Притча о птицах

Господь подарил нам творенье Божье - птиц. Они различаются по повадкам: птицы домашние и дикие.
Дикие птицы не прочь одомашниться, стать оседлыми созданиями. В городах они сами льнут по ближе к людям, не то, что степные и лесные пташки.
В городе различают их по повадкам и характерам. Словно в хоре из оперы "Снегурочка" "Сбирались птицы".
Гостьи пернатые - синицы, морозоустойчивые и очень смышлёные, поддаются дрессировке. Их прикармливают семечками.
В отведенное ими по природным часам время, прилетают сами, рассаживаются на ветках как поплавки и заглядывают в окошко.
Синички - природные артистки. Раскланиваются в разные стороны, преклоняют головку в красивой католической шапочке. Рассядутся на ветках как пушистые шарики: пернатая гостья то хвостик распушит, то пёрышки веером раскинет, то головкой покивает, то по мёрзлой ветке морзянку отбивает: "Насыпь зёрнышек", - значит. За сольное выступление получают награду - подсолнечные семечки.
Щёлкают их, как белка орешки. Чудо какие синички умилительные! Клювик раззявит, как в гнёздышке, кивает, значит, благодарит: "Просим-просим!" Очередность у них существует: сидят на тонких веточках, раскачиваются как на качелях. Воздушный аттракцион показывают: по воздушному кругу, по очереди подлетают к кормушке с семечками: воспитанные, не теснятся, уступают место друг дружке, замирая на несколько мгновений в воздухе, трепеща крылышками по-стрекозьи. А затем вновь возвращаются на тонкую веточку раскачиваться. "Чи-вик-чи-вик" - песенка их, тепло возвещают. Если чивикают, значит тепло чувствуют, предвещают. Всю долгую осень-зиму - прилетали, потеснили своей пригожестью и птичьим умом воробьёв и голубей. Те неразлучные друзья стали, вместе держатся.
Воробьи - кургузой стайкой беспризорников, голуби - с ними. Вообще, эта почта голубиная. Голуби - проводники в городском мирке.
В грязной луже утки обосновались, совсем домашние оседлые птицы. У них от обилия снега и морозов шок. Еле выбираются из воды, переваливаются, переступая красными перепончатыми лапами по снегу. Так и просятся, чтобы их выловили и пристроили куда, пригрели. Даже крякнуть не могут! Эх, серая шейка, серая шейка Мамина-Сибиряка! Невесело им зимой плавать, не безопасно. Грязью тротуарной их обдувает, бензином, собаки снуют. Неизвестно, кто их развел - целое стадо утиное селезней и утиц. Есть у них посыльный - обшарпанный куцый, но стойкий к морозам голубь. Он их караулит. Несколько раз прилетал к синичкину окну, вызывает, чтобы проведали.
Такая птичья взаимовыручка существует! Птицы лучше людей! Летом бойко плавали они в искусственном озере, ныряли, фокусы разные водные показывали: то моторчиком, то поплавком, расхаживали важно. Видимо, крылья подрезаны, улететь не успели. Да и в воздух тяжело поднимаются, словно им вес мешает, высоту набрать не могут. Покружит и обратно в воду, как магнитом притянутые. Перезимовали селезнята с утицами в 30-градусный мороз! Мировой рекорд установили. Большая птичья домашняя стая почти в сотню выводка перезимовала на льду искусственного озера, покрытого глубоким снегом. Голуби важные, вокруг ходят, их подбадриват, обучают выживанию в сложных погодных условиях. Ходят, лапками притоптывают, почти как в птичьей плясовой. Вот ведь у них лапки какие ветвистые, хорошо удерживают на поверхности снежного покрытия, под наст не проваливаются. Радуются, что до весны дожили! Да и едят вяло, потому что в неволе.
Вороны тоже красотой не обижены: чёрные, востроносые, строгие, предводительницу слушают, всё осматривают, примечают. Они ведь первые птицы-санитары в лесу.
Не понятно чем кормятся, но никогда к кормушке не подходят. Невозмутимость и независимость уважают. Присматривают за шустрыми, но беспризорными воробьями.
О приближении кого-то предупреждают карканьем, способны копировать звуки человеческой речи, воспроизводить даже отдельные слова.
Сороки-белобоки своей красотой хвастают. Они тоже что-то выискивают, сильным клювом собирают: то металлические безделушки блестящие, то другие предметы, которые могут их привлечь. 
Грачи - вот свежие силы! Весну с собой на крыльях приносят, по пашенке идут,  землю боронят, важность свою чувствуют.
Летом соловушки прилетают. Голосистый алябьевский соловей по цветущей весне заливается!
Заметит, что слушают его, и рад стараться! Трели выводит, как певец настоящий: сценические упражнения, рулады выводит, свой локальный напев знает. Первый солист, конкурентов в пении у него нет, раздолье кругом! Проворный и шустрый, в руки не попадётся - только бы слушали его песенки!
Июльские гостьи - стрижи появляются перед летней грозой. Их волнение передаётся другим живым существам. В порыве беспокойства могут даже в раскрытое окно в дом влететь. Стрижиными стаями высоко-высоко в небе парят, как барометр предвещая атмосферные явления.
Это только несколько пород птиц, которые посещают города. Да и этого малого блага люди не заслуживают!
Послесловие:
Что изучают на уроке "Природоведение".
Цикл программ "Природа вокруг нас" отсутствует. Сюжеты: поделки скворечников своими руками, изготовление кормушек и наблюдения за птицами, наблюдения за сменой времен года. Сборы шишек, желудей и листьев для поделок, экибаны, гербариев; шиповника и лекарственных трав для чаев - отсутствуют. Школьное сочинение как жанр наблюдений за природой. Чему их обучают? Непонятно чему, но явно не птичьей любознательности.
Автор - бывшая юная натуралистка, читательница журнала "Юный натуралист", а теперь - специалист.
Из раздела: "дорогая редакция" - письмо в редакцию журнала "Юный натуралист".
По этой зиме залетело три синицы. Первая случайно пролезла в оконную щель. Когда её выпустили, наверное что-то своим сородичам передала по-птичьему. И потом ещё две через щель эту ввалились в гости. Живые существа. Воробьи, действительно, исчезли куда-то. Что-то в эту зиму их совсем невидно. А по весне они обычно в кусте шиповника вылупляются и среди веток прячутся.
 


Рецензии