Демокрит. Органическое тело

     В строгом смысле слова телом может быть названо только живое тело, поскольку лишь оно есть возрастание внутреннего согласия. Лишь живое тело растёт из своего нового основания. Остальные "тела", которые мы именуем мёртвой природой, должны быть названы вещами или предметами, или же "отрезками бесконечного", как подходяще выразился о них уже Эпикур, а не Демокрит. Предметы или вещи, или "отрезки бесконечного" это застывшие, покоящиеся согласия, безразличные к своим внешним границам. Они содержат внутри себя закон и относительную случайность, но по характеру своей локальности они не более, чем "обрубки" - остающиеся теми же самыми, если их "обрубать" и дальше. Именно на них строится наша математика и наша физика.

     Вещи не растут из бесконечного Ничто, а живые тела растут... Всякое живое тело по живому осуществляет принцип собственной самобытной локальности - размеры растущего тела являются мерой его растущей самостоятельности, но не только размеры, а ещё и вид, форма, образ.
    В живом локальное уходит своими корнями в универсальное за счёт того, что принцип локальности удерживается и полагается им самим. Так что в точном смысле слова только живое тело это настоящее тело, исполненное или выполненное в достаточной для совершенства мере.
   Поэтому можно сказать и обратное - что исполненный в совершенстве принцип телесности это и есть жизнь.
   Жизнь не случайна, она - база, она - Космос, она - мир.

   Любое живое нарастает экстенсивно исключительно в силу своей интенсивности. Тело это второй синтез, после первого "атомного" - вещи не допрыгивают до него. Освобождение нашего Логоса от нашей "логики" произойдёт в тот момент, когда мы сами перепрыгнем вещи. Перерастём их также, как перерастает их жизнь.

   Живое тело никогда не является одним и тем же. Между тем с неумолимым упорством жизнь возрождает любое уничтоженное тело таким же самым через род. Жизнь обновляется через смерть, то есть тело это такое нечто, которое постоянно течёт, но при этом в большей или меньшей мере управляет процессами своего "обнуления".
   Тело оказывается самым подвижным синтезом Вселенной, а ещё - самоподвижным. Отсюда, тело - это бесконечный процесс синтезирования или "бесконечный синтез". Есть ли у него свои пределы?

   Тело - локально бесконечный синтез.
   Живые организмы, словно "чёрные дыры", засасывают в себя сразу и ничто, и атомы, и вихри, и синтезируют, синтезируют, синтезируют...
   Жизнь синтезирует жизнь, мир, красоту и даже, как мы видим по самим себе - смысл.

   Так что когда в одних своих фрагментах, Демокрит высказывался о растениях и животных, что они не случайны, но в других своих фрагментах, говорил о случайности, а не фатальности их формирования и когда поэтому преемники Демокрита считали, что понять его невозможно, - именно тогда понять его было вполне возможно - нужно было только идти вслед за демокритовским воображением.

   В теле мы видим синтез мира как таковой. Он обнажается перед нами. Но его тайны открыть не так-то легко, потому что они уходят в глубины Космоса. Значительно проще понять вещь, если только не приписывать ей дополнительных умыслов, например умысла непроницаемости быть "вещью в себе". В нашей природе есть только одна "вещь в себе" - это живое тело. Или как восклицал Аристотель с глубоким недоумением - возможно ли быть в самом себе? - не догадываясь, что живое и жизнь давно уже ответили на этот вопрос положительно.
Что же касается Канта, то он распространил наше живое недоумение на мёртвые вещи. И тем самым спас фонд "золотого запаса" в самом себе. Но не более.

   Но чтобы ни говорили последующие и предыдущие философы, однако честь локально бесконечного синтеза - идеи локально бесконечного синтеза принадлежит Демокриту, а это и есть то, что как фактичность, мы называем органическим живым телом.


Рецензии