Райские яблоки Владимира Высоцкого
Если рассматривать его лучшие произведения такие как «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Баллада о любви» и подобные, то не возникает никаких вопросов, ибо всё логично и совершенно.
Почему же «Райские яблоки» получились такие? Попробуем вникнуть и разобраться. Вот наиболее популярный текст.
Песню Высоцкий посвятил Вадиму Туманову и жене Марине. Первое название – «В раю».
*
Я когда-то умру — мы когда-то всегда умираем.
Как бы так угадать, чтоб не сам — чтобы в спину ножом:
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем…
Не скажу про живых, а покойников мы бережём.
В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок —
И ударит душа на ворованных клячах в галоп!
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок…
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Прискакали. Гляжу — пред очами не райское что-то:
Неродящий пустырь и сплошное ничто — беспредел.
И среди ничего возвышались литые ворота,
И огромный этап у ворот на ворота глядел.
Как ржанёт коренной! Я смирил его ласковым словом,
Да репьи из мочал еле выдрал, и гриву заплёл.
Седовласый старик что-то долго возился с засовом —
И кряхтел и ворчал, и не смог отворить — и ушёл.
И огромный этап не издал ни единого стона,
Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел.
Здесь малина, братва, — оглушило малиновым звоном!
Всё вернулось на круг, и распятый над кругом висел.
И апостол-старик — он над стражей кричал-комиссарил —
Он позвал кой-кого, и затеяли вновь отворять…
Кто-то палкой с винтом, поднатужась, об рельсу ударил —
И как ринулись все в распрекрасную ту благодать!
Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых:
Это Пётр-старик — он апостол, а я остолоп.
Вот и кущи-сады, в коих прорва мороженых яблок…
Но сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ?!
Мне — чтоб были друзья, да жена — чтобы пала на гроб,
Ну а я уж для них наворую бессемечных яблок…
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
В онемевших руках свечи плавились, как в канделябрах,
А тем временем я снова поднял лошадок в галоп.
Я набрал, я натряс этих самых бессемечных яблок —
И за это меня застрелили без промаха в лоб.
И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых,
Кони — головы вверх, но и я закусил удила.
Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок
Я тебе привезу — ты меня и из рая ждала!
1977 г.
По началу мне эти строки показались безбожными, но я, прочитав черновики Высоцкого, понял, что он был в поиске, создавая свою версию «Божественной комедии».
Вполне возможно Владимиру приснился подобный сон, и он его решил описать. На первый взгляд всё очень путано. Это видно по черновикам. Вначале описывается как бы Рай, далее гиблое место, яблоки то «бледно-розовые», то «мороженные», «приторные», «бессемечные», «отъявленные», «светящиеся», «удивительные», их можно спокойно есть, далее за них уже расстреливают... Видно, что Высоцкий не знает, как точно строить и на чём свою «комедию».
Невольно возникает вопрос, если эти яблоки всё-таки мороженные, да ещё безсемечные, то зачем везти их своей возлюбленной? Плод без семени, да ещё мороженный— мёртвый плод и скорее всего ядовит. В Евангелии описывается случай с неплодоносной смоковницей, Христос был голоден и хотел сорвать плод, но плода не было, и тогда Он проклял растение что оно зачахло, показывая нам пример того, что если мы не будем приносить плода будем чахнуть и умрём не только телом, но и душой.
- "По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла" (Мф. 21:8-19).
Следовательно, эти безсемечные яблоки из Ада, и это показывается в тексте:
- «Прискакали. Гляжу — пред очами не райское что-то:
Неродящий пустырь и сплошное ничто — беспредел.»
Далее:
«Вот и кущи-сады, в коих прорва мороженых яблок…
Но сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.»
За воротами оказывается что-то вроде холодильника, где хранятся эти яблоки - ледышки, которые герой хочет собрать для возлюбленной. Но можно представить, что герой просто лежит в морге и потому всё представляется мороженным и вся история это плод больного воображения.
Рай обычно ассоциируется с цветущим садом, где всё благоухает и цветёт и ничто не может умереть, и потому никто там не может никого убить, да и человек, попавший туда, точно не захочет обратно.
Высоцкий явно описывает Ад! Описание лагерное это доказывает.
«И огромный этап не издал ни единого стона,
Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел.
Здесь малина, братва, — оглушило малиновым звоном!
