Легенда про Ковыль и Полынь

Знайте все  - Заступница Богородица,
Испокон века с русским витязем водится!

 То  не  сказ  для нас и не ложь - это быль,
Как в  степи  ветра   колыхают ковыль,
Разыгрались космы, что  волны морские,
В прошлой  жизни  остались годы лихие.
Серебром степь  блестит на закате дня,
Лечит тело своё в серебре  ковыля
воин, что  купался в прохладной воде,
Словно  конь извалялся  в  траве - мураве.

Как придёт весна, вмиг степь заколышется,
Гулкий топот копыт в округе заслышится,
Мать, жена  слёзы  льёт, князь  поход собирает,
 Ворог знать  пришёл, конь ковыль поедает.
Знает  каждый из них, смерть  его так  близка,
 Не  обнимет  он мать, ни  жену, ни сынка.
Ишь, летит вороньё, что  чёрная  туча,
 Ноне  рать в степи, где высокая круча!
На заре  с двух сторон, вкруг  стоят враги,
Вопль громкий, призывный,по степи плач совы.
- В поле брани лежат муж,отец,сыновья,
Малых деток забрали враги навсегда.
 От горя такого мать, жена  голосят,
И стремглав за врагом словно птицы летят,
Да в надрыв закричат, слёзы горькие льют,
В опустевший свой дом седыми идут,
В клочья волосы рвут, по ветру бросают,
 Врага -  супостата на век проклинают.
А где волос женский земли коснётся,
То травой Ковыль в степи  обернётся.
Но никто никогда в дом ковыль не возьмёт,
Он горе людское за собою несёт.
Лишь  полынь траву в степи собирают,
 Степной травой мир в семье сохраняют.
То полынь трава может их излечить,
И скотину весной и зимой прокормить.

А в степи Ковыль и Полынь всегда рядом,
Искушает всех запах, притянут нас взглядом.
Серебрится полынь и  ковыль колосится,
Да от ветра степного волною ложится,
Бережёт ковыль полынь от ожога,
От  палящего солнца и ветра лихого.

Не обнять боле сына ни  мужа, дружка,
В тело, вглубь вошло остриё ковыля,
Ость, частица мала, острее кинжала,
Опасна  для всех, что змеиное жало.
Помнит степь и ковыль клёкот орла,
Песни лихие и посвист кнута.

Помнит  степь,ковыль битвы богатырей,
Дружина у русских  была всех  сильней,
Им свобода и честь всегда  дорога,
Помнит степь, ковыль злость и лютость врага.



Легенды: К какому типу преданий относится предание "Ковыль"и почему ?  Создай свою легенду!

 В  одних  картинах  седой  ковыль  предстает  перед  нами  в  виде  самой  древней  степи,  ушли   в  небытие  кочевого  образа  жизни,  в  другой ковыль ассоциируется с ветром, вольно гуляющим на степных просторах; то предстает в качестве  молчаливого свидетеля человеческих радостей и страдания жителей Великой Степи.   
Как  пахнет  степь?  или  «Помните  откуда  вы  родом?».
В казачьих поверьях степную ковыль-траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков-казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом.
Ковыль рвать и приносить в дом нельзя - может случиться несчастье. Наши предки, веками жившие рядом с ковылем, никогда его не рвали ради простого интереса. Может быть из - за того, что с незапамятных времен в народе существовало поверье, кто сорвет ковыль и принесет его в жилище, того в скором времени постигнет несчастье. Это поверье сохранилось с тех времен, когда как только зацветал ковыль, на нашу землю устремлялись иноземные конники. И стоял тогда плач и стон на многие версты. Так ковыль началом цветения предупреждал о надвигающемся несчастье. Это растение и помогало бороться с врагами. Во время цветения ковыля в степи было недостаточно корма для лошадей. Вместе со скудным кормом вражеские лошади поедали и часть ковыля. Острые зерна этого растения втыкались в языки лошадей. После чего развивалось заболевания, которое очень трудно лечилось. Лошади не могли уже полноценно питаться. В результате слабели и погибали. Так ковыль помогал от набегов врагов. В народе это растение называют «шелковой травой», травой-защитницей, травой горя, травой - печали.
     Ты видел, как плачут и убиваются ласточки-касатушки, когда у них забирают птенцов? Нет? Жаль. Вот так матери наши метались по степи, провожая в неведомый полон своих лад и чад. Подлетали к дороге, чтобы в последний раз припасть к груди своей кровинушки, но звери-нехристи били их камчою, растрепанных, обезумевших от горя и отчаяния.Тогда они взбегали на курганы, махали оттуда руками, кричали последние напутственные слова, рвали в безысходности свои поседевшие волосы и голосили, голосили. Тяжело, беспросветно, в надрыв.
Потом, когда скрывались несчастные дети в дорожной пыли и сумеречном степном мареве, падали живыми снопами на курганную землю, бились в беспамятстве в судорожных рыданиях, рвали волосы, проклиная горькое свое материнство, мачеху-судьбину и призывая на головы врагов-погубителей небесные кары.

