Легенда о Черемухе

Предисловие

Черёмуха обыкнове;нная (лат. Pr;nus p;dus, «слива с реки По»), или Черёмуха кистева;я, или Черёмуха пти;чья - вид невысоких деревьев (изредка кустарников) из рода Слива семейства Розовые (Rosaceae). ЧЕРЕМУХА   (лат. Padus racemosa). Русское название произошло от древнеславянского «черема» (смуглая). Одни  связывают его  с  цветом ее  коры  или сердцевины ствола (черемуха - единственное дерево  на  севере, имеющее  кору  и сердцевину темно-красного цвета).  Другие связывают  ее название с частой  червивостью черемухи, обычно растущей по сырым местам. Черёмуха относится к семейству розоцветных, она родственница вишни и сливы. Обитает у берегов рек и ручьёв, на опушках лесов, и на солнечных склонах холмов. Высота её пышной кроны достигает 18 метров. Продолжительность её жизни 100 лет. Произрастает во всех уголках нашей необъятной родины. Разновидности этого дерева   встречаются в Азии, Африке, и в других странах. Её цветение начинается в мае. Сладкие ягодки-костянки созревают в августе. Есть множество других имён черёмухи - в народе её называют ещё и «Черемшина», «Глотуха», «Колоколушка», «Засадиха», «Маевка», «Красивая невеста». Как бы растение не называли, душистую черёмуху во всех краях земли люди любят одинаково. Черемуха олицетворяет  молодость,  девичью красоту. Символ нежности, чистоты, любви.  Как и рябина, она считается покровительницей  влюбленных. Зацветает  черемуха  стремительно. Граница ее цветения  движется  с юга на север со скоростью  около 50 км/в день.  Цветущая черемуха - веха, разделяющая два периода весны. Зацвела, значит, кончилась зеленая весна и наступает поздняя весна, или предлетье.  Между ними обычно  бывает похолодание, а потом  приходит устойчивое тепло, и зацветают сирень, вишня, яблоня, акация. Черемуха дерево замечательное. Например, крестьяне исстари знали, что стоит  хотя бы на одну ночь внести в избу  ветки цветущей черемухи в то время, когда  на  яйцах  сидит  курица -наседка,  как  те  станут  болтунами. Не умея  объяснить причину, они, конечно же,  приписывали это волшебной силе черемухи. Теперь известно,  что выделяемые ее цветками  фитонциды, не только  очищают воздух от  болезнетворных микробов, но способны убить на расстоянии  и зародыш в яйце, и мух  с  комарами, и  даже мышь. Там, где растет черемуха, всегда чистый и здоровый воздух.  До сих пор в народе бытует мнение, что достаточно лишь постоять  у черемухи, чтобы отпугнуть болезнь,  а если прислониться  к  ней  ушибленным местом - исчезнет синяк. Запах   черемухи  незабываем,  но и  не  безвреден для нас.  В литературе встречается мнение, что она занимает третье  место  среди растений по ядовитости запаха. С этим можно поспорить,  но то, что  ее цветы выделяют  еще и  ядовитую синильную кислоту,  от чего может сильно  разболеется голова,  факт достоверный и потому держать большие ее букеты дома  не рекомендуется.
Применение.
Целительная сила черёмухи известна с древних времён, сохранились письмена о применении её ещё в каменном веке. Во время войны в госпиталях готовили из черёмухи лекарства для успешного лечения ран. По своему действию черёмуха равносильна  мощному антибиотику, в ней настоящая аптека природы! Лесные путники, охотники, рыбаки, туристы знают, что с помощью черёмуховой веточки можно очистить воду, подобно действию серебра, достаточно опустить веточку в сосуд с водой,  и через некоторое время вода станет пригодной для питья. Черёмуха - уникальное лекарство - в ней одной совмещаются и вяжущие свойства, она же и противовоспалительное и противомикробное и заживляющее, и тонизирующее и успокаивающее и общеукрепляющее! Нигде в мире нет такого химического лекарства, которое в себе объединяло бы столько свойств, как в черёмухе, созданной гениальной природой! Он - весенний медонос, даёт нектар и много пыльцы. Кора черёмухи может использоваться для окраски тканей и кож в зелёный и красно-бурый тона, плоды дают тёмно-красный оттенок. Мелкослойная, твёрдая и упругая древесина буровато-жёлтого цвета идёт на поделки. Эфирное масло, содержащееся в листьях, в прошлом употребляли для отдушки парфюмерных изделий. Иногда в ликёро-водочной промышленности для горьких настоек использовали плоды, значительно реже - цветки.
