15. Кванты, солнце и ананасы

                Как говаривал наш руководитель, я могу послать вас в любую точку Советского Союза, хоть в сибирскую деревню
                –  лишь бы там был сельсовет, чтобы отметить командировку.
                Сельсовета в Новосибирском Академгородке не было, зато был оргкомитет Всесоюзной школы по распространению
                оптического излучения в средах, который тоже располагал собственной печатью.      
                             

Ни для кого не секрет, что лазеры давно и широко используются для зондирования атмосферы, являясь важнейшей составной частью таких устройств, как лидары. Тематика эта обширна, разработок и публикаций каждый год появляется множество, соответственно, ежегодно проводятся и конференции, на одну из которых – сибирскую – сподобилась вылететь команда из Института физики с участием автора.

Первые яркие впечатления о том, куда мы попали, появились ещё до начала форума.
Команда выгрузилась из автобуса, который, спасибо организаторам, довёз из аэропорта в Академгородок, и спокойно двигалась к общежитию, где предстояло квартировать ближайшие несколько дней. И вдруг гости, уже подходя к назначенному месту, увидели поразительную картину. Из-за угла здания вышел мужчина с «авоськой», в которой болтались… три ананаса!
Не забывайте: шёл 1981 год, если кто-то из приехавших и видел экзотические фрукты, так только на картинках, а тут…

Представьте себе восемь разного калибра научных сотрудников и аспирантов, отягощённых багажом. И весь этот октет одновременно бросается на мужика с криком: «Где дают?!»
Опешивший от неожиданности товарищ только и сумел промолвить: «Везде…»
– Как везде? Где купил, говори!
– Да вы что, люди? Во всех магазинах же, вон, гастроном за углом!

Наспех закинув вещи в вестибюль под присмотр вахтёра, гости рванули в указанную торговую точку. О, чудо! На полке за прилавком стройными рядами стояли вожделенные то ли фрукты, то ли ягоды! Ну, сейчас наберём, и сами поедим и домой привезём. И, нагрузившись вкуснятиной, молодые учёные вернулись на базу, где заполнили ананасами шкафы и антресоли.

Первым был день отдыха – летели всю ночь, прибыли в четыре часа утра, да ещё четырёхчасовой сдвиг по времени сказывался. Ну а если отдыхать, то как положено: лето на дворе, а невдалеке, говорят, Обское море, как называют здесь между собой Новосибирское водохранилище.

Пляж на море был заселён значительно меньше, чем метастабильный уровень в кристалле рубина. Странно, жара плюс тридцать… а в воде и вовсе никого. Только поодаль трое мальчишек стояли на мостках, как будто собираясь нырнуть.

– Ребята, здесь глубоко, в дно не воткнусь?
Ребята поглядели на новичка с явным интересом.
– Не, метра два будет, нырять можно.
– Тогда расступись, пацаны!

Я вспомнил навыки, полученные на тренировках в прыжковой яме Дворца водного спорта, разбежался и красиво вошёл в воду.
Подошедшие поближе коллеги потом рассказывали, что ускорение, с которым храбрый ныряльщик выскочил из воды, было раза в два больше всем известного «Же» – ускорения свободного падения.
Хотите знать, почему?
Да всё просто: температура воды была плюс восемь!

Возможность получения таким образом сибирской закалки больше никого не вдохновила, но выспался герой лучше всех и на следующий день бодро внимал докладам о моделирование процессов в земной атмосфере.
Программа конференции была весьма обширной, и всё больше по тематике ЛОРС – лаборатории оптики рассеивающих сред, к делегации которой и примкнул автор. Было и несколько интересных работ по обращению волнового фронта в атмосфере, правда, больше в инфракрасном диапазоне.

Но самое интересное организаторы Школы огласили 30 июля, заявив о том, что подъём завтра – в четыре часа утра. А для чего? А для того, чтобы успеть заехать в полосу наблюдения ожидаемого полного солнечного затмения, до которой почти полторы сотни километров.

Итак, наутро сонная публика загрузилась в автобусы, и мы двинулись по бетонке на юг. Да, дороги в Сибири сложены из бетонных плит – асфальт не выдерживает тамошних температурных контрастов.

В автобусе было тепло, и, задремав на плече друга, я не заметил, как промелькнуло время.
Остановились мы буквально в чистом поле. Примерно в километре темнел лес, наискосок тянулась высоковольтная линия, солнце спокойно сияло, в общем, ничего интересного не происходило ещё минут двадцать, пока организаторы раздавали тёмные стёклышки, расставляли телескопы и инструктировали нас, как наблюдать за изменениями, которые будут происходить в природе во время затмения.

– О, смотрите, началось! – подал голос кто-то из наблюдателей, и публика ринулась в очередь к телескопам.
– Не спешите, это только начало, ещё насмотритесь, – уговаривали знатоки.
И в самом деле, тёмный диск наползал на краешек светила лениво и медленно. Настолько медленно, что каждый успел и посмотреть, и поговорить, а самые проголодавшиеся потянулись к автобусам: завтрак сухим пайком наблюдатели привезли с собой.
Как-то внезапно, когда все уже устали ждать, наступила полутьма, и от надкушенного диска осталась лишь тоненькая светящаяся оболочка. Вот она – солнечная корона, видна даже невооружённым взглядом, а в телескопе и протуберанцы красуются!

Несколько минут любования необычным зрелищем прошли незаметно, и вот уже сперва яркая точка, а затем растущий серпик появляется с другой стороны Солнца…
Зрители перевели дух и сделали два наблюдения за природой: во-первых, провисли высоковольтные провода, а во-вторых, на публику напал жор. И если первое было шуткой, то второе – вполне реально.

А по возвращении нас ожидал ещё один сюрприз: в комнате стоял приятный нежный аромат. Источник, к нашему сожалению, был обнаружен быстро.
Почему «к сожалению»?
А потому, что источником были ананасы. Да, да – те самые, что неделю назад были водружены на антресоли и к текущему моменту катастрофически созрели.
Но беда была даже не в этом, а в том, что обновить запасы не получилось: в магазинах плоды напрочь отсутствовали. Похоже, весь завоз созрел и перезрел одновременно.

И следующие два дня мы практически игнорировали столовую, поедая истекающие соком плоды, волшебный вкус которых слегка отдавал горечью от мыслей – «Вот, мы тут обжираемся, а дома, наверное, так и не попробуют!»

Увы, так оно и случилось: деликатесные плоды не дотянули до рейса на Минск буквально пару дней…

Продолжение здесь:
http://stihi.ru/2021/03/09/5376

.


Рецензии