Всё вернулось на круг, и распятый над кругом висел.»
Идея безусловно хороша. Можно провести параллель со сказкой про то, как Баба Яга хотела съесть Иванушку, а он её обманул и сам бросил в печь. У Высоцкого герой умирает, попадает в Ад или перевёрнутый «Рай», ворует оттуда яблоки, за что его убивают пулей в лоб, но ему это и надо, ибо только таким образом он может возвратиться обратно на землю к своей возлюбленной. Хитрость сказочная и красивая. Но тогда зачем эти адские яблоки возлюбленной? Как доказательство что он вернулся из Ада? Да и при чём тут святой Апостол Пётр, который «комиссарит»? Ещё один перевёртыш?
«Это Пётр-старик — он апостол, а я остолоп.»
Остолоп - это глупец, дурак, дубина стоеросовая, остолбеневший. Зачем Высоцкий хитрого героя назвал остолопом, ради игры слов? Возникает много противоречий.
А может Владимир специально всё запутал, чтоб его никто не смог обвинить в пропаганде религии? Или подобно Михаилу Булгакову проповедовать веру в безбожной стране? Глумление над верой это ведь тоже в какой-то мере утверждение её.
Булгаков, утверждая Дьявола в романе «Мастер и Маргарита», утверждает и Бога. И это конечно был вызов всему атеизму и подвиг, и проповедь настоящей Любви. Как сказано в романе высоко - «Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!»
Сколько людей, прочитав эту книгу, стали искать Бога и пришли к нему.
Сергей Есенин в стихотворении "Инония" (январь 1918 год) пишет:
«Не устрашуся гибели,
Ни копий, не стрел дождей, -
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.
Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.»
Ужас, конкретно безбожные строки! Этими строками Есенин уничтожает лучшее, что было им написано!
Бес писал его рукой? Может и да. Но в те годы бесы были почти повсюду и в каждом. А кем были бы мы в те страшные времена? Разрушителями храмов, убийцами и палачами или жертвами палачей?
Но не тем более ли он утверждал Библию, пророков, Христа? А напиши он по-другому и был бы расстрелян, как тысячи священников и верующих, и не знали бы мы о нём.
Хитрость, заблуждение, наваждение, попустительство Божие? Нам не дано знать. Потому лучше и не судить.
" Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней."
Как это точно и гениально подмечено Есениным!
Бесы больше искушают того, кто стремится к Богу, ибо зачем трогать то, что не стремится к Истине?
В восьмидесятые года и я благодаря атеистической литературе узнал о Боге и утвердился в Вере. Нет худа без добра! Неисповедимы пути Господни.
Вериться, что Господь помилует наших великих поэтов за их хулиганство, таланты и поиски.
Вот последнее стихотворение Владимира Высоцкого написанное не задолго до смерти!
И снизу лед, и сверху. Маюсь между.
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там - за дело, в ожиданьи виз.
Лед надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека - сорок с лишним,
Я жив тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
1980
Очень образно написано и чувствуется приближение неизбежного. Здесь и любовь к женщине и к Богу. Мог бы так написать глубоко верующий человек? Думаю, что нет. Верующий человек никогда не стал бы оправдываться пред Творцом, если только каяться, просить прощения за все прегрешения вольные и невольные, ибо Бог самодостаточен и Ему не нужны наши оправдания и тем более песни, стихи или ещё чего, Он всё и так знает, видит и слышит каждый наш вздох, мысли, всё.
Но, а может Владимир так написал специально, чтоб не показать себя рабом Божиим, ибо вся страна заражена была прелестью и гордыней?
Вот духовный стих Ф.И. Тютчева о нас и о нашем времени.
Наш век
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
***
Как всё точно! Даже нет вопросов, всё совершенно по смыслу и слову.
Изменилось ли что в душах наших?
Во времена жёсткого атеизма всё строилось на песке, потому всё и рухнуло по пророчеству Спасителя - « ... и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.» Мф 7:28
Владимир Высоцкий сознательно тайно крестился в Армении (1970 год), и это уже был подвиг, ибо за это он мог лишиться всего, и работы, и славы, и денег.
Что удивительно! В песне "Я не люблю" 1968 года строки шестого куплета были такие:
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне — и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье,
И мне не жаль распятого Христа.
После крещения он поправляет текст и поёт последнюю строчку этого куплета уже так!
