпинизму (1960). Чемпион СССР в классе высотных восхождений в 1961 г. за восхождение на пик Коммунизма с ледника Бивачного в команде Евгения Тамма. Помимо научных публикаций написал две книги художественной прозы: «Я воды Леты пью…» и «Мои друзья и горы. История одной команды». Его третья книга – о художнике Валентине Александровиче Серове и о выполненных им портретах некоторых современников – и попала мне в руки.
**
Многие из нас знакомы с существованием предупреждающих примет. Не буду говорить о товарище, приславшем книгу, но собственное внезапное недомыслие – таскаться пешком по наледям, припорошённым снегом, вместо того, чтобы взять такси, настораживало не понятой мистикой. Книгу определённо не хотелось читать. Почему? – я и попытался разобраться.
Пока же только убеждение, что каждое начатое дело надо доводить до конца, общность в служении науке Химии и любовь к горам и снегу, присущие и автору книги, и моему товарищу, и мне самому, заставили преодолеть возникшее предубеждение и приступить к чтению. Но по мере чтения предубеждение не желало рассеиваться, прорастая усиливающимся раздражением. Прошу прощения у читателя за последующие резкости!
*
Сходу пришлось мне, только будущему рецензенту, идти на помощь читателю. Ведь ему, знающему о Серове портретисте, вероятно, захотелось бы знать, какие портреты из известного Списка работ художника были представлены на его юбилейной выставке в 2016 году.  Но списка в книге В.А. Смита нет! Почему? Почему читателю предлагается думать о книге только как о сборнике субъективных предпочтений её автора? Померещилось колючее словцо «эклектика».
Понятно, что ряд портретов находится в частных коллекциях и даже в других странах и далеко не всегда может быть представлен даже на юбилейной выставке, однако, что на ней увидел автор книги? В частности, были ли представлены работы и эскизы, выполненные карандашом или углем, упомянутые в «Списке портретов»?
Откровенно говоря, после прочтения уже первых двух глав (из одиннадцати) я отложил книгу в некотором затруднении, ибо много воды утекло с момента создания портретов, вошедших в состав экспонатов выставки его работ, у В.А. Смита было время подумать над сюжетом (годы жизни В.А. Серова: 19 января 1865 - 5 декабря 1911, а на дворе начало 21-го века). А главы, тем не менее, выглядели поверхностными.
И число вопросов к досадным пробелам нарастало по ходу дальнейшего чтения.
*
Получилось так, что в большинстве случаев предметом книги были портреты наследников богатств, созданных их предками, а образы именно тех могли бы быть по-настоящему интересными. Да, наследники были блестяще образованы и воспитаны, как и их жены, но… начать дело и успешно его развить, или пользоваться доходами от созданного предком предприятия или отрасли, отчисляя толику на благие дела, суть очень разные вещи.
И если художник Серов писал портреты тех, кто их заказывал, не предвидя дальнейших судеб своих натур, то писателю В.А. Смиту через сто лет после создания портретов ничто не мешало расширить ретроспективную тему о «той России, которую мы потеряли в 1917 году», до темы «той России, какой она видится в ретроспективе через сто лет». Почему бы, говоря о портретах императора Александра Третьего, не подчеркнуть, что при нём Россия не вела войн («Все Балканы не стоят жизни одного русского солдата»). И ведь, например, политическая близорукость Николая Второго, пренебрегшего заветами императора Александра Третьего (крепить своих единственных союзников – армию и флот, но избегать участия в войнах), дорого обошлась не только его семье, но и всей стране с весны 1917 года в теченье многих последующих лет, а может быть и в течение всего двадцатого века. Почему В.А. Смит пропустил эти витки темы?
Или. Ничто не мешало В. А. Смиту отметить как знаковое строительство участка железной дороги от Москвы до Сергиева Посада (будущей Северной дороги до Ярославля и далее). В Правлении Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги был значим Савва Иванович Мамонтов. Интересная авторская манера связки промышленников-предпринимателей с их меценатской помощью художникам, скульпторам и архитекторам могла бы оказаться весьма плодотворной и тут. Подсказка была перед глазами: на линии Москва – Сергиев Посад находятся платформы и Мамонтовская, и Абрамцево.
Конечно, несомненно важно упоминание в книге роли Дома Нобилей в становлении нефтяной промышленности России, но ещё более важной была прокладка в стране развитой сети железных дорог. В частности, пуск 14 июля 1903 года Транссибирской магистрали на всём её протяжении!
Ведь в связи с поездками Серова в Италию возникает естественный вопрос о вариантах маршрутов, выбиравшимися художником: поездом до Севастополя и морем, или как-то иначе? В самом деле, как ездили наши художники, писатели, композиторы – современники Серова - в Италию? В книге о событиях в России нет внятных слов о её путях сообщения! Почему?
Или совсем простой вопрос, который мог бы задать читатель, не побывавший на выставке работ Серова, Вильяму Артуровичу Смиту: видел ли он на выставке, например, портреты жены Серова?