Ковыль... Это седые волосы матерей наших тугою взошли на горючих прощальных слезах. Оттого и мягок и волнист он. Не красив, а манит материнской нежностью своею. И на вкус солоноват да горек. Знай: ни один зверь, ни одна животина, ни одна птица не осмелится употребить в пищу эту святую траву - ковыль; ни один человек не рвет его в букеты - какая же от того радость?
Ведь материнские, поседевшие волосы...

Помнят ковыли битвы русских витязей с ворогом, набеги татаро-монгольских полчищ. Топтали их табуны диких коней, уводящих за собой на вольный ветер домашних собратьев. Слышали травы тихие песни кочевников и пастухов, лихой свист джигитов и клекот орлов. Много им пришлось повидать, Много крови пролилось на их корни.
На пастбищах ковыль поедается и лошадьми, и овцами на протяжении раннего периода цветения. Со  временем злак грубеет и лучше поедается только после осенних дождей.Отцветший ковыль опасен для  животных, так как его ость закручена в тугую спираль, которая при высыхании раскручивается и ранит  животным язык, набивается в шерсть, вонзается в тело вследствие чего животные погибают.
 А молодой  ковыль издавна известен как нажировочный корм.
 Кобылицы, истощенные зимней бескормицей быстро  поправляются на ковыльных пастбищах.

