Забытые и памятные имена

Удивительная вещь – человеческая память. Особенно в России. При жизни человек мог достичь блестящих успехов, прославиться, его имя было у всех на устах, но…
Проходит совсем немного времени, и все исчезает, как дым. Нет, имя иногда вспоминают, но уже смутно представляют себе, чем оно было знаменито. Особенно если носитель этого имени не был замешан ни в каких скандалах, не вступал в неравный брак, не участвовал в дуэлях, не фрондировал – просто жил и трудился.
Так могло произойти и с писателем, и с военным – да с любым. Так сложились судьбы двух двоюродных братьев Загоскиных – писателя и флотского лейтенанта, о которых теперь мало кто вспоминает.
А вспомнить, право, есть о чем. Вспомнить и отдать дань памяти двум незаурядным людям, деяния которых были в свое время у всех на устах. Которые при жизни были подлинными «властителями дум», причем в самом хорошем смысле этого понятия.
Вспомним?

Русский драматург и писатель Михаил Николаевич Загоскин родился в июле 1789 года в Пензенской губернии в семье помещика Николая Михайловича Загоскина  и Натальи Михайловны, тётки печально известного дуэлью с Лермонтовым Мартынова. Семья была необычной для того времени: и отец, и мать увлекались литературой, собрали значительную библиотеку, к которой приобщали и детей.
Отец покупал на ярмарках большое количество книг и давал их читать своим детям. Уже в 11 лет будущий писатель сочинил трагедию «Леон и Зыдея» и повесть «Пустынник». К лучшему или нет, но обоих произведений сохранились только названия, да восторженные отзывы родителей юного литератора в письмах к друзьям.
Как ни странно, Михаил получил лишь весьма посредственное домашнее образование и впоследствии в рукописях допускал многочисленные грамматические ошибки, часть из которых попадала и в печатные издания.
Его троюродный брат, сын пензенского губернатора Филипп Вигель, так вспоминал впоследствии о своем юном родственнике:
«Ему было тогда лет четырнадцать, и уже по тогдашнему обычаю его готовили на службу, хотя учение его не только не было кончено, мне кажется, даже не было начато. Имя Миши, коим звали его, было ему весьма прилично; дюжий и неуклюжий, как медвежонок, имел он довольно суровое, но свежее и красивое личико».
Вигель в 1802 году привёз Мишу Загоскина в Санкт-Петербург, где тот поступил на службу в канцелярию государственного казначея Голубцова. Служба забирала практически все время. Бросить её или манкировать своими обязанностями было нельзя: семейство обеднело, и Михаилу нужно было помогать содержать братьев и сестёр.
Через три года усердной службы Загоскин стал сенатским регистратором. В 1807 году перешёл на службу в Горный департамент; затем два года служил в Государственном ассигнационном банке и в 1811 году был переведён в Департамент горных и соляных дел. Годовое жалование составляло сто рублей. На эти скромные средства Загоскин и жил, не надеясь на какое-то улучшение своего довольно безрадостного существования.
 Но грянул 1812 год, перевернувший всю жизнь в России. В разгар французского вторжения, 9 августа 1812 года, Загоскин записался в петербургское ополчение, которое предназначалось в подкрепление корпуса Витгенштейна. Когда 6 октября ополчение вступило в первый бой при взятии Полоцка, Загоскин был ранен в ногу и получил орден Святой Анны 3-й степени с надписью: «За храбрость».
После лечения вернулся в полк, был назначен адъютантом к графу Ф. Ф. Левизу и пробыл в этой должности всю войну. Мало кто из его сослуживцев и вообще чиновников мог похвастаться таким достижением.
В 1814 году Загоскин ненадолго приехал в своё родовое поместье – отдохнуть и подлечиться. Там неожиданно для всех и самого себя он написал одноактную комедию «Проказник», не слишком рассчитывая на успех.
В начале 1815 года Михаил Николаевич вернулся в Санкт-Петербург и снова поступил на службу в Департамент горных и соляных дел, но уже на должность помощника столоначальника, что означало серьезную прибавку к жалованию.
В Петербурге Загоскин отправил письмом текст своей пьесы «Проказник» драматургу князю А. А. Шаховскому, который в то время служил членом репертуарной части казённого театра. Шаховской пожелал познакомиться с неизвестным автором, и знакомство это стало судьбоносным.
