Поручик Ржевский

В начале 90-х половина населения Беларуси челночила в Польшу.
Почему половина?
А вторая половина оставалась дома, ходила на работу за 25 долларов в месяц и присматривала за детьми.
Возили всё, что могли купить в магазинах. В смысле абсолютно.
Одежда, обувь, посуда, складная мебель, зеркала, инструменты... и спиртным рисковали торговать, хоть и страшновато было.
Промышленность работала не покладая рук, товары разметали «с колёс».
До сих пор удивляюсь, как при этом буме потребительского спроса правительство умудрилось не поднять экономику, не запустить новые производства..., впрочем, эта область для меня тёмная и загадочная.

А в Польшу ездила жена. Так получилось – пригласила подруга, сложилась хорошая компания, ну и пошли ходки. Я же оставался "на хозяйстве".

Волна быстро пошла на убыль: цены выросли, таможенники набрались опыта и ужесточили правила, и вскоре мы поняли, что это занятие бесприбыльно.
Ушлый народ, впрочем, не терял времени даром, и освоил новое направление, для меня несколько неожиданное: Россия!
Рекогносцировка среди знающих людей показала, что «подъём» на этом направлении не настолько высок, чтобы заниматься им всерьёз, да и закупать товар стало сложнее. Но оставались не реализованные запасы, и хранить их не имело смысла. Так что после некоторых сомнений на семейном совете было решено: вперёд!

Но двигаться на этот раз нужно было неопытному мне. Так вышло: супруга поменяла работу и откосить на три-четыре дня никак не получалось.

Подъём в четыре часа утра. Паяльная лампа под картер «Запорожца» – чудо техники в мороз без подогрева заводилось плохо. Погрузка барахла и доставка к месту сбора, там неохраняемая стоянка рядом – можно оставить авто, никто не заберёт. Загрузка в автобус, да какая там загрузка, – трамбовка! И, наконец – «...Платком взмахнула у ворот моя любимая». Поехали!

На вопрос «Куда едем?» получил ответ «Сейчас решим». Похоже, мнения у групповода и водителей разделились, но в конце концов прозвучало слово «Ржев». Ржев так Ржев, новичку, было всё равно и я уткнулся головой в угол между сиденьем и стеклом, чтобы добрать потерянные часы сна.

Дорога была длинной, остановки «до ветра», проверка документов на границе, малая скорость в метели... и до места мы добрались только к вечеру.
Сосед, с которым познакомился в дороге, здесь бывал, и сразу повёл по известному ему адресу на ночёвку. Хозяйка, получив после торга по пять долларов за две ночи с человека, напоила ночлежников чаем и путники отрубились, что называется, без задних ног – подъём в шесть утра.

Нам повезло: мороз и солнце. И мороз небольшой, по такому пройтись – одно удовольствие... если бы не чемоданы и рюкзак с товаром. Хорошо, ночлег недалеко от рынка, так что мы благополучно доставили груз и оборудовали на земле торговые места до начала хода покупателей. У меня была фишка: автомобильная магнитола «Гродно» с небольшим аккумулятором, поэтому к нашей озвученной торговой точке народ потянулся сразу.

Первым к Василию подошёл рослый парень, похоже, знакомый. Пошептавшись с визитёром, напарник повернулся ко мне:
– Давай доллар!
– Зачем?
– Ты что, не понял? Крыша это, давай!
Да понял, понял... крыша... ну, опытному виднее, да и цена на диво невелика, а мы наверстаем...
Амбал хлопнул Васю по плечу, подмигнул мне и двинулся дальше. Всё, можно спокойно торговать.

Первой, не торгуясь, забрали магнитолу. Напарник взял у меня выручку и поводил деньгами по товару.
– Вась, ты чего?
Объяснить «чего» не удалось: подошли покупатели. Процесс пошёл. Бельё брали охотно, две пары мужских туфель ушли после примерки, инструменты – напильники, надфили, штангенциркули – мужики придирчиво крутили в руках, только что на вкус не пробовали, но потихоньку покупали. Сложнее всего было с женской одеждой, в которой я не разбираюсь, но и к ней был интерес.

В образовавшемся перерыве Василий вспомнил:
– Знаю, суеверие, но все так делают, говорят, если "смазать" товар деньгами от первой покупки, то будет успех. А вторую магнитолу не отдавай, вон как народ на звук идёт...
– Как это я не отдам?
– А цену заряди неподъёмную. Завтра снова придут – отдашь дешевле.

В логике напарнику не откажешь, и я последовал совету.
Торговля закончилась неожиданно скоро. Вспомнил рассказы: в Польше тоже всё завершалось с утра, за два-три часа.
В свободное время побродили по городу, полюбовались Волгой с обрыва, пообедали в какой-то столовке, и на боковую – устали изрядно.

Завтрашний день стал почти копией предыдущего: «крыша», звуковая реклама, и реализация Васиного пророчества: к окончанию торга за магнитолой вернулся тот же покупатель, но на этот раз ушёл домой довольным.
Подсчитав выручку, я удивился: продажа «неликвидов» принесла пятьдесят долларов, почти две моих зарплаты!

Правда, товара у обоих оставалось ещё на одну поездку, которую мы организовали через неделю.
Своим ходом: электричкой до Орши, потом до Вязьмы, ну а там - рукой подать. В финальном челночном заезде особенно запомнилось элегантное возвращение.

Что имею в виду?
А было так: на вокзал Минск-центральный мы вернулись в два часа ночи. Троллейбусы, естественно, уже не ходят. Подходим к таксистам, называем адрес и слышим в ответ:
– Двадцать баксов!
– Вы чё, обалдели?
– А не нравится – идите пешком!
Мы переглянулись. Отдать больше четверти заработанного честным трудом? Ещё чего!
– Вася, пошли пешком!
– Обалдел?
- А что? Я от академии сюда ходил, час времени. А от академии до нас – ещё столько же.
Вася с сомнением поглядел на меня:
– Когда это?
– Да когда в общаге академической жил. Были командировки в Вильнюс, а поезд Минск-Таллин в пять утра. Не такси же нанимать за аспирантскую стипуху? Не сомневайся, дотопаем!

И двое челноков отважно отправились в пешую прогулку по главному проспекту ночного Минска.

Главный был освещён, расчищен и украшен по сторонам деревьями в инее. Поход завершился благополучно, и семья была приятно удивлена явлением отца народу в четыре часа утра!

Каковой отец по делам и согласно званию воинскому наречён был торжественно "поручиком Ржевским"


Рецензии