Легенда:
Трагическая окраска, предающаяся степным сознанием ковылю выражена в древней золотоордынской  легенде о его происхождении. Некогда жил красивый юноша по имени Ковыл.   
…Он был сыном бая и делал в жизни то, что хотел. Но вот однажды, когда он возвращался с     охоты,  случайно увидел прекрасную девушку, собиравшую в степях цветы. Юноша влюбился    без памяти в девушку, чье имя было – Полынь. Только о ней он думал, о прекрасной Полыни.
Девушка отказала ему. И тогда взбесился байский сын.
Он пропел перед другами своюлживую песню,  в  которой говорилось, что Полынь обесчещена и теперь всякий, кто хочет, может позабавиться с нею.   
Ранним -ранним  утром,  когда  степь  была  еще  холодна  и  блестела  от  росы,  убежала  Полынь  из  родного  селения,  оставив  и  стариков-родителей,  и  кров.  Она  оседлала  коня  и  помчалась  в  бескрайние  дали  –  подальше  от позорного  навета.  И  смех  ее  сменился  горькими-горькими  слезами.  С  той  самой  поры,  когда  мы  плачем  от  горя,  то  называем  слезы  –  горькими. Видя,  что  от  погони  не  скрыться,    девушка обратилась к Степи,с которой разговаривала, как с родной, с детства. «Спрячь, укрой меня! прошептала Полынь. Ковыл и его друзья, примчавшись через какие-то минуты к тому месту, увидели  только коня девушки, и рядом – серо-зеленый, невзрачный кустик, от которого веяло горечью разлук и  потерь. Так появилась на земле Полынь.  Ковыл  хотел  забыть  свою  любовь.  Он  искал  счастья  с  другими  девушками,  пировал,  охотился.  Но  однажды,  по  непонятному  зову  сердца,  вернулся  к  своей  Полыни  и  обратился  рядом  с  ней  высокой  серебристой травой, что всегда напоминает о грусти и бренности земного пути. Так на земле появился  Ковыль. Ковыль  и Полынь теперь  всегда рядом, всегда вместе.
  Полынью   лечили  болезни  пищеварительного  тракта  и  нервной  системы.  Раньше  казаки  считали,  что  полынь  успокаивает нервы, улучшает остроту зрения. Поэтому, когда выпадала роса они подолгу лежали в полынной степи. Уже научно доказано, что полынь проясняет ум и обостряет сверхчувственное восприятие.
Полынь  обыкновенную  называют  женской  травой,  она  считалась  родовспомогательным  средством,  согласно  греческой  легенде  в  этом  качестве  траву  впервые  использовала  богиня  Артемида.  При  этом  жрецы Изиды, египетской богини плодородия и материнства носили венки из полыни. Подобное известно и у славян. Ритуальные венки из полыни плели и носили девушки в ночь на Ивана Купалу. Женской  ипостаси  полыни,  есть  научное  объяснение:  полынь  обыкновенная  способствует  выработке  гормонов  гипофиза и уравновешивает женскую гормональную систему. Этот непонятный запах – запах степной  полыни, родины Великого Бейбарса – султана Египта и Сирии.   
Лучше уже наверно о полыни не скажешь: «…невзрачен стебелек полыни, а поди ж ты, как властвует  он над чувствами человека, возвышая его духовно и укрепляя нравственно. Как опустели бы, померкли  наши степи и пустыни, лишись они вдруг той прелести, что придает    им совсем непонятная на вид горькая  полынь…».                Мотив  ковыля  и  полыни   это  эпический  мотив,  обладающий  устойчивым  набором  аутентичных  значений,  заложенных  в  них  как  генетическом  уровне,  так  и  развиваемом  на  протяжении  долгой  исторической  жизни  кочевого  этноса.  Союз  этих  двух  трав  в  степи  представляется  нами  как  союз  Мужского и Женского, как союз Тенгри и Умай, породивший кочевника, в   заговоре Девяти священных трав  северной традиции  полынь является первой из девяти, она всегда в  Центре всех священных растений.   
В  Китае  пучки  полыни  развешивали  в  домах  во  время  Праздника  дракона,  чтобы  отпугнуть  злых  духов. Японские айны жгли полынь для изгнания духов болезни: считалось, что запах этого растения им  ненавистен. Римляне высаживали полынь вдоль дорог и клали ее стебли в обувь, чтобы ноги не уставали  от долгой ходьбы, а также носили с собой для защиты от диких зверей, отравлений и апоплексического  удара. Полынь   оберегает  дом  от  вторжения  эльфов  и  других  опасных  существ  и,  как  считается, излечивает от безумия и помогает в астральной проекции.

Сказания о поединке князей Мстислава Храброго и Редеди
Сказание о поединке в русской летописи

Суть сказания следующая: тмутараканский князь Мстислав в 1022 г. с дружиной выступил в поход на касогов (средневековое наименование черкесов в широком понимании этого термина - адыгив, абазов, кабардинцев, черкесов). На встречу ему выступил с войском касожский князь Редедя. Когда оба войска встретились, Редедя предложил сразиться Мстиславу с ним лично, чтобы не губить войска. Победителю доставались владения проигравшего. Мстислав согласился. Он сумел одолеть Редедю, взмолившись Богородице, затем, по традиции того времени, поразил его ножом. После этого касоги стали данниками и вассалами тмутараканского князя. Так передает это сказание русская летопись, написанная монахом Никоном в Тмутараканском княжестве во времена, когда еще могли быть живы очевидцы поединка.

Черкесские сказания о поединке

В черкесском эпосе сохранились несколько вариантов предания о Редаде и его поединке с русским князем. Сам факт наличия предания в народном эпосе черкесов, потомков касогов, подтверждает реальность поединка двух князей.
Кабардинский исследователь Ш.Б. Ногмов передавал это сказание в несколько ином варианте: адыги долго жили не воюяч ни с кем, но князь Идар с великаном Редедей собрали воинов из разных адыгских племен и пошли на Тамтаракай. На встречу им вышло тамтаракайское ополчение. Редедя захотел решить исход войны поединком, исходя из обычаев того времени, и попросил у тамтаракайского князя лучшего воина. Князь сам вышел на поединок с Редедей. Они отложили оружие и несколько часов боролись. Когда Редедя пал, таматаракайский князь по обычаю поразил его ножом. После этого адыге вернулись по домам.

