Памяти Ларисы Васильевой

Советская и российская поэтесса, прозаик и драматург, филолог. Автор более двадцати поэтических сборников. Основательница музея «История танка Т-34».
Родилась: 23 ноября 1935 г., Харьков
Умерла: 27 февраля 2018 г. (82 года), Лобня, Московская область, Россия
Родители: Николай Алексеевич Кучеренко.





  27 февраля 2018 года не стало Ларисы Николаевны Васильевой, поэта, писателя, публициста, автора нашумевших книг "Кремлевские жены" и "Дети Кремля", автора пронзительных поэтических строк, глубокого, умнейшего человека.
  Она была моим литературным наставником, руководителем поэтического семинара в Литературном институте. Нас было 16 человек. Две девушки - Галина Лунегова из деревни Рочево Республика Коми, я из Куйбышева (теперь - Самара) и 14 парней. Из Киева, Ленинграда (сейчас  С-Петербург), из Москвы (Григорий Зобин), Твери  (Анатолий Устьянцев), Красноярска и других городов СССР.
   Конец 80-х. На одном из творческих семинаров Лариса Николаевна рассказала нам, что собирает материал о женах первых лиц Кремля и собирается писать документальный исторический роман. Речь шла о будущих книгах "Жены Кремля" и "Дети Кремля". В это же время в память об отце, Николае Кучеренко ,  одном из создателей легендарного танка, Лариса Васильева создавала Музей Танка Т-34. Я приложила свои пальчики к этому делу, печатая на древней машинке надписи для экспонатов. Впервые музей открылся на даче, когда-то принадлежавшей ее отцу. Помню прощальный высочайший костер на этой даче и нас, вставших вокруг костра.
- "Забудется многое,-  сказала  Лариса Николаевна тогда,-  но этот костер вы будете помнить всегда".  Мы помним.
Светлая память!


СТИХИ ЛАРИСЫ ВАСИЛЬЕВОЙ

Не жду тебя. Не вспоминаю.
В стихах напрасных не зову.
И право, — был ты наяву
иль померещился — не знаю.
Однако, почему-то мне
с тех пор, как мы расстались нежно,
легко живется, безмятежно…
Не так бывало.
При луне,
огнем предчувствия полна,
я жгучей радости искала,
и жаркая рука ласкала
холодный переплет окна.
Зачем спокойна я теперь?
Не жду тебя. Ужели это
грядущей старости примета
иль следствие сплошных потерь?
А может, то, что до сих пор
казалось бешеною страстью,
разрывом, и порывом к счастью,
и разочарованием, — вздор?
Есть лишь любовь, что никогда
не свяжет властью иль упреком,
но в этом мире одиноком
она — угасшая звезда.

ххх
Ты говорил,
а я молчала,
ты уходил,
а я ждала,
ты возвращался,
я встречала,
ты был,
а я — как не была.
С тебя все в жизни начиналось —
от утра до чернильных строк,
и счастье о порог плескалось,
как будто море о песок

ххх
От неожиданности встречи
забыла стыд. И груз обид
вдруг перестал давить на плечи,
а с плеч, как с яблонь цвет, летит.
Упреки, слезы — все ничтожно,
и все забыто быть должно,
и расставание невозможно,
и неминуемо оно.

ххх
Великое искусство—
изведать свой полет,
извлечь из мысли чувство,
как из полыни — мед,
мечтой парить раздольно,
взлетая высоко, —
а если сердцу вольно,
то на душе легко, —
сразиться с зимней вьюгой
и летнею волной,
но круговой порукой
связать себя с весной,
растоптанные травы
попробовать поднять —
и это выше славы,
ужели не понять?

ххх
Пережила, перемогла,
переждала, перетерпела
все то, что в сердце берегла,
чего сберечь я не сумела.
И радуюсь напевам птиц,
ветров невидимому чуду,
и счастье тысячами лиц
глядит свирепо отовсюду.


Рецензии