Хор на Клиросе

Государевы певчие дьяки-
Первый хор православной Руси.
Клирос ожил, и с древней той даты
Зазвучали стихиры, кондаки;
Голоса - тенора и басы.

В домовом Благовещенья храме
Состоялся желанный дебют,
А до этого - спевки часами
Под иконами и под цветами;
Послушание - творческий труд.

Не в одном дьяки пели соборе,
Пели в царских палатах князьям. …
Не хватало высот в мужском хоре -
Тесситуру высоких нот скоро
Детским отдали голосам.

Но на Клиросе не было женщин,
Петь с мужчинами - строгий запрет.
Значит красок гармонии меньше,
Партитура бедней, звуки мельче.  .
Так служили четыреста лет.

Ввел Архангельский клирос совместный,
Женский голос в правах утвердив,
Дирижер, композитор, хормейстер.
Всему миру стал вскоре известен
Его смешанный хор-коллектив.

Малочисленна первая спевка,
Двадцать певчих, включая детей,
Но рождается новая веха:
Хорового искусства успеха
И в миру, и под сводом церквей.

На начало двадцатого века
Это главный на Клиросе хор
В ВЕРЕ он укреплял человека,
Как духовный был пастырь и лекарь,
Им любой бы гордился собор.
                ***
Хор Пилецкого*  в самом начале,
Как хор дьяков, был чисто мужским
Трое певчих нестройно звучали,
Но под фикусом страстно мечтали
Вскоре сделаться хором большим.

И не важно, что первые ноты
Разъезжались и были глухи,
Повторяя стихиры раз в сотый,
Смыслом будто бы мёдами соты,
Наполнялись распевов стихи.

Начинали на частной квартире,
И случилось одно из чудес:
Звуки сами в гармонию слились,
Но соседи за стенкой крестились:
С потолка мела сыпалась взвесь.

И на Пасху ещё одно чудо:
Приглашение в Смоленский собор.
Хоть на Клиросе петь было трудно,
Это самое сладкое блюдо
Укрепило Пилецкого хор.

Помогали не только молитвы,
Проводился тотальный опрос,
И к камням всей округи прилипли
Объявленья «Хор церкви на Ити
Ждет мужчин», и состав быстро рос.

Для пятнадцати новых хористов
Богдановича скромный музей
Стал нежданно везением чистым,
Местом спевок, рождения мысли
Петь под сводами разных церквей.

И действительно, хор приглашали
В храмы города, в сельский приход.
Накопилась программа большая,
Песнопений, и сила мужская
В спевках свой находила исход.

Возвращались домой очень поздно,
Все трезвы к удивлению жен.
И духами не пахло, возможно ль?
Непонятно … и женам нервозно,
Те с проверкой явились гуртом.

Да, заслушавшись, так и остались,
Оказалось, не каждый поет.
Но с молитвою все зазвучали,
И   с усердием ноты читали,
Не держа никогда прежде нот.

Получилось, как в классике жанра,
Хор на клиросе смешанным стал
Петь духовные вещи желая,
По плечу Чесноков и Арайя,
Все с листа, только ноты давай!

Постоянные службы в Смоленской,
Привлечение к спевкам детей,
Репетиции с радостной рентой,
Красотой подкреплённые женской-
С каждым днём атмосфера теплей.

И сегодня, пусть статус - любитель,
Держит каждый при пении строй,
Домом сделалась церковь на Ити
Регент стал дирижером событий,
Хор - единой и дружной семьёй!
              15.03.2021

* РУКОВОДИТЕЛЬ(певец, хормейстер и капельмейстер) духовного хора,
 поющего на Клиросе церкви Смоленской божьей матери, расположенной
 в Ярославле в месте впадения реки Ить в Волгу.


Рецензии