Николай Ашуров. Творческий портрет

    Пишу, когда молчать не в силах...

  Николай Павлович Ашуров, родился в 1954 году. Бывший моряк-пограничник. Капитан второго ранга в запасе. Служил в Абхазии, в Краснодарском крае. Участвовал в грузино-абхазском конфликте 90-х годов, нес пограничную службу и вылавливал браконьеров на Азове. Уволился в 2006 году, дослужив до должности помощника начальника регионального пограничного управления ФСБ России по ЦФО.

      Писать стихи начал в юности. Однако серьезно к поэтическому творчеству обратился, лишь оставив военную службу. Его стихи - здоровая, положительная, понятная и потому трогающая сердце поэзия. Мир, в котором обитает его лирический герой, устойчив и предсказуем. Это тот мир, которым уже утрачен многими из нас. Дружба здесь настоящая, любовь - верная, на всю жизнь, личный интерес не вступает в противоречие с долгом. Особая тема - тема истоков. Стихи о природе, деревне трогательны и философичны. Вот как он говорит о том, что побуждает его к творчеству: "Люблю русскую природу, простой деревенский быт, крестьян с их житейской мудростью и нехитрой утварью... Люблю простых и открытых людей".
      Стихи Николая Павловича публиковались в "Комсомольской правде", в районных газетах Воронежской и Ростовской областей, несколько передач о нем, как о самодеятельном поэте, было записано на Воронежском радио.
      
      ***
      
      Николай Ашуров владеет стихосложением так же свободно, как владеет устной речью: он пишет связно, ясно, образно. Впечатление слитности усиливается манерой письма, при которой не используется принцип так называемых "приставных строк".
      
      Вечереет нынче рано,
      Бьют вдали перепела,
      Ночь с Курчанского лимана
      Тихой байдой наплыла.
      Степь доносит запах хлеба,
      Гасит звуки тишина,
      И купает звёзды небо
      В тёплых, ласковых волнах...
      
      Сам по себе прием построения строфы от главных смысловых строк, задающих рифму, вполне уместен и часто применяется даже маститыми авторами. Действительно, если не выступает на поверхность "технический шов", соединяющий части строфы в единое целое, то какая разница, как рождается произведение? Стих, написанный на одном дыхании, и стих сверстанный, если и тот и другой состоялись, - равнозначные явления поэзии. Но, давая оценку авторской манере, следует сказать, что большинство стихов Николая не знают "сварки", это точное литье.
      Такая однородность текста - признак особого поэтического дара, природной предрасположенности к точной версификации. Есть в этом и минусы. Умение выплескивать цельный поэтический текст, уменьшая объем рутинных операций при стихосложении, в тоже время не позволяет в должной мере нарабатывать навыки стилистической диагностики. Может быть, потому у него иной раз проскальзывают неточности в формулировках. Впрочем, это объяснимо: стихи Николая никогда не проходили обкатку в обсуждениях на литературных семинарах, его никогда не мучили редакторы, то есть ему просто негде было развивать навыки критического прочтения собственных текстов.
      Он самоучка. Сугубый практик. А если дать этому слову качественное наполнение - самородок. Увлечение поэзией для него лишь одно из творческих пристрастий. Кроме этого есть и рисование, и художественные ремесла, и гитара. И что интересно: его художественные склонности имеют прикладное значение. Умение рисовать стало подспорьем для занятия художественной обработкой металла, способности к стихосложению часто проявилась в форме поэтических поздравлений. Однако тексты, написанные им по случаю дня рождения друзей, получения очередного воинского знания сослуживцами, никак нельзя отнести к разряду дежурных. В отличие от большинства так называемых "датских" стихов, они художественны и остроумны, лишены стандартного юбилейного глянца. Это такая же неотъемлемая и интересная часть его творчества, как и любовная лирика, философские рассуждения о жизни, о своем назначении.
      
      То не шторм на море синем,
      Не Балда трясёт оброк -
      Сын Григория Василий
      Отмотал военный срок,
      Оттянул усердно лямку,
      Снял папаху не спеша,
      И зелёную полянку
      Накрывает корешам.
      
      Знакомая интонация! Что за Василий? Не о Теркине ли, дослужившемся до полковника, речь? Тот же свободный, задорный слог, добродушный дружеский юмор. А вот уже серьезно. Другому сослуживцу!
      