Применение в кулинарии. Черёмуха не только декоративна, но и известна как плодовая культура. Зрелые плоды едят свежими, перетёртыми с сахаром, используют для приготовления наливок, настоек и прохладительных напитков. Их соком подкрашивают кондитерские изделия, вина. Молотые сухие плоды черёмухи (мука) - начинка для пирогов, ватрушек, из него варят кисель, иногда заваривают как суррогат чая. В некоторых местностях порошок из сухих плодов черёмухи добавляют к ржаной и пшеничной муке, отчего хлеб приобретает миндальный аромат. Порошок используют и при изготовлении пряников, тортов.
В медицине. Благодаря наличию дубильных веществ плоды обладают вяжущими свойствами, в виде отвара или настоя их рекомендуют при поносе неинфекционной природы и других желудочно-кишечных расстройствах. Плоды входят в состав желудочного чая. По своему действию они могут заменить плоды черники, часто используются совместно. Из свежих цветков получают черёмуховую воду, применяемую иногда при лечении глаз в качестве примочек.
Древесина черемухи подходит для резных работ с тонкой моделировкой мелких деталей, столярных и токарных работ. В прошлом из черёмухи изготавливали вальки для стирки белья.
С черемухой с вязано множество интереснейших легенд. Исстари почитая черемуху, люди приписывали ей чудодейственные свойства. Ее считали оберегом, способным противодействовать разным злым силам, оказывать помощь. Еще в XVIII в.  русский журнал писал о том, что крестьяне обкладывали ветками черемухи себя и свой скот, чтобы уберечься от порчи и колдовства.   Верили, что обереги из  черёмухи приносят удачу в любовных  делах.
1.У чувашей есть поверье: если в костре горят ветки черемухи, то упете  (леший)  побоится  близко подойти, так как искры от черемухи могут спалить его шерсть.
2.Согласно легенде, в черемуху  превратилась  девушка, которой изменил ее любимый жених. Он ушел к  другой, и сердце ее похолодело от горя. С тех пор  всегда, когда зацветает черемуха, наступают холода. Марийская народная традиция  запрещала ломать ее ветки во время цветения. Это объяснялось так: черемуха молится богу и жалуется, что у нее люди  ломают руки и пальцы. Поэтому бог во время цветения черемухи насылает холод.
3.У восточных славян  и ряда других народов  черемуха, наряду с дубом, березой  была священным деревом. По  преданиям черт пытается вредить людям, и потому портит это дерево. Люди же должны беречь черемуху, защищать, ведь она святая, в ее ветках соловей поет. Гиляки, один из древнейших народов нашего севера, говорят, что срубить черемуху - убить человека. 
4.По поверьям  вепсов  (финно-угорская народность)  плоды черемухи, как и рябины,   нельзя было срезать железными орудиями (ножницами, ножом), их можно рвать только руками, ветки ее запрещалось бросать в огонь, ими не разрешалось погонять скот.
