Германский гость. Часть первая От винта

– Ты ещё английский не подзабыл?

В кабинете меня встретили двое: директор нашего центра и зам. генерального по экономике и финансам: Виктор Иванович и Виктор Романович.
Иванович вопросительно смотрел на меня, оба улыбались.

– Да как сказать... давно не общался вообще-то...
– Ну вот и пообщаешься. Поедешь с Романычем в Германию.
– В Германию? А при чём тут английский, там же всё-таки немцы?
– А ты что, немецкий знаешь?

Тут я замялся. Немецкий действительно довелось изучать в школе – с пятого по восьмой класс. То самое время, когда всё усваивается наиболее продуктивно. Вот и месяц назад, когда замещал Виктора и участвовал в приёме делегации бизнесменов из Германии, поймал себя на том, что на слух разбираю немецкую речь куда лучше, чем английскую. Правда, словарный запас маловат, что и понятно – в школе деловую лексику вовсе не изучали.

– Ну, адрес спросить могу...
– О, вот это как раз и нужно. А права у тебя есть, машину водишь?
– Есть права и машина есть.
– Отлично, давай, оформляй командировки.
– Виктор Иванович, что ты загадками говоришь, рассказывай подробно: куда, зачем...

Рассказ, который я выслушал, сидя между двумя Викторами, прояснил обстановку. Оказывается, в Штутгарте проходит всемирная выставка сельскохозяйственной техники для виноградарства.

Здесь нужно заметить, что второй Виктор – Романович, наш главный финансист – уже несколько лет сотрудничал с винодельческими хозяйствами Молдовы и Украины. С его подачи на предприятии было организовано производство армированной шпалерной проволоки для виноградников.

Если кто не в курсе – для выращивания винограда обычно используют шпалеру – опору, состоящую из кольев с натянутой между ними проволокой. Оптимальное соотношение цена/долговечность – у стальной оцинкованной проволоки, но у неё есть существенный недостаток – высокая теплопроводность металла.

Спросите, причём тут теплопроводность?
Дело в том, что даже в тех южных районах, где выращивают виноград, изредка бывают заморозки. Если заморозок достаточно продолжительный – лоза, лежащая на стальной проволоке, за несколько часов перемерзает в месте контакта.

Вот и призадумался Виктор Романович над проблемой.

Казалось бы, очевидное решение – применить пластик. Но здесь не всё так просто. Дешёвый полиэтилен не обладает нужной прочностью, а крепкие полиимидные пластики значительно дороже металла.
Спросите, с чего бы ему над этим думать: где экономика с финансами, а где шпалерная проволока?

Так талантливый человек талантлив во всём. Познакомился я с Романовичем ещё будучи аспирантом Института физики Академии наук БССР. А он тогда работал в СКТБ с опытным производством – заместителем директора по производству. В руках – механика, оптика, электроника и объединяющая всё это область научных интересов – лазерная техника. А в голове – генератор идей, работающий непрерывно.

Собственно, очередную-то его идею я уже и раскрыл несколькими абзацами выше.
Читатель, конечно, понял: дешёвый, но непрочный полиэтилен нужно армировать. Чем?
А чем армируют автомобильные покрышки?
Правильно – металлокордом.

Разумеется, человек, управляющий финансами и обладающий здоровым авантюризмом, никак не мог остановиться только на идее, не доведя её до воплощения.

Теперь нужно вспомнить о таких замечательных производственных объединениях, как «Белнефтеоргсинтез»  и «Белшина».
Смекаете? Это же как раз полиэтилен плюс металлокорд!

В итоге на одном из отраслевых заводов Белорусского оптико-механического объединения в короткие сроки была сооружена могучая установка по производству армированной полиэтиленовой проволоки, дневная производительность которой измерялась километрами.

Забегая вперёд, скажу, что как раз в 1998...1999 годах спрос на нашу армированную проволоку резко вырос: виноградари увидели, что лоза на ней переносит заморозки значительно лучше.

Ну а в мае 1998 нас ожидала «виноградная» выставка, на которой наш герой собирался, что называется, людей поглядеть и себя показать.

– Романыч, а как поедем, прямого поезда ведь нет?
– Какой поезд, ты забыл, что у тебя о правах спрашивали? На машине рванём.
– Тысяча семьсот километров на машине?
– Всё рассчитано, маршрут на карте я проложил, будешь штурманом работать. На «Селике» поедем.

Серебристая «Тойота-Селика» из гаража нашего предприятия была широко известна не только своими скоростными качествами, но и тем, что за проходной найти Романовича вне «Селики» было практически невозможно. Автомобиль действительно был редким, на протяжение почти четырёх тысяч километров по дорогам Польши и Германии мы видели эту модель только дважды, и, что интересно, оба раза – в Варшаве.

Может быть поэтому на обратном пути, уже на погранпереходе, польский пограничник глянул на наш аппарат и присвистнул:
–  Jednak bardzo fajny samochud, Lukaszenko zabierze!

Правда, мы объяснили пану, что не ввозим автомобиль, а едем из командировки, и вообще – у нашего президента машина круче, ну и вместе с ним посмеялись.
Но это было впереди, а пока нужно было заниматься бюрократией – оформлением командировочных документов, роуминга для Романовича, получением валюты, сборами в дорогу.

Наконец, в пять часов утра, к месту встречи возле универсама «Первомайский» лихо подкатила серебристая сигара, и я, помахав ручкой жене, отправился в путь.

– Пристегните привязные ремни, уберите острые предметы, взлетаем! – пошутил Виктор Романович.
А минут через пятнадцать, когда болид вырвался на трассу М1 (Е30), я понял, что со мною рядом на самом деле не водитель, а пилот.

Продолжение следует...


Рецензии