Средь поднятой со дна житейской мути

1.  Военврачам

Врачам военным посвящаю стих,
их мужеству, геройству, бескорыстью.
Тем, кто в победах не криклив, а тих,
и, награждать  умея многих жизнью,
поближе должен быть к передовой,
ведь кровью дорожить солдатской надо,
и каждый день вести со смертью бой
в палатках полевого медсанбата.

Учитывать умерших  и живых,
передавать властям захороненья,
чтоб кто-то смог уведомить родных,
где их защитник умер от раненья.
Им некогда ни спать порой, ни есть,
бинтов и тех частенько не хватает…
Но силы придают им долг и честь,
а тихое « спасибо!» окрыляет.

Присяги Родине невидимый магнит
частенько святость с подвигом роднит

2.  Как выживать сегодня не дельцам

Увы, страна Советов умерла!..
Но живы те, кто жить желая краше,
по совести вершат ещё дела
и в ком «моё» не побеждает«наше».
Они привыкли старость почитать
и на беде чужой не наживаться.
Им общее привычней защищать,
а не за счёт других обогащаться.

Как выживать сегодня не дельцам,
тем, кто привык во всём дойти до сути?
Как не служить пройдохам и рвачам
средь поднятой со дна житейской мути?
Им страшно жить в пыли чужой среды,
где ветры рвут их связи родовые,
и где растут аптеки, как грибы,
с лекарствами, что слишком дорогие.

Ведь многим ещё хочется пожить,
и у прохожих денег не просить…


3.   За всё конечно надобно платить

Возврата нет. Продажно всё сейчас.
Бесплатным ничего уже не будет.
Военврачи пример теперь для нас –
как относиться к продолженью судеб?
Идти в солдаты – выход лишь один,
коль не за что теперь тебе лечиться,
коль не банкир ты и не господин?..
Как нам с  такою старостью мириться?

За всё конечно надобно платить –
за труд врача, анализы, рентгены…
И перед тем, как начинать лечить,
сначала согласовывают цены…
Берут за всё: лекарства и уход,
анестезию, инструмент, халаты…
Власть лечится бесплатно, а народ –
за пенсии и скромные зарплаты.
 
Кто беден, воевать теперь идут…
Там «вылечат», но если не убьют.

4.  Где б доктора найти

Россия, не построив Коммунизм,
не вырвавшись из плена прошлых «измов»,
осваивать решила прагматизм,
чтоб пережить удары катаклизмов,
всё чаще ставших всем грозить бедой
то потепленья, то магнитной бури,
то вируса коварством, то войной,
то всплесками беспамятства и дури.

За истину на шарике земном
всяк признаёт лишь то, в чём видит пользу,
не думая совсем уже о том,
что это для кого-то станет болью.
У каждого землянина свой Бог
в стремлении своём к обогащенью…
Плачевным будет для людей итог,
коль вирус приживётся разобщенья.

Где б для землян нам доктора найти,
Чтоб человечества продолжились пути?!

5.  Бесплатным не был труд  у Гиппократа

Врачи не любят слово – филантроп.
За труд достойной быть должна зарплата.
Профессия врача – совсем не рок.
Бесплатным не был труд  у Гиппократа*.
Лечить бесплатно клятв он не давал.
За исцеленье мзду несли родные.
Он много знал, и многим помогал.
За это и платили золотые.

Но, как проблему с бедностью решить?
Лекарства дорожают и приборы.
Здоровье бедным не за что купить.
Богаты олигархи лишь и воры,
а нищих, как известно, большинство.
Не в силах врач  лечить за подаянья…
И люди в Храм спешат на Рождество,
вымаливать у Бога состраданье.

Как приглушить проблемы этой  плач,
чтоб стал счастливым пациент и врач?..

*  – Клятва Гиппократа.
   Так называемая "Клятва Гиппократа" вовсе не принадлежит Гиппократу. Когда Гиппократ умер в 377 году до рождества Христова (по другим сведениям в 356 году), такой клятвы не было и в помине. Как и многое другое, ему приписали эту клятву в позднейших компиляциях его трудов. В действительности же "сочинения Гиппократа" представляют собой конгломерат из произведений различных авторов, и выделить из них подлинного Гиппократа практически невозможно. Из 72 приписываемых Гиппократу сочинений, Гален признавал за подлинные - 11, Галлер - 18, а Ковнер только 8. Остальные работы, очевидно, принадлежали его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу
(В.И. Руднев, 1998).
   Наиболее распространенная сегодня версия клятвы, так называемая Врачебная заповедь, опубликованная в 1848 году в Женеве, опускает большие куски исходного текста (или текстов).
   Перевод наиболее распространённого варианта (цит. по Гиппократ. Клятва. Закон. О враче. Наставления. - 1998).
   «Клянусь Аполлоном - врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться
с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
   Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости, я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
   Чтобы при лечении, а также и без лечения, я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
   Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»


6.  Здоровье нынче не купить за сало

«В семье не без урода»– говорят…
И средь врачей находятся хапуги,
кто на чужом пожаре норовят
погреть свои бессовестные руки.
Лечить больных лекарством дорогим,
что только есть у друга фармацевта.
И коль больной здоровьем дорожит,
поднять повыше значимость процента.

Достать для операции металл…
(комплект конечно, что там мелочиться),
чтоб «форс мажор» хирурга не застал,
деталь иная может  пригодиться.
За лишнее пообещать вернуть…
Потом забыть, сославшись на усталость…
Никто вас и не думал обмануть.
Само собою это как-то сталось…

Ну, вышел винт дороже драгметалла?..
Здоровье нынче не купить за сало!

7.  Всё прагматичней каждый новый  век…

Жизнь на планете ускоряет бег.
И, суть её познать не успевая,
листаем мы отпущенный нам век,
о днях грядущих ничего не зная.
А что дано, спешим проесть, пропить,
торопимся успеть повеселиться,
сегодня отстрадать и отлюбить…
Ведь будущее может не случиться.

Всё прагматичней каждый новый  век…
В стремлении себя переиначить
черствеет в человеке человек,
на доброту не становясь богаче.
А говорят, что в каждом есть душа,
которая растит в нас  человечность?..
Но мы взрослеть не можем неспеша,
корысть позвав в друзья себе беспечно.

Спасаясь от ненастий и невзгод,
возводим в душах божествам чертоги…
Отдашь на созиданье всё, что мог,
а новые «пришельцы» вновь – не Боги!
Не могут, как ни просим, научить
различиям друг с другом уживаться,
не враждовать, а искренно любить,
почаще петь, шутить и улыбаться.

2021г.


Рецензии
Поэма-эссе! Трансфокаторный ракурс!
И больно, и горько, и сладко до слёз.
И кажется даже, что лучше не скажешь.
И даже не веришь, что с этим умрёшь…
***
Женя, спасибо, что не перестаешь дышать, работать руками и ногами, думать головой, чувствовать сердцем, биться и - радоваться этой жизни!
И ТВОРИТЬ замечательную поэзию!

С уважением,

Алекс Конрад-Боно   11.03.2021 22:29     Заявить о нарушении
...почИтать (почитание)

Алекс Конрад-Боно   11.03.2021 23:48   Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! Подчинюсь правилу, но не соглашусь с его правильностью, искажающее смысл оказания чести и почёта в занятие чтением, читккой.
Мне не всё равно не понятно - почему "сочетание" надо писать через "Е", а "почитание" - через "И" Спасибо за подсказку. Жму руку!

Евгений Крюков-Донской   12.03.2021 11:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.