5. А вот как в старинных легендах объясняется  появление на земле черемухи.  Полюбил молодой парень черноглазую девушку-смуглянку с волосами  как белый лен, и ей он приглянулся.   И все бы было хорошо, но увидел белокурую  красавицу живший  в лесу черный колдун и потерял голову.  Как ни  старался завоевать он ее любовь, все  напрасно — только любимого видят глаза ее, только ему улыбаются губы ее! И вот наступил день свадьбы. Собрал колдун все свои черные силы, пришел на свадьбу  и злым проклятьем  превратил юношу  в  пушистого  шмеля. Но схватила невеста шмеля, прижала к сердцу и взмолилась к матушке - Природе,  чтоб  вернула ей  любимого. Зашумели леса, побежали тучи по небу, молния блеснула, гром прогремел, но осталось все по-прежнему. " Не могу я справиться с черным заклятьем, сил не хватает моих! " - прошелестела Природа листьями берез. - Так сделай же хоть что-нибудь!  - в отчаянии закричала девушка, прижимая к себе шмеля. - Я на все согласна! - Ну, если так... И на том месте, где стояла невеста, увидели люди роскошный куст, весь усыпанный гроздями белых цветов. И такой аромат пошел от этого куста, что шмель сразу полетел к нему. А люди, видевшие все это, назвали тот куст черемухой  - в память о белокурой смуглянке в белоснежном пышном платье. А колдун превратился в старый, трухлявый пень….
6. В народе бытует и такая легенда. Когда боги спускались на землю, чтобы помогать людям, каждый из них выбрал себе дерево: зимний - зимнее, весенний - весеннее… Одна из молодых богинь зимы нежно полюбила бога начала лета, а для того, чтобы стать хоть немного ближе к своему возлюбленному, выбрала черёмуху. Оттого и цветы черёмухи белы, как снег, оттого и цветение их всегда совпадает с похолоданием. Да вот только любовь их всякий раз оказывается не вечной, потому и лепестки черёмухи так быстро осыпаются…
7. Ценили черемуху и ханты, проживающие на севере Западной Сибири. Об этом ярко и красочно говорится в записанной  Галиной Слинкиной  местной легенде «По совету русского».  Заболел Афоня и решил, что во всем виновата черемуха: мол, наслала  ветров холодных. Схватил он топор и побежал в рощу черемуховую. Не успели деревца затрепетать в испуге, заслонили их рыбаки, перехватили парня: - Недоброе это дело - черемуху сводить. Черемуховый хлеб разве не едал, черемуховым настоем живот не пользовал? Черемуховый прут к зыбке твоей мать пришивала, когда ты еще не родился совсем. А родился –  подрос, из черемухи лук согнули, игрушку дали – приучайся, играя, к охоте. А ты топор, гляди, нынче навострил, будто на ворога какого…
8. А кумандинцы  (этническая группа северных  алтайцев)  в своих легендах поместили черемуху на Луну. Давным-давно  на земле  появилось чудище – семиглавый  Дельбегень. С виду  как человек, а на плечах семь голов было. Когда одна голова ела, другая пела, третья спала, четвертая смеялась, пятая плакала, шестая зевала, седьмая разговаривала. Потом головы меняли свои занятия, поэтому Дельбегень никогда не спал. Бродил, зло людям делал, все вокруг уничтожал.  Видят люди, если не унять Дельбегеня, то всему живому на земле конец  наступит. Обратились  за помощью к Солнцу и Луне, чтобы уняли они злое чудище. Решили Солнце и Луна, чтобы  убрать его от людей,  взять к себе  на небо. Для этого кому-то из них надо было на землю спуститься. Луна говорит Солнцу: -  «Нужно тебе спускаться, ты сильнее, чем я». Но едва Солнце к Земле приблизилось, наступила страшная жара,  даже скалы  стали плавиться. Видит Солнце, что вместо помощи, беду всему живому несет - остановилось. Тогда пришлось Луне на Землю спускаться. Чем ближе Луна спускалась, тем холоднее на Земле становилось,  птицы на лету застывать стали,  люди даже  в меховой одежде согреться не могли. Поняла Луна, что и она вместо помощи беду людям несет – остановилась. Но ведь  надо  же спасать людей  от Дельбегеня! Повернулась она к земле боком, подкатилась к чудовищу и говорит, чтобы он с ней в небо поднимался. Но тот  и не подумал подчиниться.  Рассердилась Луна, схватила  Дельбегеня, а он за куст черемухи вцепился. Изо всех сил Луна дернула его вместе с кустом черемухи, и  утащила на небо, а потом проглотила . Так и сидят они в ней до сих пор.  Если в полнолуние внимательно приглядеться к Луне, то можно увидеть на ее светлом лике Дельбегеня,  вцепившегося в куст черемухи.
 
