Гибель генерала Маркова

Разрыв снаряда,белая папаха
Слетела с непокорной головы.
В крови мундир,нательная рубаха,
Душа уходит в лучшие миры.

- Наш Марков ранен!- разнеслось над полем,
А следом слышно,- Господи,спаси!
Солдаты на себе несут героя,
Таких как Марков мало на Руси.

- Не надрывайтесь,братцы,положите,-
Слабеет голос,стекленеет глаз,-
Икону мне,вот с этим поспешите,
Благославлю на ратный подвиг вас.

Кругом война,а мы на поле битвы,
И пусть в дыму не видно ни черта,
Я обращаюсь к Господу с молитвой.
Мы под защитой нашего Христа,

А коли так,пускай живёт в вас вера,
Ведь без неё не стоит воевать.
Вы слышите,солдаты,офицеры?
За Русь Святую,православна рать!..

Разжались пальцы,выпала икона,
Сомкнулись навсегда его уста.
Дорога в небо,как же она скора,
На землю опустилась темнота.



Бой у станции Шаблиевская


12 июня 1918 год. Дивизия была поднята задолго до рассвета и в темноте двинулась, имея впереди дозорные цепочки Кубанского стрелкового полка. Когда раздались первые выстрелы сторожевого охранения красных, полк не останавливаясь, развернулся в боевой порядок.
Светало. Впереди показался хутор, и вскоре оттуда по наступающим затрещали пулеметы и массовый ружейный огонь. Затем открыла огонь и батарея противника, стоявшая у станции. Стрелки вынуждены продвигаться перебежками по открытой и ровной местности. Атака неизбежно сулит большие потери. Генерал Марков это видит и приказывает командиру конной сотни, есаулу Растегаеву, указывая на низину вправо, обскакать по ней хутор с юго-востока и атаковать его. Сотня, проделав предварительный маневр по низине, с расстояния чуть ли ни с версту, кинулась в атаку на хутор. Она налетела на левый фланг расположения красных. Сна ряды красных рвались сзади нее. Огонь пехоты с противоположного берега речки почти не нанес ей потерь, когда она с гиком ворвалась в южный край хутора, захватив сразу же два пулемета и до 150 пленных. Углубиться в хутор сотня не смогла, но ее удар заставил красных оставить позиции перед хутором.
Генерал Марков, увидев это, вместе с группой бывших с ним конных, помчался к хутору. Орудие штабс-капитана Шперлинга с батарейным пулеметом скачет за генералом Марковым, обогнав цепь стрелков. Вскочив в хутор, группа конных с генералом Марковым была встречена огнем. Двое свалились с лошадей. Пулемет и орудие открыли огонь по сараям, в которых задержались красные. Помогла и артиллерия противника, снаряды которой ложились как раз по расположению красных. Через короткое время подбежали цепи стрелков. Хутор занят. Стрелки бегут вперед, на плечах убегающих красных переходят мост через речку и продолжают наступление на станцию.
За это время 1-я батарея обстреляла идущий из Торговой эшелон, подбила его паровоз, и засыпала снарядами красных, выскочивших из эшелона и бегущих на станцию. Она заставила замолчать красную батарею и сняться с позиции. Но обстрел хутора артиллерийским огнем продолжался: стрелял красный бронепоезд.
Генерал Марков вышел из хутора, чтобы видеть переправу стрелков через речку. Он отдавал распоряжения Кубанцам и батарее. Близко рвались снаряды. Есаул Растегаев, бывший в это время с ним, едва уговорил генерала Маркова уйти в хутор, но и там, едва он отошел от одного здания, как на месте, где он был, разорвался снаряд.
- Знатно, но поздно! - бросил генерал Марков.
Генерал Марков должен видеть все поле боя, должен видеть противника, его бронепоезд и красных, оставляющих свой подбитый эшелон, о чем ему только что доложили. Ом взбирается на крышу одного сарая, где батарея устраивает свой наблюдательный пункт. Но быстро спускается: приехал разъезд от 3-й пехотной дивизии. Выслушав доклад о положении у станции Торговая, он приказывает передать туда, что его дивизия сбила красных с выдвинутой их позиции и переходит к атаке станции Шаблиевка, и сам спешит опять на окраину хутора. Рвутся снаряды красных, стреляет их бронепоезд, стоявший у самого моста. Есаул Растегаев снова просит генерала Маркова уйти с явно наблюдаемого противником места, но, получив задачу для конной сотни, отходит от него.
Было около 6 часов утра. Артиллерийский бой в полном разгаре. В 1-й батарее уже выбыло из строя 9 человек и 7 лошадей. Кубанские стрелки атакуют станцию, и вдруг...
"Один из вражеских снарядов упал с левой стороны, шагах в трех от генерала Маркова. Раздался взрыв, и генерал Марков, как подкошенный, свалился на землю. Рядом - его белая папаха".
"Наблюдая за ним, я и находящийся рядом со мной прапорщик Петропавловский бросились вперед и подбежали к генералу Маркову. В первое мгновение мы думали, что он убит, так как левая часть головы, шея и плечо были разбиты и сильно кровоточили, он тяжело дышал. Мы немедленно подхватили раненого и хотели унести его назад, за сараи, как раздался новый взрыв с правой стороны. Мы невольно упали, прикрыв собой генерала. Когда пролетели осколки, мы отряхнулись от засыпавшей нас земли, снова подняли его и перенесли в укрытие", - из записи кубанского стрелка, поручика Яковлева, бывшего со взводом в прикрытии батареи.
Больше бронепоезд красных уже не стрелял по хутору: он уходил на север.

Смерть генерала Маркова

Раненого перенесли в дом. Доктор ужаснулся при виде ранения: осколочное ранение в левую часть затылка и вырвана большая часть левого плеча.
- Положение безнадежно, - сказал он.
Стоявшие тут перекрестились. Генерал Марков тяжело дышал. Спустя часа два он пришел в сознание.
- Как мост? - спросил он.
Командир Кубанского стрелкового полка поднес к лицу Генерала его икону, которую всегда возил его ординарец. Генерал Марков поцеловал икону и сказал отрывисто:
- Умираю за вас... как вы за меня... Благословляю вас..., - дальше нельзя было разобрать, что говорил он.
Через несколько минут его не стало...


Рецензии
Светлая память генералу Маркову.
Один из лучших был.
В фильме он хорошо показан, просто
и геройски.
Спасибо, Олег.
С наступившей весной тебя.
Жму руку.

Александр Ляйс   01.03.2021 22:30     Заявить о нарушении
Спасибо,Саша,тебя с весной тоже!

Олег Кашицин   02.03.2021 21:43   Заявить о нарушении