«Проказник» был поставлен в Петербурге один или два раза. За «Проказником» последовала пьеса «Комедия против комедии, или Урок волокитам». Ей сопутствовал куда больший успех, пьеса часто шла в театрах, и Загоскин в одночасье стал известным писателем.
В 1816 году он оставил службу в Горном департамент; в конце 1817 года он был назначен помощником члена репертуарной части при дирекции Императорских театров.
В том же году Загоскин издавал и редактировал журнал «Северный Наблюдатель», который стал продолжением журнала  «Русский Пустынник, или Наблюдатель Отечественных нравов».
В журнале Загоскин публиковал статьи, нравоучительные очерки под разными псевдонимами: Ювенал Беневольский, Обитатель Лиговского канала, М. З. Житель Лиговского канала и др., вел театральный раздел.
В это же время он написал и поставил комедии «Богатонов, или Провинциал в столице» и «Вечеринка учёных», а также две интермедии: «Макарьевская ярмарка» и «Лебедянская ярмарка».
Отклики на эти пьески были восторженно-похвальными, но сами постановки довольно быстро сходили со сцены и забывались. Зато имя молодого драматурга становилось все известнее и популярнее.
В том же 1816 году, вопреки желанию родственников, Загоскин взял в жёны незаконнорождённую дочь бригадира Дмитрия Александровича Новосильцева Анну Дмитриевну Васильцовскую. В браке родились сыновья Дмитрий, Николай и  Сергей, дослужившийся на архивной службе до чина тайного советника и оставивший интересные мемуары.
Позднее, после переезда в Москву, они поселились в Гагаринском переулке у влиятельного тестя. Но жили весьма скромно.
С.Т Аксаков вспоминал:
«Загоскин жил в доме своего тестя, в мезонине с женой и детьми, и помещался очень тесно. Я видел, что мое посещение его смутило. Комнатка, в которой он меня принял, была проходная; все наши разговоры могли слышать посторонние люди из соседних комнат, а равно и мы слышали все, что около нас говорилось, особенно потому, что кругом разговаривали громко, нимало не стесняясь присутствием хозяина, принимающего у себя гостя. Загоскин, очень вспыльчивый, беспрестанно краснел, выбегал, даже пробовал унять неприличный шум, но я слышал, что ему отвечали смехом. Я понял положение бедного Загоскина посреди избалованного, наглого лакейства, в доме господина, представлявшего в себе отражение старинного русского капризного барина екатерининских времен, по-видимому не слишком уважавшего своего зятя».
В 1818 году Михаил Николаевич перешёл на службу в Императорскую публичную библиотеку. В декабре 1819 года был избран в действительные члены Общества любителей российской словесности. В этом же году написал одноактную пьесу «Роман на большой дороге» и комедию в трёх действиях «Добрый малый».
В июле 1820 года Загоскин оставил должность библиотекаря и переехал в Москву.
В Москве Загоскин начал писать стихи. В начале 1822 года появилась комедия в стихах «Урок холостым, или Наследники». В 1823 году была поставлена его новая пьеса, «Деревенский философ».
Пьесы Загоскина пользовались большим успехом в московских театрах, но стихи не привлекли особого внимания читающей публики. Вспомним, что именно в это время взошла звезда молодого Пушкина, чья яркая жизнь была для любителей поэзии дополнительным стимулом для интереса и восхищения.
В мае 1822 года Загоскин поступил на службу чиновником особых поручений при московском военном генерал-губернаторе с исправлением должности экспедитора по театральному отделению, а с 1823 года занял место члена по хозяйственной части московских театров.
Жизнь постепенно налаживалась, хотя и очень медленно и с трудом. Хотя имя Загоскина уже было очень популярным среди театральной публики. Перелом произошел, когда драматург наконец-то решился стать писателем.
Несколько лет Загоскин собирал материалы для исторического романа из эпохи Смутного времени и обрабатывал их. В конце 1829 года вышел в свет исторический роман в трёх частях «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
Роман получил восторженные отклики и вскоре стал самым популярным произведением этого жанра на русском языке. В. Г. Белинский назвал «Юрия Милославского» «первым хорошим русским романом». «Юрий Милославский» был переведён на 6 (!) языков.
После триумфа «Юрия Милославского» Загоскин получил место управляющего конторою Императорских Московских театров. В 1833 году стал действительным членом Российской академии, а после присоединения её к академии наук — почётным академиком последней по отделению русского языка и словесности.
С. Т. Аксаков вспоминал, что стеснённые обстоятельства Загоскиных закончились после того, как публикация «Юрия Милославского» принесла главе семейства всероссийскую известность.
