На берегах, где веет Мандельштам
в тугие паруса всегдашней речи,
где мир теней по солнечным часам
определяет образ человечий,
где в скалы бьёт конями Посейдон
и Ахиллес не ведает стесненья -
здесь и Орфей прогнозом пробуждён,
и пафос верен, как землетрясенье.
Плывите вглубь, советует поэт,
туда, где воды помнят Эвридику,
не бойтесь вулканических побед -
затянут раны плети ежевики.
Ученье стоиков растёт из-под земли,
о доказательствах уже не беспокоясь.
И паруса меняют корабли,
как алтари и прихожан — Дионис.
Замечательно. И неожиданно юно! Будто по весне ты прорастаешь молодыми ветками с набухающими почками (опечатался и написал слитно "небухающими"). Конечно, здесь "пафос" - это вдохновение, подъём, эмоция, ну, многое. Но я приподнял букву и первый смысл перешёл во второй - Пафос как сын Пигмалиона и ожившей Галатеи (впрочем, в каком-то варианте его родила девица Пафа. Не помню его судьбы. Но пафос, схожий с землетрясением - образ точный (неожиданно и неизбежно). Ну, а дальше всплыла вся доблестная компания, - Орфей и Эвридика. И Дионис тут не просто так. Ведь это его подружки растерзали холодного однолюба Орфея, чем воссоединили его с возлюбленной. Но мы любим Диониса не за это. Читая, я поймал себя на том, что вспоминал курс древней классики, а потом вспомнил два виденных из трёх фильмов Кокто: "Орфей" и второго названия не запомнил. Фильмы скучные, намеренно фрейдистские (Фрейд интереснее), полные символов из теории сноведений, но... Но! Там снимались все дружбаны Жана Кокто: точно помню, что был Пикассо, Жан Маре... Не помню, кто ещё. Спасибо за вулкан нежданно вызванных эмоций. Молодые стихи!
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.