"Вот только жаль распятого Христа."
Видно, что он стал многое понимать и в лучших его произведениях стали появляться христианские образы и мысли построенные на евангельских истинах, и его замечательные таланты как актёра, поэта, композитора, певца стали невероятно расцветать. И это безспорное явное проявление Божественного дыхания! Но и бесы не дремали, всякая страсть может превратить из физически здорового человека в усталого и больного.
Но вернёмся к «Яблокам». Из черновиков, виден поиск, как одна идея сменялась другой. И есть ощущение, что первые мысли логичны и верны.
Может, есть смысл из всех черновиков собрать более совершенное? Времена атеизма, перестроек, смут прошли. Можно писать спокойно так, как оно есть на самом деле.
То, что не успел мастер, должны довершить его ученики!
+
Вот более ранний вариант.
Я, когда упаду, –
завалюсь покрасивее на бок.
Как бы так угадать,
чтоб убили, ну чтобы не сам!
В дивном райском саду
натрясу бледнорозовых яблок
И начну их бросать
по пушистым седым небесам.
Владимир Высоцкий (из черновиков)
+
Я умру, говорят,
мы когда-то всегда умираем.
Съезжу на дармовых,
если в спину сподобят ножом, —
Убиенных щадят,
отпевают и балуют раем...
Не скажу про живых,
а покойников мы бережём.
В грязь ударю лицом,
завалюсь покрасивее набок —
И ударит душа
на ворованных клячах в галоп!
Вот и дело с концом:
в райских кущах покушаю яблок,
Подойду, не спеша, —
вдруг апостол вернёт, остолоп?
...Чур меня самого!
Наважденье, знакомое что-то:
Неродящий пустырь
И сплошное ничто — беспредел.
И среди ничего
возвышались литые ворота,
И этап-богатырь —
тысяч пять — на коленках сидел.
Как ржанёт коренник —
я смирил его даром овсовым,
Да репей из мочал
еле выдрал, и гриву заплёл.
Пётр-апостол, старик,
что-то долго возился с засовом —
И кряхтел и ворчал,
и не смог отворить — и ушёл.
Тот огромный этап
не издал ни единого стона,
Лишь на корточки вдруг
с онемевших колен пересел.
Вот следы пёсьих лап...
Да не рай это вовсе, а зона!
Всё вернулось на круг,
и распятый над кругом висел.
Мы с конями глядим:
вот уж истинно — зона всем зонам.
Хлебный дух из ворот —
это крепче, чем руки вязать!
Я пока невредим,
но и я нахлебался озоном,
Лепоты полон рот,
и ругательства трудно сказать.
Засучив рукава,
пролетели две тени в зелёном,
С криком: «В рельсу стучи!» —
пропорхнули на крыльях бичи.
Там малина, братва, —
нас встречают малиновым звоном!
Нет, звенели ключи...
Это к нам подбирали ключи.
Я подох на задах —
на руках на старушечьих дряблых,
Не к мадонне прижат
божий сын, а — в хоромах холоп.
В дивных райских садах —
просто прорва мороженых яблок,
Но сады сторожат
и стреляют без промаха в лоб.
Херувимы кружат,
ангел окает с вышки — занятно.
Да не взыщет Христос —
рву плоды ледяные с дерев.
Как я выстрелу рад —
ускакал я на землю обратно,
Вот и яблок принёс,
их за пазухой телом согрев.
Я вторично умру —
если надо, мы вновь умираем.
Удалось, бог ты мой, —
я не сам, вы мне пулю в живот.
Так сложилось в миру —
всех застреленных балуют раем,
А оттуда — землёй, —
бережёного бог бережёт.
В грязь ударю лицом,
завалюсь после выстрела набок.
Кони хочут овсу,
но пора закусить удила.
Вдоль обрыва с кнутом
по-над пропастью пазуху яблок
Я тебе принесу,
потому — и из рая ждала.
Я тебе принесу,
потому — и из рая ждала.
1977
***
С более полными черновиками можно ознакомиться на сайте:
v-vysotsky.com/statji/2007/O_Rajskih_jablokah/text.html
***
Лучшие строки, мысли, афоризмы В. С. Высоцкого.
*
Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась Любовь
*
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф.
*
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!
*
Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал, -
Потому что если не любил -
Значит, и не жил, и не дышал!