Роман пользовался оглушительным успехом. Жуковский роман «прочитал в один присест, не покидая книги до поздней ночи». «Юрий Милославский», провозглашённый первым историческим романом в России, имеющим «народную физиономию», к 1847 году был переиздан семь раз.
Пушкин поздравил Загоскина с «успехом полным и заслуженным, а публику с одним из лучших романов нынешней эпохи» и далее писал ему в письме:
 «Все читают его. Дамы  от  него  в  восхищении».
 А губернаторша Костромы даже перевела «Милославского» на английский и отправила Вальтеру Скотту.      
Роман «имел немедленный и громкий успех и около ста лет оставался заслуженно популярным у не очень привередливых читателей».
Такой роман был новым словом в русской литературе. Революционная зараза продолжала отравлять светлые русские умы. Загоскину не нравилось преклонение перед западом, он не мог понять, как некоторые члены высшего общества говорят на французском языке лучше, чем на родном русском. В своей прозе Михаил Николаевич решил бороться с «новаторскими» идеями, разрушающими самые главные устои русского общества.
Роман получился на загляденье, он был наполнен неземным содержанием и одухотворен идеями автора. Книга нашла своего читателя, её читали и в деревенских избах и в императорском дворе.
К великому неудовольствию более «прогрессивных» и гораздо менее популярных авторов.
Продолжая историческую тему, в 1831 году Загоскин издал роман «Рославлев, или Русские в 1812 году». Первый тираж романа был быстро распродан. В скором времени последовало ещё два издания. До появления «Войны и мира» это была самая популярная книга об Отечественной войне 1812 года.
Почему она впоследствии была почти совершенно забыта – непонятно.
Задача у автора такая же, как и в «Милославском»: разбудить в обществе патриотические настроения, достучатся до всех уголков загадочной русской души, и наполнить и теплым чувством любви к Родине, к своему ближнему, к своей семье. И автору это, безусловно, удалось. 
Со второй книгой Загоскину было тяжелее, чем с первой, ведь герои Отечественной Войны 1812 года, еще были живы, читателю могли не понравиться то или иное видение, происходящего в глазах автора. Но Загоскин справился с этой задачей. Он беспристрастно описал эту страницу русской истории, подвиг и трагедия, слава и горе, грусть и веселье все гармонирует в этой потрясающей книге.
В 1837 году Загоскин был произведён в действительные статские советники с назначением на должность директора императорских московских театров. Через пять лет получил должность директора Московской оружейной палаты, которую и занимал до конца своей жизни.
 Приверженец всего традиционного, в журнальных статьях Загоскин ополчался против «наших скептиков, европейцев, либералов», противился внедрению в русский язык иностранных слов.
В 1833 году вышел третий исторический роман Загоскина «Аскольдова могила» о далёких временах Владимира Красно Солнышко. К удивлению автора, «древлеславянский» колорит романа был плохо встречен публикой.
Тем не менее, на основе романа Загоскин создал либретто для оперы Верстовского «Аскольдова могила». Опера была поставлена в 1835 году и пользовалась большой популярностью. Кстати, ее, в отличие от романа, публика не забыла.
Исторические романы Загоскина были выдержаны в духе официального патриотизма и служили своего рода иллюстрацией теории официальной народности. С этим и связано неприятие Загоскина в советское время, когда считалось, что «его квасной патриотизм крепостника часто доходил до комизма».
Замечу, что крепостник этот владел всего одним небольшим селом в далекой губернии (приданное жены), практически там не появлялся и, в отличие от «народного радетеля» Некрасова, крепостных в карты не проигрывал и даже не продавал никогда. А «квасной патриотизм», конечно, не идет ни в какое сравнение с призывами освободить народ от тирании и как-нибудь его осчастливить.
Но это так, к слову.
После неудачи «Аскольдовой могилы» Загоскин на некоторое время прекратил писать о русской истории. Под влиянием «Вечеров на хуторе близ Диканьки» он в  1834 году издал целый том южнорусских повестей о бесах и привидениях под названием «Вечер на Хопре».
Кстати, новелла «Белое привидение» из этого сборника содержит детективную линию, что делает произведение «протодетективом» отечественной литературы. И читатели оценили это по достоинству. Тиражи произведений Загоскина продолжали расти вместе с гонорарами и известностью писателя.
