питер

Я помню отглаженный Питер,
Ходил вверх ногами там ветер,
Сдирая туманность с полыни,-
И, может быть, ходит поныне
По шахматным доскам руин,
Фильтруя себя сквозь слои
Капроновой влаги морской,
Чтоб после вонзиться иглой
Каналу в стальное ушко.

Мне шоры отдёрнутых штор
И тонкой портьеры лишайник
На небо смотреть не мешали,
Гусиной покрытое кожей.
Казалось совсем невозможным,
Что сброшены звезды до кучи,-
Как будто разгрыз их Щелкунчик,
Живущий в напольных часах,
Чтоб время на всех парусах
Летело на чёрные скалы
Невидимой финской Валгаллы.

Пульсации ленинской польки
Неслись, поддавали под дых,-
Я страха лимонную дольку,
Достав из ночного бокала,
Совал под распухший язык.

И мнилось, что нас миновало
Молочное пенье сирен,
Пока не коснулся колен
Закрученный бивень нарвала,
Литой копенгагенский крюк,
И ныла душа, тосковала, -
Невинно побитый байстрюк,
И воздух, овальный на вдохе,
На выдохе резал ноздрю.

А смерть не таилась совсем,-
Садилась в промёрзший трамвай,
И ехала вдоль по Неве,
Косой на стекле вырезала
Котёл и горящий очаг, -
Писала заветное слово, -
Чтоб ад трансформировать в рай,
Как в сказке Алёши Толстого,
В последней, бездарной главе.

Полночных кошмаров рассадник,
Проулок срывался в пике,
И медный безжалостный всадник
Летел на коньке-горбунке,
Сквозь полупрозрачные стены,
В густую беззвёздную тьму.
Как рыбные кости, антенны
Впивались под рёбра ему.

Казалось, конец и начало
Слепились в бессмысленный ком,
И то, что уже закипало,
Внезапно покрылось ледком.
Чуть что – и гремящая проза
Бросалась,- на стих ли, на тишь,-
Как коршун, хрустящий с мороза,
Сигает на тёплую мышь.

Исчезли сочельника свечи,
Нытьё сиротливых гитар;
Когда-то казавшийся вечным,
Исчез воробьиный базар.
Сбежала луна из загона,-
Смешное её молоко
Из невского липкого лона
Ещё месяцами текло,-
По фалдам голландского кроя,
По окнам дворцов и больниц.

И падала мёртвая хвоя
На диски безжизненных лиц.

Пока над тобой «Никогда»
Сияет, как новое солнце,
К тебе не вернусь, но вода
Едва ль над тобою сомкнётся.
И вряд ли цветное драже
С начинкой из тёртого мела
Поможет в бессмертное тело
Вернуться сгоревшей душе.


Рецензии
Лирический герой очень самодостаточен и отстранен от описываемого. Это отстранение чувствуется на разных уровнях. Тропы, очень непростые, есть удачные, но не хватает прозрачности что ли, цельности клея эмоции. Владение словом и умение поймать необычные аналогии, создавая авторские тропы — привлекает и заставляет распутывать смыслы. Но мысль так порой витиевата, ну например в первом эпизоде с перевернутым ветром. К строфе об "игольном ушке канала", забываешь, что речь шла о ветре и нить, судя по всему, это он. Сложно было увидеть ветер иглой, а канал ушком. Это получается две иглы.

Второй эпизод. Отдельно понравились метафоры оконного антуража. "Шоры отдернутых штор" - ну, то что, окна без ткани сегодня шоры, это понятно. И то, что шумовая аллитерация с "ш" неплохо создает стереоэффект раздвигания занавесок повторением шипящих, тоже. "Лишайник портьеры" — добавляет "иллюзорности" стекла еще и тему природы. Интересно, мох и лишайник это родственники во флористике или. Кроме акцента на растительность, появляется седовато-пепельный оттенок у занавесок и не очень опрятная латка ткани, если вспомнить, как выглядит эта растительность. Но вот что не вписалось, это соединительный союз "и" между "шорами штор" и "лишайником портьер". По смыслу получается, что на окне две пары занавесок, ну так бывает, когда тюль и гардины. Но в сравнении с лишайником и шорами как-то сложно определить ху из ху. Поэтому "и" создает внутренний диссонанс.
Уточнение про "гусиную кожу" предполагает, что речь идет не о предтече космоса, а о неком частном варианте проекции неба. По другому сложно понять о кожном проявлении озноба или волнения.
Понравилось про "страха лимонную дольку", очень удачно соединились познания в химии окислительных процессов и понимание сути страха, как эмоции одиночества. Вот, честно, никогда бы не догадалась найти такое интересное тождество эмоции опасения. По этому принципу, получается, что клубника это лимонный антагонист.
Интересный вариант обновленной темы Буратино. И опять же, понимающему тему стекла, такой образ покажется очень удачным: "
"А смерть не таилась совсем, —
Садилась в промерзший трамвай,
И ехала вдоль по Неве,
Косой на стекле вырезала
Котел и горящий очаг -..."

К финалу удалось разгадать квест про отстраненность лирического героя от города. Последние строки про разноцветные мелки и "Никогда" с отказом возвращения под "новое солнце", где доминирует не изоляция героя, а болезненность, многое объяснили. Это Питер для внутреннего пользования. Он очень авторский и пережитый, пропущенный через прошлое, которое отказалось от будущего.
Всех находок не отметила, их много, и если каждую рассматривать через призму основного конфликта, просто устанете читать. Поэтому просто: вещь — состоявшаяся, как персональный слепок Питера. Города, который в личных мирах очень редко повторяется...

Кшесинская Деметра   24.07.2022 22:13     Заявить о нарушении
большое спасибо за подробный разбор. Стальное ушко канала - это мост, конечно, который и протыкает игла ветра.

Михаэль Шерб   26.07.2022 14:52   Заявить о нарушении