Суть сказания следующая:  После этого касоги стали данниками и вассалами тмутараканского князя. Так передает это сказание русская летопись, написанная монахом Никоном в Тмутараканском княжестве во времена, когда еще могли быть живы очевидцы поединка. сказал Редедя Мстиславу: „Чего ради погубим дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все». И сказал Мстислав: „Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: „Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: „О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю.
А.М. Шортанов передал несколько иную версию сказания. Этот вариант он записал со слов Нури Цагова, когда исследовал адыгский фольклор: Редадя был князем села. В это время между Доном и Кубанью появилось русское поселение. Редадя собрал войско и пошел войной на русских. Многих русских адыги победили, но сам Редадя погиб. Этот же Нури Цагов рассказал другую версию сказания: во времена князя Кирмиша на Таманском полуострове появилось русское поселение. До этого русских там не было. Русскими правил Пренс Мстислау. Мстислауу сражался с сыном Кирмиша - Идаром. Идар победил Мстислау, и много русских погибло. Князь Редедя прогнал русских с Таманского полуострова, но сам погиб.

Что было после поединка

Что же было в реальности после победы Мстислава над Редедей? Тмутараканское княжество не пало перед касогами и не было битв. По завету Редеди Мстислав усыновил его детей, крестив их в православие. Редедя был не князем отдельного касожского племени, а всех касогов, значит все касоги подчинились Тмутаракани. Подтверждением этому стал факт того, что в следующем году Мстислав совместно с хазарами и касогами пошел на Русь, где в битве под Лиственом при помощи северян разгромил войско Ярослава Мудрого, его самого и варягов обратил в бегство. В 1026 г. братья помирились и Мстислав передал Ярославу как старшему брату в управление половину Руси. В этой битве погиб сын Редеди Роман, женатый на дочери Мстислава Татьяне.
Многие русские знатные роды производили свое легендарное начало от Редеди. Но это не может быть документально подтверждено.
 Основное отличие русского и адыгского варианта - русский вариант был письменно оформлен в скором времени после поединка, а адыгский вариант прошел через века в форме легенды народного эпоса. Адыгский вариант приобрел легендарность в виде князя Идара, жившего на несколько столетий позже поединка, а сказанию присуще народное возвеличивание национальных героев. Поединок состоялся в 1022 году. ОБ этом свидетельствуют еще записи в Никоновской, Радзавиловской летописях и в Слове о полку Игореве. Поединок завершившийся, в целом, мирным путем имел большие, глобальные, последствия в последующем. Так Мстислав после поединка, включив в свою дружину косогов "...пошел воевать на Оку и Новгород", т.е. он, Мстислав, начал процесс объединения русских земель, что в последующем сыграло решающую роль в борьбе с монголо - татарами. Со стороны адыгов поединок ототдвинул покорение Кавказа русскими на 800 с лишним лет. Если адыги в своем развитии состояли, на то время, в развитом феодальном строе, то остальные народы Северного Кавказа находились еще в патриархально - родовом.


© Copyright: Лидия Толченникова, 2021
Свидетельство о публикации №221022701251


Рецензии
Приветствую,Лидия! Огромное спасибо,что предложили мне познакомиться и со своим произведением ,и с теми материалами,которые Вы дали как справку к нему.
Все вместе говорит о том,что Вы замечательно поведали эту историю о ковыле.Все
строки не отступают от истины и демонстрируют очень интересные картины происходящего.Очень впечатлен дополнительными материалами,особенно легендой о
Ковыле и Полыни.Очень трогательно.Да,наверное,потому,помню это с детства,в букетах полевых цветов я не видел ковыль.А у нас он растьет,действительно,на бедных и
засушливых землях,как знак беды или нужды во влаге.Премного благодарен не только
за интересное произведение ,но и за полезный справочный материал! Всего Вам
доброго!
С уважением и теплом,Владимир.

Владимир Ильич Басалаев   21.06.2022 03:43     Заявить о нарушении
...благодарю за положительный отзыв,...и вам Владимир,всех благ и крепкого здоровья,...

Лидия Толченникова   21.06.2022 11:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.