*
Вопросов по содержанию книги много, и свидетельствуют они о том, что автор, взявшись за повествование о героях портретов Серова, ограничился, увы, лишь биографиями тех заказчиков, которые были способны купить плоды труда художника. Да, сначала художник делает себе имя, создавая первые шедевры (например, «Девочка с персиками»), потом возникает мода на его работы среди богачей. Часть из них становится меценатами и заказчиками новых картин (императорская семья, Третьяков), обеспечивая на какое-то время благосостояние художника. А потом? О бегстве от этого «потом», когда могут кончиться заказы, и художник может оказаться в нужде, у В.А. Смита ни слова. Возможно, он не знал о хрестоматийной участи художника Ван Гога – смерти в нищете, работы которого стали высоко котироваться и перепродаваться, оседая в богатых коллекциях, только после его смерти!? Какова была участь семьи Серова? Ведь, в отличие от заказчиков, Серов не был состоятельным человеком, да и прожил он короткую жизнь.
Зависимость портретиста от воли и кошелька заказчика несомненна, хотя, в уходящей в прошлое исторической ретроспективе она становится иногда менее различимой. Кого тревожит, к примеру, чьё-то «спонсорство» при создании картин Гойя? Но на портретах Серова встают образы людей недавних, своими и замыслами, и упущениями, реально повлиявшими если не на нас с вами, то на судьбы недавних наших предков, причём часто весьма болезненно! И не учёт искажающего влияния заказчика на историческую представительность экспонатов будущих выставок выглядит заметным упущением автора книги.
Возможно ли думать, что гарантированность зарплаты в Советском Союзе и отсутствие глубоких национальных корней так повлияли на миропонимание автора, что он уделил первоочередное внимание особам, близким императорскому дому, крупным промышленникам и т.п. в структуре своей книги, и упустил из виду группы русского общества, не занятые бизнесом?
*
Между тем хочется назвать несколько очень неплохих книг, написанных о жизни с середины 19-го века до середины века 20-го в России – часто без редакции советской властью – о людях, которых талантливый портретист не заметил просто потому, что власть имущие могли заплатить за свои портреты гораздо больше, чем многие из композиторов, писателей, врачей, инженеров, учёных, офицеров. Это не специальная подборка литературы, а просто некоторые находки рецензента в разные годы его жизни.
*
Это – монография Натальи Андреевны Тахтамышевой «Инженеры путей сообщения. Три портрета на фоне времени» (М., издательство «Триумф», 2014 год). Цитирую аннотацию к книге.
«Книга посвящена трём инженерам-путейцам, внёсшим большой вклад в дело развития российских путей сообщения: Г.С. Тахтамышеву, Ю.А. Пешелю, П.Г. Таллако. Хронологически повествование охватывает период последней четверти Х1Х в. – первой половины ХХ в.
В книге рассказывается о жизни инженеров путей сообщения и их семей на Родине и за рубежом. Широко представлены сохранившиеся в семейном архиве и ранее не публиковавшиеся документы, фотографии, воспоминания, письма, а также материалы из государственных архивов и библиотек российских и зарубежных. Приводятся сведения о многих путейцах, о ряде других деятелей эпохи, с которыми так или иначе, соприкасались герои книги. Книга включает аннотированный именной указатель.
Издание предназначено для всех, интересующихся историей путей сообщения, историей России и семейной историей.
Рецензент: доктор исторических наук, профессор А.С. Сенин.»
*
Настоятельно советовал бы вниманию читателя небольшую публикацию Людмилы Гаркавая «Художник Валентин Серов: биография, личная жизнь и творчество».
*
В книге «Воспоминания металлурга» академик М.А. Павлов рассказывает о своей жизни и работе в черной металлургии, охватывая воспоминаниями более чем полувековой период (М, 1943 г. Государственное научно-техническое издательство литературы по черной и цветной металлургии). Цитирую аннотацию к книге.
В 1885 году, став инженером, он непрерывно работает в промышленности, сочетая с самого начала практическую деятельность инженера с большой и интересной научно-исследовательской и конструкторской работой. Автор был свидетелем или участником больших событий в развитии металлургического производства нашей страны; встречался со многими людьми; близко наблюдал хозяйничанье иностранных концессионеров на Юге России, на заре развития здесь металлургической промышленности, хорошо знал уральскую металлургию, был за границей, изучал опыт передовых металлургических заводов Европы и Америки. Обо всем этом он рассказывает подробно, обстоятельно, дает анализ развития производства, характеристику некоторых деятелей металлургии.
Книга представляет большой интерес для работников черной металлургии, но ее с интересом прочтут и не металлурги.
Литературная запись и обработка А.А. Бека.
*
Грессеров, Пётр Сергеевич. «От тройки до самолета (Русь ушедшая...)» = «From Troyka to the Airplane». [Автобиографическая повесть] / П.С. Грессеров. - [М.] ...
Мне удалось прочесть эту книгу на русском языке, изданную в Торонто. Ниже мой краткий пересказ.
