Ванятка

Произошла эта история в 2004 году, когда  двигаясь на автомобиле по дороге домой,   я подобрал   попутчика – странствующего монаха по имени Зосима.   Встреча с этим интереснейшим человеком в значительной степени изменила мое миропонимание.
  Спаси его,  Боже.

Люди считают, что юродивый – это человек с обязательным наличием у него психического расстройства или телесного изъяна. Говоря простым языком, это обычный дурак. Церковь неустанно опровергает данное определение, утверждая, что такие люди самопроизвольно обрекают себя на мучения, окутываясь завесой, скрывающей истинную доброту помыслов. Богословие призывает различать такие два понятия, как юродивые от природы и юродивые "Христа ради". Если с первым типом все вроде понятно, то про второй следует поговорить подробней. Они из-за своей сильной любви к Богу становились аскетами, ограждали себя от мирских благ и удобств, обрекая себя на вечные скитания и одиночество. В то же время они могли позволить себе безумное, неприличное поведение на людях, пытаться совращать прохожих. Проводя недели за молитвой, месяцы в посту, они были наделены даром провидения, но, несмотря на это, старались избежать земной известности.

Рассказ отца Зосимы               
В придорожной деревеньке жил Боголюбчивый отрок по имени Ванятка. От рождения он был хромым юродивым «Христа ради» и обладал даром виденья иного  невидимого другим людям.
В Пасхальные праздники в придорожном кабаке народа толчия. Хозяин сего заведенья Бога ради угощал первой рюмкой всех гостей.  Завсегдатай кабачка юродивый «Христа ради» по имени Ванятка, испытывая несказанную радость от  спасения Христа, приветствовал всех входящих: «Христос Воскресе!» И весело смеялся от ответного,      - «Во истину Воскресе!»
Очередной прохожий, вошедший в кабачок, поприветствовав всех радостным «Христос Воскресе!», подошел к стойке бара и, протянув медную денежку халдею,  попросил «Христа ради» в честь праздника Воскресенья Христова налить рюмочку беленькой. Халдей, устав от процедуры, с негодованием вернул монету путнику, сказав, что первая рюмка за счет заведения. Налив рюмочку беленькой подвинул  ее гостю и процедил   сквозь зубы: «Черта тебе вдогонку.»
 Путник перекрестил гостевую рюмочку и смачно опрокинул ее, слегка сморщившись.
Ванятка залился громким смехом, несколько обескуражив посетителей. У него спросили: « Что же тебя так развеселило?»   Тут Ванятка и пояснил:
- Когда вот этот заблудший отрок (показывает пальцем на халдея у барной стойки) направил нечистого в рюмку путника, черт сразу выскочил из темного угла и заскочил прямо в эту рюмку.
- А путник молодец, перекрестил крестным знаменьем рюмку и бес, как ошпаренный,   из нее выскочил, да и убежал обратно в свой угол.
Любопытный люд, зная о способностях Ванятки, пришел в полный восторг, крестясь и бесконечно восхваляя   Всевышнего.
Во -истину,  неисповедимы пути Божьи в укреплении веры  христиан.
Слава Богу!

Следующий случай произошел чуть позже, когда Ванятка  и вовсе стал проявлением истины Великой Милости Божьей и его величайшей мудрости.
Шел Ванятка по улице, вдруг останавливается около калитки дома, где живут праведные христиане. Стоит, ругается и плюется в разные стороны.
Долго стоял и ругался.  Потом продолжил свой путь. Опять остановился, но только у калитки другого дома, в котором даже не скажешь, что живут, а вовсе существуют горькие пьяницы и лентяи.
Остановился и плачет Ванятка. Льет прямо таки слезы горькие. Богу молится.
Не выдержали люди. Спросили его: « Почто, Ванятка, ты ругал людей хороших, а здесь стоишь и плачешь?»
Неужто пьянь подзаборная, ленная  ближе сердцу твоему, чем люд праведный и  добросовестный ?
И молвил Васятка юродивый «Христа ради» мудрость истинную в Вере.
Молвил такую мудрость, о которой любой мирянин и представить не мог:
- Не ругал я добрых людей. Они с Богом владу. В доме их Ангелы-Хранители и Божья Благодать.
- Ругал я бесов, которые стояли возле калитки и хотели в дом пробраться, а я отгонял их словом крепким и молитвой.
- А вот там, где пьянь живет, где нет в доме их Ангелов, а только бесы живут и мучают их.
- Стоят у калитки Ангелы – Хранители и сердцем плачут, а я с ними.