Суровый Сахалинский край,
Здесь плещут волны океана.
Он может для кого-то рай,
Но много в нём дождей, тумана.

В снегах простужен Сахалин,
И льдины вкруг него дрейфуют.
Здесь есть медведь, он – властелин,
Но даже он, мой друг, тоскует.
 
Ведь крайне длинная зима,
Никем не может быть понятной.
Чудны и полны закрома,
Землицы здешней необъятной.
 
Селенья прячутся под сень
Непредсказуемой погоды.
Таежный край, здесь каждый день,
Слагают сказы о природе.

Там под созвездьем гончих псов
Жизнь всех подернута в инстинктах.
Меж сосен вековых, дубов
в согласье жило племя нивхов*.

Размеренно, от сих до сих,
Так как гласит судьба-обманка.
А на все случаи у них,
Была дремучая шаманка.

Никто не ведал сколько лет
В селенье та шаманка жила.
Но нужен, коль кому совет,
Ходили к ней, она служила.

Всем помогала выгнать хворь,
И в день и в ночь она лечила.
От всех болезней есть настой,
Он – голова всему и сила!

Но как судьба не тяжела,
Всё ж время жизни угасало.
Старуха - старость к ней пришла,
Хотя она её не ждала.

Всех перед смертью созвала,
И задыхаясь, наказала:
«Пока жизнь теплится слегка,
Хотя дыханье уже сжало…
Похороните за селом,
Там, где за рощей луг безжизнен.
Явится деревце потом,
Оно поможет в вашей жизни.
Весною белые цветы,
Рассыплются на ветках в гроздьях.
А осенью придут плоды,
с продолговатой сладкой костью.
Всем пользуйтесь, хвалам лугам,
И в будний день и в воскресенье.
Не добавляйте лишь Богам
для ритуала в угощенье.
Зовите КАП, мои друзья,
Плоды мешайте с пирогами.
ЧЕРЁМУХА – то буду я,
И день, и ночь всегда я с вами!»

С тех пор уж много лет прошло,
из уст в уста слова шли ловко.
Наказ шаманки тот светло,
Все исполняли - установка.

ЧЕРЁМУХУ уберегли,
В сушеном, свежем, тертом виде
Все ели, нежно сердцем «жгли»,
Не дай Бог – кто-нибудь обидит.

Случился год - неурожай,
Да, так бывает, голод, кризис.
Шла женщина в тот лес, в тот край
Да с топором, добыть провизий.

Вдруг видит дерево пред ней,
Всё в ягодах, весь ствол усыпан.
И застучал топор сильней,
Как слышит - плачь, то ль звук от скрипа?

Нет! То – ЧЕРЁМУХА! То – Мать!
От боли плачет, в сломе чрево…
 
Так видно легче собирать,
Коль на земле вповалку древо….

И чёрно-красной, бурой кровь,
Струёй бежит, дрожа по срезу.
То – материнская любовь
Стекает по пеньку-протезу.

Всех укоряет: «Как же так?
Ведь вам себя я завещала?
Как вы могли руками в такт
Срубить меня, срубить начало!
Весною белые цветы,
Уж не рассыплются здесь в гроздьях.
Не ждите осенью плоды,
с продолговатой сладкой костью».

Собралось быстро всё село,
Случилось это очень скоро.
Недобро смотрят люди, зло,
На эту женщину с укором.

Все осуждают: «Извини!
Мы сад посадим, смажем ранки!», -
твердят из уст в уста они
Преданье старое шаманки.

С тех пор ЧЕРЁМУХУ в селе
Никто уж больше не ломает,
с плеча не рубит - с лаской вслед
Род нивхов ей с душой внимает.

И, поклонившись тут без драм
бальзамом льют слова на ранку:
«Всё также лечит души нам
Та наша мудрая шаманка!»

Весной торжественно бела,
В кипенье нежном вечно гроздья.
ЧЕРЁМУХА бразды взяла,
В селе родная ведь не гостья!

*)Ни;вхи (нивх. нивхгу, ни;в;гун «люди, народ» - от нивх «человек») - малочисленный народ, проживающий на территории Российской Федерации и Японии. Устаревшее название этого народа - гиляки (тунг. гилэкэ - от гилэ «лодка»).Являются автохтонным, коренным населением Приамурья, острова Сахалин и соседних небольших островов. Нивхи проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин. Национальный язык - нивхский, но большинство современных нивхов говорит на русском языке. Численность - 4652 человека (2010). Нивхи - самый древний коренной народ Сахалина.


Рецензии
Спасибо, Игорь, за очередную мной прочитанную информацию и легенду о черёмухе. Знаю, что черёмуховую муку применяют в кулинарии, добавляя её в пшеничную. Привезла этот рецепт из Омска, когда там была. Очень пышные и вкусные изделия получаются. А за информацию и красивую легенду отдельная благодарность. С пожеланием здоровья, добра и мира.

Евгения Грекова 2   30.06.2021 20:37     Заявить о нарушении
Доброе утро, Евгения! Всегда рад вас услышать в гостях. Спасибо за интересное дополнение-комментарий! С признательностью, Игорь

Игорь Апрельский   02.07.2021 06:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 63 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.