По ступенькам жизни

Из цикла "ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЕГО ОТЦА"



      Так, Володя. Поедешь в Ленинград на курсы по повышению квалификации - обратился директор шахты к вошедшему в кабинет механику участка Мигулько.
                - Пантелей Иванович! - начал было вошедший.
                - Знаю, Володя знаю. Два месяца, как свадьбу сыграли, молодая жена, понимаю. Но медовый месяц закончился, жизнь продолжается, усмехнулся директор.И серьезно добавил: "А на тебя у меня большие планы."
       Поняв, что отвертеться не получится Володя тяжело вздохнул и спросил: "Когда и на  сколько ехать."
                - Иди в бухгалтерию, оформляй командировочные и, с Богом, на два месяца.
       Услышав о сроке, душа несчастного издала еще более тяжкий вздох, а ноги уныло поплелись в кабинет бухгалтерии.

      Два года назад, после окончания техникума, Володя Мигулько, по распределению, попал на эту шахту и принят на работу электрослесарем на один из участков по добыче угля , где была очень сильная бригада слесарей. Обладая отличной теоретической и абсолютно нулевой практической подготовками, старался вникать с превеликим усердием во все детали техники на участке. Видя это, старшие по службе товарищи помогали ему освоить все тайны службы. В итоге, когда механик участка Каштанов через год уходил в отпуск, на вопрос директора: " Кого рекомендуешь на время отпуска вместо себя," не колеблясь ответил: "Володю Мигулько."
      Володя справился, а еще через полгода Пантелей Иванович устроил ему куда более сложное испытание. Одна из добычных лав была на исходе своей работы. Оборудование изношенное.Начальник участка и механик не совсем равнодушные к изделию из сахара, дрожжей, воды и прозрачному, как слеза напитку. пустили работу, практически, на самотек. Все опытные рабочие из -за плохой зарплаты разбежались.Этот участок хронически не выполнял план.
     Директор принял кардинальные меры - поменял руководителя участка, а механиком назначил Мигулько. Вот тут - то и началась "веселая" жизнь у Володи. Механизмы изношенные, электрослесари неопытные, сплошь ПЕТУшники, аварийность сумасшедшая. О выполнении плана не приходилось даже мечтать Володя сутками не поднимался на поверхность пытаясь наладить работу. Но все было тщетно. Конец его мучениям положил главный механик объединения.Обследуя лаву с большой аварийностью,  увидел прикорнувшего на распредпункте незадачливого механика и поинтересовался кто же это спит. Узнав, что механик, который вторые сутки не покидает лаву, пренебрежительно сказал: "Болтокрут."
           Узнав об этом Володя сначала очень обиделся, но здраво поразмыслив, понял - старший товарищ прав, Дело механика организовать работу, а не бегать по участку, размахивая ключами. Но понять - это одно, а, как сделать это с неопытным персоналом? Выход один - учить.  И Володя устроил ликбез на своем участке. В течении месяца он собирал и муштровал свою гвардию.Постепенно начали проявляться плоды такой работы - значительно уменьшилась аварийность на участке, выполнение плана начало балансировать на грани выполнения.Кроме этого Володя понял, что механизмы изрядно изношены и надо идти навстречу авариям, т.е.заранее определить какой узел  тебя  подведет. А это ревизия и плановый ремонт оборудования.
          Настал месяц, когда участок выполнил план и все получили долгожданную. премию.Затем  выполнение стало регулярными. Среди рабочих слышны были разговоры: "А механик у нас башковитый!"

         Проучившись несколько дней на курсах, Володя понял, что ему лично и учиться здесь нечему.На курсах рассматривались новинки горной  техники,  которые, в основном, он уже разбирал в технических журналах.В общем ничего особенного, а дома молодая жена. Скучно.Тяга к жене пересилила обязанность к учебе и и через несколько дней, договорившись со старостой  группы об отметках его посещения, Володя самолетом отправился домой. Так и повелось - недельку дома, три дня на занятиях. Два месяца пролетели незаметно, пришло время сдавать экзамены по прослушанным предмета и получение удостоверения об окончании курсов. Возвращение без удостоверения грозило  большими неприятностями на работе.
         Все экзамены прошли хорошо , кроме последнего - по внутришахтному транспорту. По работе это его не трогало, поэтому он за ним не следил в новинках.Как на грех и на курсах этому предмету отводилось время  в начале недели, когда наш ученик находился в "командировке" дома.Преподаватель долго смотрел, на взявшего билет Володю, снял очки протер их  и еще раз внимательно посмотрел. после чего изрек:
                - Молодой человек, Вы не разу не посещали мои лекции? Как Вы собираетесь сдавать экзамен?
      Но и сейчас экзаменуемый успешно справился с заданием.
   
В три часа по полуночи Володя с земляком Алексеем сидели в салоне самолета "АН-10А", чтобы на его крыльях любви вернуться домой. В салоне  стоял едва заметный дымок. Никто не обращал на это внимания, кроме одного пассажира занявшего место впереди них. Он вызвал стюардессу и попросил объяснения.
                - Это  пилоты картошку жарили, а вентиляция в самолете общая, - успокоила его девушка.
       В воздухе Лешка толкнул Володю в бок и , чтобы слышал впереди сидящий:
                Посмотри в иллюминатор. Горим
      В результате работы турбины двигателя, из него выбивалось пламя, хорошо видимое на рассвете.
      Опять была вызвана стюардесса, успокоившая пассажира. Через некоторое время:
                - Володя давай просить парашюты.
                - ???
                - Я в последнем номере "Авиации" читал, что теперь в случае аварии всем пассажирам обязаны выдавать парашюты. А унас крылья отваливаются, посмотри!
       В предрассветной мгле отчетливо видно обычную вибрацию крыльев.
  Прибывшей стюардессе сходу предъявлено требование:
                - Немедленно выдайте парашют!
       Никакие объяснения уже не действовали.Пришлось бедной дивчине звать на помощь одного из пилотов. Общими их усилиями было выяснено, что о выдаче парашютов ему сообщили знающие люди.
       Поняв в чем дело его повели в хвост самолета, где успокоили усадили в свободное кресло и дальнейший полет прошел спокойно.

         Все это Владимир Степанович вспоминал , гася очередной окурок у открытой форточки, на кухне. Потом главный механик шахты, главный механик объединения. И вот предложение зам министра.Надо решать с женой.
 За окном брезжил рассвет.
 


Рецензии