Нам сейчас трудно поверить, что в тридцатых годах девятнадцатого века на вопрос о любимом писателе подавляющее большинство читателей отвечало: Загоскин. Не Пушкин, не Гоголь, а именно Загоскин. Его знали и любили не только в обеих столицах, но и в глухих губернских городах и имениях.
«- Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение? – вопрошает героиня бессмертной комедии Гоголя Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская.
И Иван Александрович Хлестаков без всяких колебаний подтверждает это. Но дочь Городничего Марья Антоновна решительно против:
- Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.
- Ах да, это правда, - уступает Хлестаков, - это точно Загоскина; но есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.
- Ну, это, верно, я ваш читала, - восклицает Анна Андреевна. – Как хорошо написано!»
Премьера «Ревизора» состоялась в Малом театре 25 мая 1836 года. Писатель Михаил Николаевич Загоскин присутствовал на спектакле. И не мог сдержать ликования. Упоминание его романа (никакого другого «Юрия Милославского», само собой разумеется, не существовало) при стечении самой блестящей московской публики прозвучало как апофеоз читательского признания.
Пикантная деталь: ходили упорные слухи, что прототипом Хлестакова был… сам Загоскин – неутомимый рассказчик, большой фантазер и выдумщик. Сам он эту версию не поддерживал, но и не опровергал, делая загадочное лицо и пускаясь в рассуждения о тонкостях литературного процесса. Автор «Ревизора» только пожимал плечами и ссылался на большое уважение, которое он испытывает к своему близкому приятелю.
В 1837 году вышла первая часть «Повестей Михаила Загоскина», в следующем году - вторая. Книги хорошо раскупались.
 «Тоска по родине», написанная в 1839 году, потребовала второго издания.
А вот о Пушкине уже начинали забывать. Лермонтова пока еще мало кто знал, разве что в связи со скандальным стихотворением «На смерть поэта». Но оба впоследствии попали в школьные программы по литературе, где о Загоскине не было ни словечка. Как будто не существовало в России такого невероятно популярного писателя.
В 1842 году вышел трёхчастный роман Загоскина «Кузьма Петрович Мирошев» о временах Екатерины II. Критики ставили его в один ряд с «Юрием Милославским». В 1846 году был издан популярный роман Загоскина «Брынский лес» о первых годах царствования Петра I, а в 1848 году — роман «Русские в начале восемнадцатого столетия».
Все они были благосклонно приняты публикой, но после этого Загоскин уже не писал крупных произведений. Только этнографически-бытовые очерки и комедии: «Недовольные», «Урок матушкам», «Заштатный город», «Поездка за границу», «Женатый жених».
Устал? Или вдохновение иссякло? В конце концов суммарный тираж его произведений был по тем временам астрономический, да и в деньгах он более не нуждался. Всего Загоскин издал 29 томов романов, повестей и рассказов, 17 комедий и один водевиль.
Полное собрание сочинений Загоскина в 7 томах, с биографическим очерком и хронологическим перечнем всего им написанного, вышло в 1889 г. в Санкт-Петербурге уже после смерти писателя.
А чем сейчас интересно наследие Загоскина? Он сам, как личность? Сколько не менее достойных имен кануло в Лету. Это сложный вопрос для тех, кто значимость художественной литературы измерят ее современностью. Чем ближе к нам – тем актуальнее. На это друг Пушкина и товарищ Загоскина, поэт князь Петр Андреевич Вяземский еще в 1866 году иронично заметил:
«Наш век изобрел железные дороги и паровозы. Прекрасно! но из этого следует ли, что каждый человек, который спокойно садится в вагон и перелетает в несколько часов обширное пространство, умнее того, который то же пространство переезжал в старину на долгих и в неуклюжей бричке, издерживая на этот переезд несколько суток».
Ценность хорошей литературы состоит в ее вневременном характере. Она всегда интересна, независимо от того, когда написана: в двадцать первом, двадцатом, девятнадцатом веках или раньше. Писатель и созданный им текст – наши собеседники. И эта беседа никогда не проходит даром. Она обучает и воспитывает человека.
Михаил Николаевич Загоскин – хороший писатель. Чтение его книг расширяет внутренний мир, делает его богатым. Оно позволяет почувствовать неторопливое течение времени, когда жил писатель. Совершить путешествие в эпоху, разумеется, иную, чем наша современность, но обсуждавшую вечные вопросы человеческих взаимоотношений, что и мы. Только в других исторических декорациях.
Загоскин, умерший в возрасте 62 лет, был похоронен в московском Новодевичьем монастыре. В советское время его надгробие было уничтожено; правда, когда это было признано ошибкой, надгробие восстановили.