      Не баловала милостью страна,
      И смерть в глаза глядела не с экрана,
      Лишь отразились эти времена
      В душе незаживающею раной.
      Мы беды пережили, как могли,
      Наезженных путей не выбирая...
      
      Страна здесь - не вся Россия, а лишь официальное ее представительство. Власть. Но есть и другая Россия - без чинов и титулов. Родина. И автор не смешивает эти понятия. "Я деревню русскую Родиною чту", - объясняет он. Деревня - это и родные сельские просторы, и люди, в них обитающие. Это то, что лечит душу.
      
      А на закате сядем у костра
      И за друзей по маленькой осушим.
      И соловьи до самого утра
      Нам будут петь, залечивая души ...
      
      Носящие погоны люди иной раз то ли в шутку, то ли в серьез, называют себя "государевыми людьми". И здесь дело, конечно, не личной преданности лидеру, будь то суверен или гарант. Дело в том, что, какова бы не была власть, только она может способствовать организации и сохранению того, ради чего стоит жертвовать жизнью. Это дом, семья, а по большому счету совокупность всего этого в масштабах своей земли и своей культурной традиции. Это то, что свое! И власть совсем не олицетворение этой сути, она лишь инструмент. Родня, народ, родина - вот основа его патриотизма. Здорового российского патриотизма, в котором нет места националистическим предрассудкам. Хотя бы потому, что у каждого русского в крови, наверняка, намешано разного. "Лишь сквозит фамилия Золотой Ордой", - отмечает по своему поводу Ашуров.
      Вспоминается другой государев человек - офицер, поэт Лермонтов с его "странной" любовью к Родине. Так уж у нас складывается из веку в век, что любовь к Родине не возможна у россиянина без горького привкуса досады и чувства вины. Пусть и за несовершенное.
      
       Зарастают погосты унылые,
      Не сыскать ни плиты, ни креста...
      Ты прости меня, Родина милая,
      Пред тобой моя совесть чиста.
      
      Воинская служба, полная опасностей, самоотречения, бытовой неустроенности - своего рода нравственное искупление, своеобразная автоепитимья. В беспримерном разгуле грабежа и бесчинства, в ситуации, когда осознается бессилие изменить что-то в происходящем, это способ отмежеваться от всего этого, не замараться.
      
      Олигархам, царям и купечеству
      Не понять никогда одного -
      Я учился защите Отечества,
      А они - распродаже его.
      
      Совесть чиста, но "прости". Что-то тревожит, беспокоит, не дает уснуть. Что? Осознание того, что остаться в стороне, не замараться недостаточно. Но что же делать, когда коррупция стала для чиновников естественным элементом жизни? Судите сами - Президент официально признал как одну из основных проблем высокий уровень коррупции в стране, которая поразила главным образом управленческие структуры. У власти же в стране партия, объединяющая в себе все значимое чиновничество. Такой вот парадокс. Что сказать? Но и промолчать нельзя...
      
      Русь моя страдальная!
      Плачешь, но молчишь...
      Лишь дороги дальние,
      Да луна в ночи,
      Рамки жизни строгие,
      С мерой соли - в пуд,
      Да цари убогие,
      Да чиновник-плут...
      
      Это отличает нас иных народов, что мы страдаем не от чувства сделанного не так, а от ощущения, что чего-то не сделали. Но чего? Нет ответа на этот вопрос. Но он ищет его всю жизнь. Он офицер-пограничник, а значит офицер ФСБ, ищет ответ на этот окаянный вопрос не в инструкциях. Поиск этот начался много лет назад, когда КГБ, в состав которого входили погранвойска, где он служил, именовали "карающим мечом" для инакомыслящих.
      
      Я много лет до этого момента
      Молчал, хоть позабыть никак не мог,
      Что раз однажды русским диссидентом
      Был приглашён под вечер на чаёк.
      Талантливый и умный, в чём-то гений,
      Преследуемый в собственной стране,
      Читал поэмы Шашенков Евгений
      Единственному слушателю. Мне...
      
      Диссидент читал стихи офицеру самой грозной силовой структуры государства. И они понимали друг друга. Но вот прошли годы. Случилось то, о чем мечтал Шашенков. Пал режим, который борцы с ним обвиняли во всех несчастьях страны. И что же?
      