От автора:       Вот такая история.

Видимо, дан человеку выбор. И выбор этот определяет причастность сил добра и зла к судьбе человеческой. Ведь сам человек –  это истинное проявление Бога на Земле и только от его желания зависит его судьба. Свобода и право выбора всегда остаются за человеком, а  совесть является  ориентиром во мраке испытаний. Именно совесть – основание связующее нас с Богом, которое определяет  Божественное начало самого человека.

Ванятка

Жизнь наощупь идет по дорогам судьбы,
Безрассудство ведет в неизвестность.
Только совесть дает нам спасенье, но мы….
Мудрость Веры крестили в словесность.

(намеренно сюжетная линия несколько изменена)

Автор

Звоном рюмок кабак у дороги
Проходящих людей привечал
Песни русские хором с порога
Люд частной во все горло кричал.

И не сильно уж пьяные, вроде,
А горланят, вот только держись.
В песнях горесть о русском народе,
Потерявшем спокойную жизнь.

Кабачок повседневной заботой
Милость Божью бездомным дарил.
Христа ради, анисовой водкой
Православных на праздник поил.

Завсегдатай сего заведения
Богомольный юродивый был.
Несмотря на людей поведение.
Водку белую вовсе не пил.

Словом Божьим хозяйку он славил
За благие по Вере дела.
И печать красоты Православия
В тех молитвах Священных была.

Добрый люд подавал ему милость.
В благодарность поклон Небесам.
Сердце Отрока Миром святилось.
Видел я это чудо и сам.

Был для нас христианской загадкой
В дни гражданских, безумных годин.
Звали мы его просто «Ванятка».
Был он с Верой Христовой един.
В день весенний, без злобной оглядки,
По дороге шагал мужичок.
Поклонился он в ноги Ванятке,
Окрестившись, зашел в кабачок.

Попросил у хозяев добротных
Водки белой на праздник испить,
Протянув свой медяк на ладони,
Чтоб с лихвою заказ оплатить.

Путник
- Ты налей, Христа ради мне, мальчик,
Сделай милость, ведь праздник такой.

А в ответ, осерчав,  разливальщик
Поманил в рюмку черта рукой.

Разливальщик
- Пусть в нутро твое с водкой залезет.
Едким пьяницам верный урок.
Черт рогатый здесь будет полезен,
Душу смерда запрет на замок.

- Надоело мне пьяни на милость
Каждый раз в этот день объяснять,
Что хозяйка сама распорядилась
Одну рюмку бесплатно давать.

Автор
И поставив на стойку стаканчик
Водку белую разом налил.
В тот же миг,  черт послушный болванчик
Вместе с водкой в стакан угодил.

Весь кабак в изумлении замер,
Увидав в рюмке черта замес.
И от страха хмельной разливальщик
Прочь из винного бара полез.

Наш  Ванятка  не стал ждать подвоха,
Раза три рюмку ту  окрестил.
Черт рогатый истошно заохал
И исчезнув, дымок испустил.

Ванятка
Теперь пей, Христа ради, ты чарку.

Автор
Мужичок, повинуясь судьбе,
Попросил у кого-то сигарку.
Зашептались миряне в толпе.

Выпил водку он белую разом
И сигарку свою закурил.
Молвил: « Ловко ты эту заразу
Животворным крестом уморил.»

Люд кабацкий весь Богу молился
В перепутье душевных дорог.
Разливальщик на Ваню крестился.
Благий отрок безумцу помог.

Ванятка
Эх, зачем же ты так неразумно
К нам нечистого в дом пригласил.
Поступил ты пройдоха безумно,
Если черта прийти попросил.

Грех прескверный молитвой исправил,
Во Христе я тебя сохранил
И надежду к спасенью оставил
Черта хитрого верой сгубил.