Книги Загоскина есть в библиотеках, а вот в книжных магазинах встретиться с ними большая редкость (хотя в сети Интернет и в книжных Интернет-магазинах издания Загоскина представлены).
Другому представителю семейства Загоскиных повезло больше – его не забывали, память о нем чтили. Двоюродный брат писателя – Лаврентий Алексеевич – был прирожденным моряком, хотя родился в Пензенской губернии в 1808 году.
С 1820 года учился на подготовительных курсах в морском пансионе, с 1 июня 1822 по 1826 — в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, откуда был выпущен 25 сентября 1826 года с чином мичмана.
С 1827 года состоял на службе в Каспийской флотилии (Астрахань). В 1827 году командовал шкоутом «Святая Мария», в 1830—1831 — бригом «Тавриз», в 1832—1833 — пароходом «Аракс». Принимал участие во 2-й русско-персидской войне.
«За отличное усердие к службе, оказанное при транспортировании из Астрахани для войск Кавказского корпуса, действовавших против персиян» получил монаршее благоволение; в 1832 году был награждён годовым жалованием и медалью за персидскую компанию. 27 января 1832 года произведён в лейтенанты.
Но три года спустя произошло несчастье: «Аракс» сгорел. Обвинили в «преступной небрежности» лейтенанта Загоскина, который в 1835 году был разжалован в матросы 2-й статьи без лишения прав дворянства. К счастью, у него нашлись влиятельные заступники и через месяц с небольшим Лаврентий Алексеевич был помилован, восстановлен в звании лейтенанта и переведён в Кронштадт.
После этого его карьера складывалась не только удачно, но и достаточно экзотично. С 1838 года он в течение 12 лет состоял на службе в Российско-американской компании. В 1842—1844 годах руководил исследованиями в районе залива Нортон и Коцебу, в бассейнах рек Юкон и Кускоквим открыв при этом горный хребет, отделяющий Юкон от восточного побережья залива Нортон.
Летом 1842 г. на бриге приплыл из Новоархангельска в Михайловский острог. Передвигаясь на байдаре, произвел опись побережья залива Нортон до устья реки Уналаклит. Затем зимой 1842—1843 гг. перебрался на собачьих упряжках в редут Нулато, обследовал низовья реки Коюкук.
Летом прошел до устья реки Тананы (притока реки Юкон) и далее уже на байдаре исследовал и нанес на карту Юкон от порогов до нижней луки. В летние месяцы 1844 г. продолжил обследование низовий Юкона, а также среднего и нижнего течения реки Кускоквим, обнаружил ранее неизвестное селение эскимосов Анилукхтакпак.
В декабре 1845 г. через Сибирь возвратился в Санкт-Петербург, а через три года вышел в отставку.
25 января 1846 года «за исследования, проведенные в Русской Америке», был награждён орденом Святой Анны 3 степени. 12 ноября 1848 года избран действительным членом Русского географического общества. Был удостоен Демидовской премии Академии наук за труд «Пешеходная опись…».
Труд этот, точнее, книга в 2-х частях «Пешеходная опись русских владений в Америке, произведенная лейтенантом Лаврентием Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 гг. с меркарторскою картою, гравированную на меди», давал первое подробное описание глубинных территорий полуострова. В книге также содержались ценные этнографические сведения о коренных жителях Аляски, указаны ареалы их расселения, имелась составленная Л. А. Загоскиным точная карта нижней части бассейна рек Юкона и Кускоквима и побережья Берингова моря между их устьями.
Во всех отношениях – бесценный труд.
Позднее, оставив службу, поселился в селе Абакумово Пронского уезда Рязанской губернии, где его жена А. А. Томиловская получила в наследство небольшое имение. В семье родилось восемь детей.
Весной 1855 года, в период Крымской войны, был избран начальником 103-й сводной дружины ополчения Пронского уезда. В составе рязанского ополчения дружина под командой майора Л. А. Загоскина в июне прошла через Харьков, с октября возводила укрепления около Николаева. С окончанием войны в 1856 году вернулся в Абакумово.
Продажа Аляски Соединённым Штатам Америки (1867) принесла Загоскину глубокое разочарование. В том же году он передал свою коллекцию (костюмы, предметы быта, орудия, модели и изделия колош с о. Ситха, алеутов Уналашкинского отдела, островов Лисьих, племён прибрежья Берингова моря и краснокожих племён внутренних районов материка) комитету по устройству первой русской этнографической выставки, организуемой Обществом любителей естествознания при Московском университете — экспонировалась в мае 1867 на всероссийской выставке; в 1883 году передал её этнографическому отделу Румянцевского музея (Москва).
