2. 5 Влияние опыта. Kashf. ГАТА2. Инайят Хан

Vol.13 Часть вторая. KASHF. Проницательность. ГАТА 2. Хазрат Инайят Хан

2.5. Влияние опыта

Ниже пяти чувств есть одно главное чувство, которое действует через другие. Именно через это чувство человек глубоко чувствует и различает впечатления, приходящие извне. Каждое впечатление и опыт, полученные этим чувством, записываются в уме. Эта запись состоит из глубоких линий, и природа этих линий, глубоко укоренившихся в сознании, состоит в том, чтобы желать того же, что уже было записано, в зависимости от глубины линии. И именно в зависимости от глубины линии человеку нужно то, что он когда-то испытал. Например, пристрастие к соли, кислому или перцу - это приобретенные вкусы, и признаком этого приобретения является глубокая линия, которая остается в уме. Каждая произведенная таким образом линия желает жить по своему впечатлению, и отсутствие этого опыта для этой линии как смерть. Неприятный вкус рыбы, уксуса или сыра становится приятным после того, как линия сформирована. Вкусы даже более неприятные, чем эти, могут стать чрезмерно приятными, если линия хорошо запечатлена в сознании.

То же правило применимо к нотам музыки. Определенная комбинация нот или определенная аранжировка, будучи однажды запечатленной в уме, может стать для него очень приятной. Чем больше человек слышит музыку, которая когда-то впечатляла нас, тем больше хочется ее услышать. И от этого никогда не устаешь, пока не образуется другая, более глубокая линия. Тогда первой линией можно пренебречь и она станет мертвой. Именно по этой причине музыка, принадлежащая определенным людям, развитым или неразвитым, является их идеальной музыкой. Следовательно, это не музыка, написанная без нее; это музыка, написанная в уме, имеет влияние. Это причина, по которой композиторы похожи друг на друга в своей музыке, поскольку линии, которые запечатлелись в их умах, были созданы тем, что они слышали, а поскольку первые линии унаследованы от других композиторов, в их музыке есть сходство. Таким образом, музыка каждого народа формирует свой характер.

Тот же закон действует в поэзии. Наслаждайтесь поэзией из предыдущих впечатлений. Если поэзия, которую читает человек, не соответствуют первым впечатлениям, он не будет ею так наслаждаться. Чем больше человек читает определенные стихи, тем больше он получает от них удовольствие из-за глубокого воздействия на ум.

Из этого мы узнаем, что не только то, что желательно, но и то, что нежелательно, может стать любимым делом. Даже вещи, которые никогда не хотелось бы иметь, такие как боль, болезнь, беспокойство или смерть, если они глубоко запечатлены в уме человека, то он бессознательно хочет испытать их снова.

Очень интересно обнаружить, что если у человека сформировалось мнение о каком-то предмете или личности, и через какое-то время были бы предоставлены все аргументы, чтобы опровергнуть это мнение, он все равно будет придерживаться своего впечатления и не захочет менять свое мнение из-за этих линий, глубоко запавших в его сознание. Как верно то, о чем говорят мистики, что истинное эго человека - это его ум! И еще более забавно обнаружить, что, проведя свою жизнь под влиянием глубоких впечатлений в своем уме, человек все еще хвастается тем, что он называет своей свободной волей.

Перевод: Садананда Брамхачари


Рецензии