Ты покайся пред Богом, бродяга
Мыслей грешных, заблудших своих.
Береги душу сердцем в молитвах
Отыщи свою совесть ты в них.

Супостат черных врат окаянных
Перед Богом тебя поносил.
Он боится молитв покаянных,
У него к православью нет сил.

Автор
В кабачке весь народ прибодрился
От истории чудной такой.
Каждый несколько раз окрестился,
Славя Бога лик правой рукой.

Тихим двориком узким Ванятка,
Покрестившись на буйный кабак,
По дороге пошел без оглядки
Хромотою своей кое – как.

Таял снег и на путь его лился,
Свет от неба светился у ног.
Хромый Ваня молитвой крестился,
Чтоб не сбиться с Христовых дорог

Я за ним шел небыстрой походкой
Чтобы милость Ванятке подать.
Опьяненный на празднике водкой,
Протрезвел, испытав благодать.

Проходя мимо дома благого,
Где Христом Богом люди живут,
Стал  ругаться Ванятка у дома:
«Что стоите нечистые тут?!»

«Уходите отсюда поганцы!
Неча этих людей привечать.
Здесь не будут бесовские танцы
Православной душой отмечать.»

Автор

Проходящие улицей люди,
Испугавшись как Ваня бесил,
Поспешали убраться подальше
В меру страха и  собственных сил.

Он, еще поругавшись немного
У калитки резной поплевав,
Похромал мокрой, скользкой дорогой,
Непонятно кого отругав.


Путь окольный зигзагами вился.
Грязь земная не в радость для ног.
Зовом сердца я к Богу стремился,
Познавал его мудрость как мог.

Возле ветхой разваленной хаты,
Где от пьянства усохли в глуши,
Ваня тихо сказал: «Виноваты
Сами в жизни такой алкаши.»

Здесь Ванятка, промокший до нитки,
Слезы горькие сердцем излил.
Он печально стоял у калитки
И прощенья у Бога просил.

Ванятка
Ты прости, Отче, братьев заблудших,
Сделай милость, их дух упреди.
Пусть в оберег им Ангел-Хранитель
Словом Божьим идет впереди.

Свет Небесный, Земли покровитель,
От нечистого нас огради!
Православных сердец искуситель,
Словом Божьим навек пропади.

Автор
Подошел я тихонько к Ванятке,
Поднимая свой взор к Небесам,
В православном по Вере порядке
Протянул ему милость, а сам
Стал искать в сих поступках ответа,
Задавая вопросы ему:
«Ты зачем возле дома ругался
На хороших людей?
Почему?

Ведь они православные братья
В Боге сердцем и делом живут.
И умом никаким не понять мне
В чем вина их порядочных тут.

Поясни, почему ты плевался,
Хаял люд сей, крестясь у ворот?
С ними жестко сейчас разобрался.
Напугал проходящий народ.

Здесь же ты обездоленный плачешь.
Слезы льешь ведь по грешникам сам,
А они все грешат, не артачась.
Не  в угоду Святым Небесам.

Ваня, милость приняв, помолился,
Вытер слезы свои на глазах.
В благодарность за милость крестился,
О поступке своем рассказав.

Ванятка
Не людей хаял я у калитки.
Хитрых бесов от них отгонял.
Чтоб не делали злобой убытки,
Словом Божьим я дом охранял.

В доме этом был Ангел-Хранитель
Православных намоленных душ.
Их судеб благородный целитель
Не допустит в семью эту сушь.

А вот к пьяницам я с укоризной.
Не могу благодать обещать.
В назиданье к ним бес злобный прислан,
Чтобы души грехом совращать.

Он поставлен, чтоб Свет опорочить,
Осквернить в нечистотах их дом.
И не будет им Ангел пророчить
Оправдание в вере потом.

Вот поэтому, Отрок, я плакал,
Богу сердцем молился за них.
Ангел душ их Хранитель не знал как
Излечить неразумие их.

Автор

Солнце совесть мою осветило,
Заискрилось на лужах у ног.
Вера в Бога давала мне силы
Через Благостный Ванин урок.


Рецензии