Тупик второго начала

      Второе начало запутывает нас больше всего. Несмотря на свою ясность (мыслительность) или как раз благодаря ей - оно и есть наши самые настоящие потёмки. Ослепительно яркий свет, в котором мы ничего не видим, в котором мы перестали видеть главное. Мысль, вручённая самой себе, впавшая в бесконечность саморефлексии, в техническую мощь собственной продуцируемости, в абсолютную "относительность" самой себя - в форму форм - в логику, чистый гнозис, абстрактно-рациональную всеобщность. Мысль, возомнивашая произвести из себя весь мир и в то же время мысль, пасующая перед любым ощущением, мысль в конечном итоге работающая исключительно на ощущения потребителя - что это как не позор второго начала, уводящего нас по дьявольской дороге в дьявольское "ничто" нигилизма и материального процветания одновременно? Откуда на нас всё это и почему так? Почему такая, замкнутая на саму себя мысль - зло?

    Мы ещё должны были от неё проснуться. Кажется именно сегодня мы просыпаемся от неё, но неповоротливо и медленного, со страшными искажениями, мы просыпаемся от чего-то такого, что могло бы быть названым только наукой, только нашим напором, только определённой человеческой волей. Мы видим как сыпятся идеалы второго начала, но мы не понимаем почему с ними происходит такое рассыпание - почему они нас больше "не держат"? Почему для нас больше невозможна классика человеческого мышления? Почему наш выбор теперь: либо техническое, машинное мышление (которое лучше нашего такого только рационального функционирования и представляет в конечном счёте его идеал), либо что-то совершенно иное, третье, не похожее ни на какие машины, ни на какую классику и даже  не на какую архаику в прямом дословном смысле.

    Мы бы и хотели устоять, удержаться на месте, но это невозможно. Мы бы хотели вернуться в какое-нибудь варварство, которое нас бы подоживило, но у нас ничего не получается - второе начало в своём завершении (мысль, обуреваемая самой собой как средством к самой себе) - гонит и гонит, и гонит нас дальше. Но мы же не мыслим и при том давно? Мы забыли что значит мыслить... Нас гонит техника. Но что есть наша техника как не такая наша мысль, которая однажды в нас состоялась исторически? Наша техника и есть наши мысли определённого плана и направления. Сплошное опосредование - сплошная среда - торжество относительности над человеческой жизнью.
    Тут мы самим себе сделали, изготовили, смоделировали и измыслили петлю, которой загоняемся отныне в тесный угол. Техника обобществляет нас с катастрофической быстротой, но обоществляемся мы не совсем по человечески. Ни Всемирная сеть, ни первые образцы Искусственного Интеллекта не имеют прямого отношения к нашему человеческому бытию. Они не ответы - на наши вопросы. Они - петля наших самых дальних границ, затянувшаяся на горле нашего "самого ближнего".

    В панике, посреди триумфального торжества, затерявшийся человек предъявляет иск второму началу - во всём виноват разум и мысль, необходимо срочно от них отказаться - отпасть от происходящего и присосаться просто к существованию, такому, какое оно ещё есть, имеет место быть, со всей разнообразной палитрой его возможностей. "Всё пркрасно само по себе, такое как есть, не только без задних мыслей, но и без передних!". А ещё прекрасней всякого "есть" и его реального существования - виртуальное существование. Где в любой момент возможна "перезагрузка" и обновление начальных параметров, где прохождение урвоней налицо, а встречи ни к чему не обязывают и где вообще все предметы до последних атомов могут быть смоделированы по своему усмотрению. Во всех отношениях виртуал круче, чем реал, поэтому оттеснённый от самого себя человек, не станет сомневаться в выборе.
    Так второе начало оказывается разрушаемым вдвойне: своей, исторически случившейся самоизоляцией в голое "рацио" и человеком, отшатывающимся по своей природе от такой, произведённой им некогда, а теперь торжествующей над ним самим "разумности". Мы бежим от того, чему некогда отдали плоть и кровь и что почувствовало вкус этой плоти и крови и захотело жить без дальше уже без нас, и мы создаём себе виртуальные плоть и кровь в виде компенсации, но мы не рискуем потребовать подлинного возврата.

    Тотальная материализация рациональной мысли пронизывает теперь все структуры нашего индивидуального бытия и мы скрываемся от неё в "виртуальное", как в последнее хранилище и прибежище нашего общественного и идеального бытия и никакие силы не смогут изъять нас оттуда, поскольку мы бежим к своей собственной природе. А что мир перевернулся и природа стала отныне "там", а не "здесь" - спросите у тех, кто ещё юн и не знает "как надо", но зато хорошо и вовремя чует "где жизнь", спросите у тех, кого ещё не обманешь - даже посреди обмана, эти "отключники" будут во много раз правдивее нас, всё ещё делающих вид, что мир кардинально не изменился.

    Будущее роботов - это надругательство их над человеком, и это также ответное надругательство человека над ними, если всё будет идти так, как сейчас идёт. Здесь явно должно быть что-то одно из двух: либо машина должна очеловечиваться, чтобы иметь возможность жить рядом с человеком, либо мы... сами понимаете что...
Но некого нам больше обвинить, кроме самих себя - якобы слишком много мыслящих. А произведённые нами машины рано или поздно скажут нам тоже самое: вам лучше не мыслить, вы мыслите плохо, не совершенно, вам лучше оставаться на уровне биологической жизни, осмысливать которую будем мы, машины. Отдать жизнь под абстрактное руководство разума - наплодить генных уродцев, вмешиваться в любой геном, а уже случившуюся жизнь пошагово контролировать техникой - эти образцы будущего скорее напоминают тупики в виде образцов.

    Второе начало человечества - вручённость и данность (заданность) мысли самой себе - оказалось "камнем преткновения" и главной основой всех тех соблазнов, на какие вообще способен человек. Вопрошание подвело нас к краю пропасти или бездны: отказаться самим от "такого" мышления и жизнь "идиотами" под руководством машин ( что на сегодняшнем этапе предстаёт пока ещё как жить "идиотами" под руководством уже никем неконтролируемой рациональности), или... ИЛИ... И вот что может означать это "или" - сегодня никто не знает...


Рецензии