    Дано описание жизни дворянина и его родных в Петербурге, Москве, в Иркутске. Герой оканчивает Императорское кавалерийское училище, принимает участие в боевых действиях русской армии в мировой войне, после революции участвует в Гражданской войне на стороне белых, после победы Красной Армии на Юге России оказывается в Сербии.
Запомнилась одна подробность из истории Первой мировой войны, упомянутая П.С. Грессеровым. Русский Генштаб строил свою концепцию войны с Германией на её победном завершении через полгода (с соответствующим запасом артиллерийских снарядов). Война затянулась, у русской стороны снаряды кончились.  Когда же на артиллерийских заводах в Царицыне смогли увеличить в разы производство снарядов, обеспечив предполагаемое победное летнее генеральное наступление в 1917 году с финалом сразу в Берлине, Вене и Константинополе, после нашей мощной артподготовки русские солдаты из окопов в атаку не пошли (Изверились в руководстве? Устали воевать? Агитация эсеров и большевиков?). Наступление было сорвано.
*
Подобные книги свидетельствуют о сложной многоплановой жизни в русском обществе во времена В.А. Серова. Книга В.А. Смита не передаёт этой «сложной многоплановой жизни в русском обществе». Она, скорее, идёт навстречу познаниям нынешнего рядового посетителя юбилейной выставки работ Валентина Александровича Серова, мало изменившимся за сто лет после кончины художника. Возможно, о таком уровне познаний писал ещё А.С. Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. Так просвещеньем, слава Богу, у нас не мудрено блеснуть!».
**
Книга В.А. Смита содержит 11 глав:
1. Последние Романовы в портретах и в жизни
2. «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное…»
3. «Есть женщины в русских селеньях…»
4. Его ещё называли «Савва Великолепный» …
5. Два портрета. Две судьбы
6. Юсуповы. Последний Великий бал и «Ханский огонь»
7. Шведы на Руси
8. Сага о Морозовых
9. Российское меценатство. Ода благотворительности
10. «Эпоха “Мира искусства”»
11. Вся жизнь в поисках «отрадного»
**
Несомненно, на 320 страницах книги Вильям Артурович захотел рассказать о плодотворности связи предпринимателей-промышленников России с её художниками в форме меценатства. Похоже, он попытался избежать разработки собственного сюжета, понадеявшись на путеводность цепочки портретов – экспонатов с юбилейной выставки художника Серова. Видимо, чтобы получился некий красивый литературный аналог музыкальных «Картинок с выставки» Модеста Петровича Мусоргского, посвящённых памяти друга – Виктора Александровича Гартмана – создателя «русского стиля» в архитектуре. Тогда, в феврале-марте 1874 года (менее чем через год после кончины) была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных им за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.
Гартман, как и Серов, слишком рано ушёл из жизни.
Свою мемориальную работу Мусоргский выполнил тоже в 1874 году.
Разрыв же между временем творчества Серова и рождением книги «После выставки Серова. Портреты. Судьбы. История.» огромен - более ста лет. И каких лет! Две мировых войны, два крушения структур российской государственности, гражданская война и сталинские репрессии, крах при попытке построить коммунистическое общество «в отдельно взятой стране», принудительная дехристинизация и поздний ренессанс православной церкви! И это – самые общие мазки, обозначающие негативы политического «рельефа» ХХ века в нашей стране. За выразительнейшей конкретикой отдельных деталей В.А. Смит мог бы, например, обратиться к данным сайта Студопедия о Российской Империи, касающимся времён жизни и творчества художника Серова:
1. Детская смертность. https://studopedia.ru/17_80348_detskaya-smertnost.html
2. Трудовой вопрос (в т. ч. по женщинам и детям).
3. Иностранный капитал в Российской Империи конца 19 – начала 20-го века.
4. Здравоохранение. https://studopedia.ru/17_80351_zdravoohranie.html
5. Грамотность в Российской Империи.
6. Россия «холерная», «тифозная», «туберкулёзная». 7. Смертность от заразных болезней. 1905 – 1909 годы. 8. Записки члена отряда помощи голодающим Поволжья (1912 год).
9. Столовая на 100 человек. https://studopedia.ru/17_80357_stolovaya-na--chelovek.html
10. Голод и февральская революция 1917 года. https://studopedia.ru/17_80358_stolovaya-na--chelovek.html
**
Ознакомление с упомянутыми списками – и «некоторых находок рецензента в разные годы его жизни», и 10 глав на сайте Студопедия – может пояснить причины возникшего у меня – читателя и рецензента – душевного неприятия содержания книги В.А. Смита. Творческий и материальный комфорт талантливого портретиста в среде его заказчиков и покровителей вступал в непреодолимое моральное противоречие с состоянием жизни огромного большинства народа Российской Империи. Автор книги предпочёл по каким-то причинам его не заметить.
Я не был знаком с автором и только посмертно – в начале 2021 года – познакомился с его последним произведением.   
Сожалею, что по этой причине не смог помочь ему советом – рецензией.
Возможно, вместо эклектического многотемья В.А. Смиту удалось бы создать полноценную культурно-историческую монографию. Предпосылки к ней чувствуются.


Рецензии