      
      Самодержцы меняют позиции,
      Но, всё так же у денег в плену,
      Всю казну берегут - за границею,
      Потому, что не верят в страну.
      И воруют как прежде чиновники,
      Создавая себе благодать,
      Но по тюрьмам сидят не виновники,
      А всё те, кому нечего дать.
      
      Оттого в стихах Ашурова и много грусти, что власть имущие, практически не скрывая того, живут не по совести и не по способностям, однако нет возможности это изменить. Досада по поводу неустроенности нашей жизни, по тому, что вряд ли он уже дождется тех перемен, о которых мечталось, наполняет его творчество пульсирующим минором. И дело не только в отдаленности исторических перспектив - дело и в личных обстоятельствах. Возраст, - еще одна грустная нотка, свойственная в той или иной мере всем, достигшим пятидесятилетия. Кажется, совсем недавно жизнь была в самом расцвете, и вот первые признаки надвигающейся осени.
      
      Уходят в вечность лучшие друзья...
      И думается мне порой ночною,
      Что вместе с летом выгораю я.
      Душа чадит обугленною коркой,
      Как будто ей не нужно ничего.
      Повыгорело лето на пригорках.
      А я с такой надеждой ждал его.
      
      О чем эти строки? Об исходе лета или исходе жизни?
      
      На сердце осень... Безнадёга...
      Спешат машины за окном...
      Как надо всё-таки немного,
      Чтобы тоску залить вином,
      Чтобы забыться, хоть на малость...
      Что ж, жизнь короче с каждым днём...
      
      
      Но грусть его светла, потому что - жизнь сложилась. Есть осознание выполненного долга, есть хорошие друзья. Есть любовь.
      Любовь - отдельная тема его творчества. Николай однолюб. Для него образ любимой - не собирательный. Это реальная Она - жена, с которой прожито вместе много лет. Ей он посвящает нежные и проникновенные стихи.
      
      И у меня в душе не угасая
       Горит любовь, как яркая звезда.
       Я никого к душе не подпускаю,
       Чтоб в душу не проникли холода.
      
      А вот еще:
      
      Как хорошо с тобой вдвоём!
      Луна глядит в окно...
      И мы любовь по капле пьём,
      Как доброе вино.
      Её нельзя допить до дна,
      Сколь жадно ты не пей,
      И я пьянею без вина
      От нежности твоей.
      ................................
      До самой утренней зари
      Молчим с тобой вдвоём.
      Мы о любви не говорим -
      Мы с нею жизнь живём.
      
      Многие бы женщины хотели бы слышать такое... Всю жизнь...
      Произведения Ашурова, что становится редкостью в современной поэзии, однозначно нравственны. Наверное, главным образом потому, что являются созданием не рефлексирующей, а цельной, независимой натуры, сложившейся под воздействием традиционных моральных ценностей, к которым был приобщен в детские годы семейным воспитанием и хорошей литературой. Николай не модничает и не экспериментирует со стихом. Его вполне устраивает литературный багаж, накопленный для нас классиками. Он не пытается выделиться или преуспеть в литературном ремесле, обратить внимание публики на свои стихи, потому ему нет необходимости ни завлекать, ни развлекать читателя. Там где кто-то изощряется в старании остро "подать" проблему, он просто рассказывает о том, что тревожит его или радует. И лучшей характеристикой ему будет его стихотворение, которое в завершение рассказа об авторе хочу привести целиком.
      
      Не молвишь правду, так не лги,
      От лжи бессовестной краснея.
      Легко понравиться другим,
      Себе понравиться - труднее.
      Не изменить событий суть
      Простою сменою названья,
      И я в себе самом несу
      Итоги самобичеванья,
      Ошибок, смыслу вопреки,
      Себе нисколько не прощая.
      Кто б отпустил мои грехи?
      Жаль - церковь я не посещаю,
      Лоб не крещу на образа, -
      Как в детстве бабка ни просила...
      Молчу, коль нечего сказать,
      Пишу, когда молчать не в силах.
      Я рифму чувствую душой
      И через сердце пропускаю,
      Хоть понимаю хорошо,
      Что жизнь короткая такая.

Раздел на Стихи.РУ здесь
http://stihi.ru/avtor/anp54


Рецензии
Стихи Николая можно прочесть здесь:

http://samlib.ru/a/ashurow_n_p/

Карман Владимир Георгиевич   17.03.2021 10:51     Заявить о нарушении