Большую коллекцию разных предметов быта индейцев и эскимосов Русской Америки первопроходец передал создававшемуся Рязанскому краеведческому музею.
С 1884 года и до смерти в 1890 году Загоскин жил в Рязани на Вознесенской улице. Похоронен у стен Рязанского кремля.
В 1940—1941 годах об исследованиях Л. А. Загоскиным Аляски Сергеем Марковым был написан роман «Юконский ворон» — единственное произведение художественной литературы, посвящённое экспедиции Загоскина по Аляске.
Роман был впервые издан в 1946 году и впоследствии неоднократно переиздавался в СССР и России (1954, 1958, 1961, 1970, 1974, 1977, 1980, 1982, 1990, 1991, 1994), а в 2013 году был выпущен аудиокнигой.
Беспрецедентный случай!
19 мая 2008 года, в связи с 200-летием со дня рождения путешественника, была подписана в печать книга А. А. Шилина «Лаврентий Алексеевич Загоскин: портрет на фоне эпохи». Это издание является результатом многолетнего труда и содержит самую детальную на сегодняшний день хронику жизни Л. А. Загоскина.
200-летие Лаврентия Загоскина также отмечалось в Рязани и на Аляске. В частности, в Рязани состоялась международная научная конференция, посвящённая 200-летию путешественника.
1 декабря 2018 года в селе Бахтемир (в прошлом — село Семирублёвое), на фасаде Дома культуры, выходящем к реке Бахтемир, где сгорел пароход «Аракс», была открыта мемориальная композиция из двух базальтовых досок. На одной из них изображён портрет Л. А. Загоскина и приведены его биографические данные, на другой помещён текст:
«23 июня 1833 года возле села Семирублёвое (Бахтемир) произошло событие, в результате которого Российский военно-морской флот потерял успешного военачальника, а мировая наука обрела известного путешественника, исследователя Русской Америки – Аляски, Алеутских островов, Северной Калифорнии».
В 2018 году к 210-летию со дня рождения Л. А. Загоскина в Рязани и Пензе были установлены памятники путешественнику.
4 июня 2018 года памятник Лаврентию Загоскину был торжественно открыт в Верхнем городском саду г. Рязани.
12 сентября 2019 года памятник Лаврентию Загоскину был торжественно открыт на его малой Родине — в селе Николаевка Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области. Памятник представляет из себя каменную глыбу, на которой установлен бронзовый барельеф. Общий вес монумента достигает 3,5-тонны. На памятнике выгравирован текст: «Здесь, в селе Николаевка, родился выдающийся исследователь Русской Америки, морской офицер Лаврентий Алексеевич Загоскин. 1808–1890».
О нем вспомнили и по другому. В 1992 году в России в честь 150-летия исследований Аляски Лаврентием Загоскиным была выпущена почтовая марка «Л. А. Загоскин. Исследование Аляски, 1842—1844».
В 2008 году в честь 200-летия Лаврентия Загоскина почтовой службой России были выпущены почтовый конверт и почтовая карточка с изображением путешественника.
В 2018 году в честь 210-летия Лаврентия Загоскина почтовой службой России была выпущена почтовая карточка с изображением бюста путешественника.
Удивительный пример того, как в России умеют помнить и чтить выдающихся людей… если захотят. Одного из Загоскиных почти забыли, второго практически возвели в ранг национального героя.
Ну, как тут не вспомнить строку Федора Тютчева: «Умом Россию не понять»?


Рецензии
Чтобы не быть забытым, нужно немножко умения, удачи и рекламы. Причём, последняя имеет решающее значение. Пушкин, Лермонтов до сих пор живы благодаря именно рекламе. Одному из Загоскиных её как раз не хватило.

A.Parshin   02.04.2021 16:57     Заявить о нарушении
Извините, не соглашусь. Ролсто Загоскин не попал в советские школьные программы по литературе. Иначе читали бы все, как миленькие. Читали - и восторгались.

Светлана Бестужева-Лада   02.04.2021 00:32   Заявить о нарушении
Просто. Пардон за опечатку.

Светлана Бестужева-Лада   02.04.2021 04:25   Заявить о нарушении
Так вот ему удачи и рекламы не хватило.

A.Parshin   02.04.2021 17:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.