*
Я не люблю себя когда я трушу,
Обидно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более - когда в нее плюют.
*
А в общем, Ваня, мы с тобой в Париже
Нужны, как в русской бане лыжи!
*
Я этот небесный квадрат не покину,
Мне цифры сейчас не важны.
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит, и шансы равны.
*
Если путь прорубая отцовским мечом
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
*
Эй вы, задние, делай как я!
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя,
Выбирайтесь своей колеей!
*
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно,
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно?
*
Ну вот исчезла дрожь в руках,
Теперь - наверх!
Ну вот сорвался в пропасть страх
Навек, навек...
Для остановки нет причин -
Иду, скользя...
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя!
*
Вот и сбывается все, что пророчится,
Уходит поезд в небеса - счастливый путь!
Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть.
*
Проникновенье наше по планете
Особенно заметно вдалеке:
В общественном парижском туалете
Есть надписи на русском языке!
*
И много будет странствий и скитаний:
Страна Любви - великая страна!
И с рыцарей своих - для испытаний -
Все строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна...
*
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце - подавно.
И ни церковь, и ни кабак -
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так!
Все не так, ребята...
*
Я не люблю уверенности сытой, -
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово "честь" забыто
И что в чести наветы за глаза.
*
Я согласен бегать в табуне -
Но не под седлом и без узды!
*
И душам их дано бродить в цветах,
Их голосам дано сливаться в такт,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться - со вздохом на устах -
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья.
*
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
*
Возвращаются все - кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все - кроме тех, кто нужней, -
Я не верю судьбе, а себе - еще меньше.
*
Говорят, что раньше йог мог
Ни черта не бравши в рот - год,
А теперь они рекорд бьют -
Все едят и целый год пьют!
*
Бег мой назван иноходью - значит:
По-другому, то есть - не как все.
*
Только в грезы нельзя насовсем убежать:
Краткий век у забав - столько боли вокруг!
Попытайся ладони у мертвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.
*
Почему все не так? Вроде - все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только - он не вернулся из боя.
*
Красивых любят чаще и прилежней,
Веселых любят меньше, но быстрей.
И молчаливых любят, только реже,
Зато уж если любят, то сильней.
*
«При знакомстве я всегда вижу в человеке только хорошее.
Пока сам человек не докажет обратное.»
*
В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится.
*
Никогда не суди с первого взгляда ни о собаке, ни о человеке. Потому что, простая дворняга… может иметь добрейшую душу, а человек приятной наружности … может оказаться редкой сволочью…
*
Если отвернутся, значит недостаточно любили.
*
Все зависит в мире оном
От тебя от самого:
Хочешь — можешь стать Буденным,
Хочешь — лошадью его!
*
И когда рядом рухнет израненный друг,
И над первой потерей ты взвоещь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Отого, что убили его — не тебя, —
*
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока
И в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом —
Значит, в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём!
*
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
*
Стремится ввысь душа твоя, родишься вновь с мечтою! Но если жил ты как свинья, останешься свиньёю!
*
Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души.
*
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них на рыдают, —
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
*
Да не всё то, что сверху, — от Бога,
*
Даже «здравствуй» можно сказать
так, чтобы оскорбить человека.
Даже «сволочь» можно сказать
так, что он растает от удовольствия.
*
Я не могу спать. Нельзя спать, когда кругом в мире столько несчастья и — храпят.
*
Стих без гитары — акапелла,
И мысль без соли не остра!
Пишу о том, что накипело,
А накипело: «Всем добра!»
*
Кто сказал: «Всё сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя»?
Кто сказал, что земля умерла?
Нет, она затаилась на время.
*
Чистоту, простоту мы у древних берём…
Саги, сказки из прошлого тащим…
Потому что добро остаётся добром —
В прошлом, будущем и настоящем!
*
Зачем мне быть душою общества,
когда души в нем вовсе нет.
*
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни-рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой-
Там поймёшь, кто такой.
*
Я уважаю вообще все профессии, если человек в них профессионал.
*
Я поля влюбленным постелю
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу — и значит я люблю,
Я люблю — и значит я живу!
*
Сорняков, когда созреют,
Всякий опасается.
Дураков никто не сеет —
Сами нарождаются.
***
Москва - Южно- Сахалинск
26.02.2021
Свидетельство о публикации №121030204258